Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Красногорск, Московская область 07 февраля 2019 года Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А., при секретаре Юликове Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-313/19 по административному исковому заявлению Никитиной Ольги Алексеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, У С Т А Н О В И Л: Никитина О.А. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости: жилого помещения - квартиры, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 67, 4 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты> Административный истец просила суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, получившим положительное экспертное заключение. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что кадастровая стоимость квартиры значительно превышает её рыночную стоимость, что нарушает его права как налогоплательщика. В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования. Представитель Министерства имущественных отношений Московской области не возражал против удовлетворения требований Никитиной О.А. об установлении кадастровой стоимости спорной квартиры равной её рыночной стоимости в размере определенном в отчете об оценке, полагая данную стоимость экономически обоснованной. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не обеспечили явку в суд своих представителей. При таких обстоятельствах суд считает возможным на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке. Суд, выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В силу ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии со статьями 15, 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 402 НК РФ. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 НК РФ. Законом Московской области от 18 октября 2014 года №136/2014-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2015 года. Учитывая порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на территории