ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1190/2021 от 20.12.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-1190/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

20 декабря 2021 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием прокурора Быхановой Е.В.

при секретаре Гриценко О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-1190/2021 по административному исковому заявлению ЗАО «Звездный» о признании недействующими

решения Совета депутатов г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «Об утверждении внесения изменений в генеральный план г.о. <данные изъяты>» в части отображения на карте границ с особыми условиями использования территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17 и 50:52:0010316:8;

решения Совета Депутатов городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. <данные изъяты>» в части отображения на карте границ с особыми условиями использования территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17 и 50:52:0010316:8; в части отсутствия в описании зоны КУРТ-1 общей площади нежилой застройки;

решение Совета депутатов г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «Об утверждении внесения изменений в генеральный план г.о. <данные изъяты>» и решение Совета Депутатов городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. <данные изъяты>» в части включения земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38 в функциональную зону транспортной инфраструктуры (зона Т) и территориальную зону транспортной инфраструктуры (зона Т);

у с т а н о в и л:

Решением Совета депутатов г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «Об утверждении внесения изменений в генеральный план г.о. <данные изъяты>» внесены изменения в генеральный план городского округа Жуковский.

Указанное решение Совета депутатов г.о. <данные изъяты> было опубликовано в общественно- политической газете «Авиаград Жуковский» <данные изъяты>(827), <данные изъяты>.

Решением Совета депутатов городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «О внесении изменений в правила землепользования и застройки г.о. <данные изъяты>» внесены изменения в правила землепользования и застройки городского округа Жуковский.

Указанное решение Совета депутатов г.о. <данные изъяты> было опубликовано в общественно- политической газете «Авиаград Жуковский» <данные изъяты>(860),<данные изъяты>.

ЗАО «Звездный» обратилось в Московский областной суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства,

в котором просит признать недействующими: решение Совета депутатов Дмитровского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>/СД в части отображения на карте границ с особыми условиями использования территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17 и 50:52:0010316:8, а также в части включения земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38 в функциональную зону транспортной инфраструктуры (зона Т);

решение Совета Депутатов городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД в части отображения на карте границ с особыми условиями использования территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17 и 50:52:0010316:8; в части отсутствия в описании зоны КУРТ-1 общей площади нежилой застройки; в части включения земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38 в территориальную зону транспортной инфраструктуры (зона Т).

В обоснование заявленного иска указал, что административный истец является собственником земельного участка площадью 7 431,0 кв.м., кадастровый <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение многофункционального жилого комплекса, земельный участок расположен в границах улиц Маяковского-Горького- Пушкина в <данные изъяты>.

На основании постановления главы г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты> был утвержден проект планировки территории, расположенной в <данные изъяты>, ограниченной <данные изъяты>, Горького, Маяковского общей площадью 7,0 гектаров, и включающий несколько земельных участков: 50:52:0010317:17 (участок административного истца), а также прилегающие земельные участки с кадастровыми номерами: 50:52:0010316:8; 50:52:0000000:38; 50:52:0010317:19; 50:52:0010317:20; вид разрешенного использования указанных участков- строительство многофункционального жилого комплекса. Проект планировки территорию (далее ППТ) предусматривает размещение на данной территории многофункционального жилого комплекса «Звездный» (далее- МФЖК «Звездный») с установленными технико-экономическими показателями.

Согласно генеральному плану г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД территория МФЖК «Звездный» отнесена к функциональной зоне ОД-2 «зона многофункционального жилого комплекса «Звездный». В соответствии с правилами землепользования и застройки г.о. Жуковский (далее- ПЗЗ) от <данные изъяты><данные изъяты>/СД территория МФЖК «Звездный» отнесена к территориальной зоне Ц-11 «зона объектов многоцелевого назначения, установлена для размещения и эксплуатации объектов капитального строительства (их частей) административного, делового, коммерческого, торгового, социально- культурного, коммунально-бытового и иного назначения, жилых домов в составе многофункциональных комплексов».

Оспариваемыми в части решениями Совета депутатов г.о. Жуковский» от <данные изъяты><данные изъяты>/СД и от <данные изъяты><данные изъяты>/СД в генеральный план г.о.<данные изъяты> и в правила землепользования и застройки г.о. Жуковский внесены изменения, противоречащие требованиям ГрК РФ и нарушающие права и законные интересы административного истца.

В частности, после внесенных изменений, раздел 9.2.5 генерального плана, картографический материал генерального плана в новой редакции и карта градостроительного зонирования ПЗЗ содержат указания на наличие зон с особыми условиями использования территории на земельных участках с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17; 50:52:0010316:8, что обусловлено размещением на земельных участках газопровода высокого давления.

Вместе с тем, ранее расположенный в границах указанных земельных участков газопровод в установленном законом порядке в 2012 году за счет ЗАО «Звездный» был переложен и вынесен за их пределы, с соблюдением соответствующей охранной зоны. В 2013 году работы по перекладке газопровода высокого и низкого давления были завершены, ранее выданные технические условия были реализованы, что подтверждается документами ГУП «Мособлгаз», выданными в 2013 году. Таким образом, при разработке и утверждении соответствующих положений ПЗЗ и генерального плана, включение зон с ОУИТ в составе земельных участков с кадастровыми номерами: 50:52:0010317:17, 50:52:0010316:8, отсутствовали. Включение зон ОУИТ в состав КУРТ 11 не только не соответствует фактическим обстоятельствам, но и нарушает права ЗАО «Звездный», делая фактически невозможным реализацию проекта планировки территории, предусматривающей строительство объекта капитального строительства.

Генпланом и ПЗЗ в новой редакции земельный участок с кадастровым номером 50:52:0000000:38 отнесен к транспортной инфраструктуре (в соответствии с разделом 9.1.4 Генплана «Карта функциональных зон» и «Картой градостроительного зонирования...» ПЗЗ). В соответствии с редакцией ПЗЗ от <данные изъяты> указанный земельный участок входил в состав КУРТ-1, имел вид разрешенного использования: размещение многофункционального жилого комплекса; в соответствии с ППТ предназначен для размещения многофункционального жилого комплекса. Необоснованное исключение земельного участка из КУРТ 1 и отнесение к транспортной инфраструктуре не только противоречит ранее утвержденным ППТ и ГПЗУ, но и делает практически невозможным реализацию строительства жилого комплекса.

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района ( пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

ПЗЗ г.о. Жуковский в новой редакции не соответствуют генплану г.о. Жуковский в части отсутствия указания на наличие и параметры нежилой застройки в границах КУРТ-1, в то время как указанные параметры присутствуют в генеральном плане г.о. Жуковский. Как следует из материалов по обоснованию проекта внесения изменений в Генплан г.о. Жуковский - раздела «Территория планируемого размещения объектов инновационного, производственного, общественно-делового назначения, социальной инфраструктуры (стр. 55-56, п. 8 т. 1 «Планировочная и инженерно-транспортная организация территории. Социально-экономическое обоснование. II этап»), площадь объектов указанного (нежилого назначения), осуществляемого ЗАО «Звездный» на территории, ограниченной <данные изъяты>, составляет 51,3 тыс. кв.м., что соответствует параметрам, утв. ППТ <данные изъяты> от <данные изъяты> Кроме того, в соответствии с разделом «Перечень территорий планируемого размещения объектов капитального строительства жилого назначения в г/о Жуковский» (стр. 28, п. 4 т. 1 «Планировочная и инженерно-транспортная организация территории. Социально-экономическое обоснование. II этап») указана площадь жилой застройки в реализуемом ЗАО «Звездный» проекте - 16,31 тыс. кв.м., что тоже соответствует параметрам, утв. ППТ <данные изъяты> от <данные изъяты> Однако при этом в ст. 34 раздела «Градостроительные регламенты для зон КУРТ» части III «Градостроительные регламенты» ПЗЗ г.о. Жуковский для КУРТ-1, в состав которого входит земельный участок административного истца, указана лишь площадь жилой застройки - 16,31 тыс. кв.м. Указание на наличие нежилой застройки и общая площадь последней в ПЗЗ г.о. Жуковский отсутствует. Таким образом, в указанной части ПЗЗ в новой редакции подлежат признанию недействующими, как противоречащие нормативным правовым актам, имеющие большую юридическую силу.

Произведенное административным ответчиком изменение зонирования вышеперечисленных земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 50:52:0010317:17 нарушает права административного истца, делая фактически невозможной реализацию проекта планировки территории, предусматривающей строительство объекта капитального строительства.

Определением Жуковского городского суда <данные изъяты> от 5.07.2021г. административное дело по иску ЗАО «Звездный» к администрации г.о. Жуковский, Совету депутатов г.о. Жуковский о признании нормативно- правовых актов в части недействующими передано для рассмотрения в Московский областной суд по подсудности.

Административный ответчик- Совет депутатов городского округа <данные изъяты> представил письменные возражения на указанное административное исковое заявление, в которых указал, что оспариваемые в части решения приняты Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат действующего федеральному законодательству, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с чем просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

От административного ответчика администрации г.о. <данные изъяты> поступил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая, в том числе на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:52:0010316:8; 50:52:0000000:38; 50:52:0010317:19; 50:52:0010317:20, с изменением зонирования которых не согласен административный истец, относятся к государственной собственности; право аренды административного истца на указанные земельные участки на момент принятия оспариваемых нормативно- правовых актов было прекращено. Утвержденный постановлением Главы городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты> проект планировки территории, ограниченный <данные изъяты>, Горького, Маяковского в отношении вышеперечисленных земельных участков не был реализован в период действия договоров аренды; в настоящее время также не может быть реализован, так как договоры аренды спорных земельных участков прекращены и не являются действующими.

Согласно новой редакции генерального плана от <данные изъяты>, территории земельных участков с кадастровыми номерами: 50:52:0010316:8; 50:52:0000000:38; 50:52:0010317:20; 50:52:0010317:17 располагаются в Зоне с особыми условиями использования территории, данные о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, Публичной кадастровой карте Росреестра. Аналогичные сведения содержатся на карте градостроительного зонирования новой редакции ПЗЗ от <данные изъяты>. Соответствующие записи об ограничениях (обременениях) земельных участков с кадастровыми номерами: 50:52:0010316:8; 50:52:0000000:38; 50:52:0010317:20; 50:52:0010317:17, входящих в охранную зону газопровода-отвода с газорегуляторными пунктами от газопровода высокого давления «Кулаково», газопровода- отвода с газорегуляторным пунктом от газопровода высокого давления «Жуковский», внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты>-РМ «Об утверждении границы охранной зоны газораспределительной сети, расположенной в Раменском муниципальной районе и городском округе Жуковский» и по иным основаниям.

Доводы административного истца о том, что в 2012 году газопровод высокого давления был фактически вынесен за границы земельных участков с кадастровыми номерами: 50:52:0010317:17 (КУРТ 1), 50:52:0000000:38 (КУРТ 11), 50:52:0010316:8 (КУРТ 11), не нашли своего подтверждения. Данные газопроводы, как объекты имущества, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.

От представителя Комитета по архитектуре и градостроительству <данные изъяты> поступили письменные возражения на иск, в которых просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным лицом, с соблюдением процедуры принятия, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

От представителя АО «Мособлгаз» поступили письменные пояснения, в которых просит оставить заявленные требования без удовлетворения, указывая на то, что является собственником сетей газоснабжения, расположенных по адресу: <данные изъяты>, кадастровые номера 50:52:0000000:17998, 50:52:0000000:17997. По выписке из ЕГРН от <данные изъяты>, сооружение с кадастровым номером 50:52:0000000:17997 расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:52:0010317:17, принадлежащего административному истцу. По выписке из ЕГРН от <данные изъяты> сооружение с кадастровым номером 50:52:0000000:17998 расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:52:0010317:17; 50:52:0000000:40, 50:52:0000000:41. Следовательно, довод административного истца о том, что газопровод вынесен за пределы земельного участка не соответствует данным Единого государственного реестра недвижимости.

Обращает внимание суда также на то, что в 2021 году административному истцу выдавались технические условия на перекладку газопровода высокого и низкого давления, тогда как администрацией городского округа были выданы разрешения на строительство сетей газопровода. Сведения о демонтаже старых газопроводов, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 50:52:0010317:17 до перекладки и перекладку газопроводов высокого и низкого давления за границы земельного участка административного истца, в материалы дела не представлено. Довод истца о расположении газопровода на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:52:0000000:40, 50:52:0000000:41 противоречит данным ЕГРН.

В судебном заседании представитель административного истца Дорошенко В.А. по доверенности поддержала административный иск.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа <данные изъяты>Джус Е.В. иск административного истца не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика администрации г.о. <данные изъяты>Кочегарова Л.В. также просила отказать в удовлетворении заявленного иска.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству <данные изъяты>Мамедов Т.Т. возражал против удовлетворения заявленного иска по доводам, приведенным в отзыве.

Представитель заинтересованного лица АО «Мособлгаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В. полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Совет депутатов городского округа <данные изъяты> является представительным органом, который наделен полномочиями по утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа <данные изъяты> (статья 23 Устава).

Решением Совета депутатов г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД утверждены изменения в генеральный план городского округа Жуковский.

Решением Совета депутатов городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД утверждены изменения в правила землепользования и застройки городского округа Жуковский.

Указанные нормативно- правовые акты опубликованы в официальном печатном издании Совета депутатов и администрации городского округа Жуковский -общественно- политической газете «Авиаград Жуковский», выпуски: <данные изъяты>(827), <данные изъяты>; <данные изъяты>(860),<данные изъяты>.

Учитывая нормы Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положения Устава городского округа Жуковский, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции.

С учетом установленных обстоятельств, оспариваемые в части нормативные правовые акты были приняты в пределах полномочий Совета депутатов городского округа Жуковский, опубликованы, надлежащим образом доведены до всеобщего сведения и вступили в законную силу в соответствии с федеральным законодательством и не оспариваются административным истцом по порядку их принятия и вступления в действие.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Материалами дела подтверждается, что ЗАО «Звездный» является собственником земельного участка площадью 7 431,0 кв.м., кадастровый <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение многофункционального жилого комплекса; земельный участок расположен в границах улиц Маяковского-Горького- Пушкина в <данные изъяты>.

Кроме того, в период с 2012г. по 2020г. ЗАО «Звездный» являлся арендатором четырех земельных участков, относящихся к государственной собственности, с кадастровыми номерами: 50:52:0010316:8; 50:52:0000000:38; 50:52:0010317:19; 50:52:0010317:20, граничащих с земельным участком с кадастровым номером 50:52:0010317:17.

На основании постановления главы г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты> был утвержден проект планировки территории, расположенной в <данные изъяты>, ограниченной <данные изъяты>, Горького, Маяковского общей площадью 7,0 гектаров, и включающий несколько земельных участков: 50:52:0010317:17 (участок административного истца), а также прилегающие земельные участки, относящиеся к государственной собственности, с кадастровыми номерами: 50:52:0010316:8; 50:52:0000000:38; 50:52:0010317:19; 50:52:0010317:20; вид разрешенного использования указанных участков- строительство многофункционального жилого комплекса. Проект планировки территорию (далее ППТ) предусматривает размещение на данной территории многофункционального жилого комплекса «Звездный» (далее- МФЖК «Звездный») с установленными технико-экономическими показателями.

Генеральным планом г.о. Жуковский в редакции от <данные изъяты><данные изъяты>/СД территория МФЖК «Звездный» была отнесена к функциональной зоне ОД-2 «зона многофункционального жилого комплекса «Звездный».

Правилами землепользования и застройки г.о. Жуковский (далее- ПЗЗ) от <данные изъяты><данные изъяты>/СД территория МФЖК «Звездный» отнесена к территориальной зоне Ц-11 «зона объектов многоцелевого назначения, установлена для размещения и эксплуатации объектов капитального строительства (их частей) административного, делового, коммерческого, торгового, социально- культурного, коммунально-бытового и иного назначения, жилых домов в составе многофункциональных комплексов».

На карте зон с особыми условиями использования территории в границах муниципального образования и на карте границ зон существующих и планируемых объектов капитального строительства местного значения, входящих в состав материалов по обоснованию внесения в 2020 году изменений в генеральный план, территории земельных участков с кадастровыми номерами: 50:52:0010316:8; 50:52:0000000:38; 50:52:0010317:20; 50:52:0010317:17 располагаются в Зоне с особыми условиями использования территории.

Аналогичные сведения о территории, входящей в состав зоны с особыми условиями использования территории содержатся на карте градостроительного зонирования новой редакции ПЗЗ от <данные изъяты>.

КУРТ - территориальная зона, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и применительно к которой в правилах землепользования и застройки в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий относится охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Согласно части 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ, границы зон с особыми условиями использования территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территории - охранная зона инженерных коммуникаций (охранная зона газопровода-отвода с газорегуляторным пунктом от газопровода высокого давления «Кулаково», газопровода-отвода с газорегуляторным пунктом от газопровода высокого давления «Жуковский») внесены в Единый государственный реестр недвижимости под реестровым номером 50:00-6.924 (учетный <данные изъяты>.00.2.6).

Границы зон с особыми условиями использования территорий - охранная зона инженерных коммуникаций отображены на карте ЗОУИТ в границах муниципального образования генерального плана городского округа <данные изъяты>, утвержденного решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>/СД (в ред. <данные изъяты><данные изъяты>/СД) и карте ЗОУИТ Правил землепользования и застройки городского округа <данные изъяты>, утвержденных решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>/СД (в ред. от <данные изъяты><данные изъяты>/СД) на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Охранные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (часть 6 и пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).

Учитывая изложенное, сведения о границах охранной зоны инженерных коммуникаций (по сведениям ЕГРН) на картах генерального плана и ПЗЗ отображены в соответствии с действующим законодательством, при этом охранная зона инженерных коммуникаций (реестровый <данные изъяты>.924) в Единый государственный реестр недвижимости полностью соответствуют отображенным на картах ЗОУИТ генерального плана и правил землепользования и застройки границам названной зоны.

Кроме того, вопросы установления размера и границ охранной зоны инженерных коммуникаций по сведениям ЕГРН (реестровый <данные изъяты>.924) не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления и не входят в предмет рассматриваемого спора, поскольку в документах территориального планирования и градостроительного зонирования отображаются зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства (в данном случае сведения о которой имеются в ЕГРН), при этом основания для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН находится за пределами рассматриваемого спора и не подлежат выяснению в порядке абстрактного нормоконтроля применительно к положениям главы 21 КАС РФ.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральным законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Ограничения, установленные в соответствии с действующим законодательством обязательны для всех правообладателей земельных участков в границах этих зон.

На основании изложенного, ограничения прав на земельные участки с кадастровыми номерами 50:52:0000000:38, 50:52:0010317:17, 50:52:0010316:8, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с внесением сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (50:00-6.924 - охранная зона инженерных коммуникаций). Таким образом, доводы административного истца о том, что указанные ограничения обусловлены оспариваемыми ПЗЗ и генеральным планом подлежат отклонению, как не обоснованные; документы территориального планирования и градостроительного зонирования не устанавливают такие зоны, а только отображают их в картографических материалах ПЗЗ и генерального плана.

Ссылка административного истца на утвержденный постановлением главы г.о. Жуковский от <данные изъяты> (в ред. от <данные изъяты><данные изъяты>) проект планировки территории, расположенный в городе Жуковском, ограниченной <данные изъяты>, Горького, бульвар <данные изъяты>, несостоятельна, поскольку проект планировки территории в силу ч. 6 ст. 41 ГрК РФ является основой для подготовки проекта межевания территории (далее- ПМТ), ПМТ в отношении рассматриваемой территории не разрабатывался и не утверждался, в связи с чем ППТ содержит лишь планируемые красные линии инженерных коммуникаций и сооружений, которые не опровергают имеющиеся ограничения в отношении рассматриваемой территории и не ставят под сомнения внесенные в ЕГРН сведения о ЗОУИТ - охранной зоне инженерных коммуникаций (реестровый <данные изъяты>.924). Кроме того, проект планировки территории имеет меньшую юридическую силу по сравнению с ПЗЗ и генеральным планом и не является документом, на основании которого устанавливаются ЗОУИТ.

Суд также принимает во внимание, что административный истец является собственником только одного земельного участка с кадастровым номером 50:52:0010317:17; право аренды административного истца на земельные участки с кадастровым номерами 50:52:0000000:38, 50:52:0010316:8 прекращены в 2020 году на основании судебного решения; указанными земельными участками, находящимися в государственной собственности, от имени собственника распоряжается администрация городского округа.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о расположении земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17, 50:52:0010316:8 в границах зоны с особыми условиями использования территории - охранная зона инженерных коммуникаций, а также по исключению из территориальной зоны КУРТ-1 земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38 являются необоснованными, поскольку оспариваемыми в части ПЗЗ и генеральным планом не затрагиваются права и законные интересы административного истца, который не является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0000000:38, 50:52:0010316:8, при этом на момент обращения с иском административный истец не является собственником каких-либо объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках, договоры аренды земельных участков прекратили свое действие, преимущественным правом на заключение нового договора административный истец не обладает. Оснований предполагать о нарушенном праве административного истца не имеется, права и свободы административного истца в указанной части явно не затрагиваются. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <данные изъяты>, утвержденными решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>/СД (в ред. от <данные изъяты><данные изъяты>/СД), земельный участок с кадастровым номером 50:52:0000000:38 был отнесен к зоне КУРТ-1 - зона осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в связи с нахождением земельного участка в аренде у административного истца, который предоставлялся последнему для использования в целях - под строительство 2-й очереди многофункционального комплекса с подземным автомобильным паркингом.

На основании решения Арбитражного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу № А41-1762/19, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от <данные изъяты> и постановлением Арбитражного суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, договор аренды от <данные изъяты><данные изъяты>-КЗ расторгнут в судебном порядке, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:52:0000000:38 арендатором по целевому назначению не используется с момента заключения договора от <данные изъяты><данные изъяты>-КЗ, то есть более трех лет. Таким образом, с момента вступления решения суда, административный истец не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38.

В настоящее время, земельный участок с кадастровым номером 50:52:0000000:38 находится в муниципальной собственности, правами третьих лиц не обременен.

При этом территория указанного земельного участка использовалась и используется, как часть улично-дорожной сети городского округа Жуковский и представляет собой автомобильную дорогу общего пользования местного значения - территорию <данные изъяты>, которая включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа <данные изъяты>, утвержденный постановлением Администрации городского округа Жуковский в ред. от <данные изъяты><данные изъяты> (п/п <данные изъяты> - <данные изъяты> протяженностью 0,464 км - отрезок рассматриваемого земельного участка включен в качестве улично-дорожной сети г.о. Жуковский).

Указанные обстоятельства подтверждаются решением Арбитражного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу № А41-1762/19, согласно акту обследования земельного участка от <данные изъяты>, представленного в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 50:52:0000000:38 не огорожен, имеется беспрепятственный доступ к участку, в границах осуществляется движение автотранспорта и пешеходов. Территория участка не благоустроена, какие-либо капитальные или некапитальные строения, объекты незавершенного строительства на земельном участке отсутствуют.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (п. 1 ст. 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).

Данный подход конкретизирован в ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, согласно которому, границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом округа, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Таким образом, с учетом прекращения договорных правоотношений и невозможностью дальнейшей реализации ППТ и принимая во внимание, что внесение изменений в проекты документов территориального планирования и градостроительного зонирования направлены на сохранение существующей дорожно-уличной сети городского округа Жуковский в границах земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38, доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений нормативно-правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, также являются необоснованными.

При таких обстоятельствах, расположение земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38 в территориальной зоне Т - Зона транспортной инфраструктуры, согласно правилам землепользования и застройки городского округа <данные изъяты>, утвержденным решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>/СД (в ред. от <данные изъяты><данные изъяты>/СД) соответствует функциональному назначению территории, установленной генеральным планом городского округа <данные изъяты>, утвержденным решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>/СД (в ред. <данные изъяты><данные изъяты>/СД), в соответствии с которым рассматриваемый земельный участок отнесен к функциональной зоне Т (Зона транспортной инфраструктуры).

Отклоняя доводы административного истца со ссылкой на ППТ, суд исходит из того, что проектом планировки территории, расположенной в городе Жуковском, ограниченной ул. <данные изъяты>, Горького, бульвар <данные изъяты>, утвержденным постановлением главы г.о. Жуковский от <данные изъяты> (в ред. от <данные изъяты><данные изъяты>) на участке <данные изъяты>, где расположен земельный участок с кадастровым номером 50:52:0000000:38, не предусмотрено жилищное строительство, поскольку данный участок территории по <данные изъяты> отнесен к зоне «Б-1 - зона планируемого размещения объектов благоустройства и озеленения, с использованием подземного пространства», которая входит в состав общественно- деловой зоны (Зона Б).

Также несостоятельной является ссылка административного истца на ранее утвержденный ГПЗУ. В соответствии с ч. 10 ст. 57.3 ГрК РФ срок действия ГПЗУ составляет не более 3 лет, указанный ГПЗУ, утвержденный постановлением администрации г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>, является не действующим.

Таким образом, доводы административного истца в части необоснованного исключения земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38 из территориальной зоны КУРТ-1, противоречии ранее утвержденным ППТ и ГПЗУ, а также невозможности реализации строительства жилого комплекса на данном земельном участке не состоятельны и на основании вышеизложенного подлежат отклонению, в том числе с тем учетом, что правообладателем данного земельного участка административный истец не является.

Относительно доводов административного истца о признании недействующими правил землепользования и застройки в части внесения в описания КУРТ-1 общей площади застройки многоквартирной застройки - 16, 31 кв.м., в отсутствие указания на общую площадь нежилой застройки - 51, 3 кв.м., суд считает необходимым указать, что в целях определения параметров развития и критериев включения земельных участков в границы территории для осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию утверждена Методика определения устойчивости развития территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (постановление <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>), в соответствии с которой перечень предельных и расчетных параметров при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий при осуществлении градостроительной деятельности дифференцирован по видам территорий комплексного и устойчивого развития <данные изъяты>.

В оспариваемой части градостроительный регламент КУРТ-1 соответствует виду КУРТ, в границах территории планируемой жилой застройки, указанному в Методике.

<данные изъяты>, многоквартирной жилой застройки, аналогична площади, установленной проектом планировки территории, и составляет 16,31 кв.м.

Включение общей площади нежилой застройки, которая составляет 51, 3 кв.м., в качестве расчетного параметра при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, Методикой не предусмотрено.

Вместе с тем градостроительный регламент КУРТ-1 предусматривает необходимость обеспечения минимально допустимыми объектами коммунальной, транспортной, социальной и других инфраструктур, в утвержденной документации по планировке территории.

Довод административного истца о несоответствии правил землепользования и застройки генеральному плану в части площади застройки, является несостоятельным, поскольку в соответствии с ч. 1.2 ст. 38 Градостроительным кодексом РФ предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определяются градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, а не определяются на основании материалов по обоснованию генерального плана муниципального образования, которые при этом не являются утверждаемой частью документа территориального планирования.

Таким образом, с учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, процедура принятия и опубликования не нарушена; соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушают права и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемые в части решения Совета депутатов городского округа <данные изъяты> соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ЗАО «Звездный» о признании недействующими:

решения Совета депутатов г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «Об утверждении внесения изменений в генеральный план г.о. <данные изъяты>» в части отображения на карте границ с особыми условиями использования территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17 и 50:52:0010316:8;

решения Совета Депутатов городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. <данные изъяты>» в части отображения на карте границ с особыми условиями использования территории охранной зоны инженерных коммуникаций в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:52:0010317:17 и 50:52:0010316:8; в части отсутствия в описании зоны КУРТ-1 общей площади нежилой застройки;

решение Совета депутатов г.о. Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «Об утверждении внесения изменений в генеральный план г.о. <данные изъяты>» и решение Совета Депутатов городского округа Жуковский от <данные изъяты><данные изъяты>/СД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. <данные изъяты>» в части включения земельного участка с кадастровым номером 50:52:0000000:38 в функциональную зону транспортной инфраструктуры (зона Т) и территориальную зону транспортной инфраструктуры (зона Т).

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Першина

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2022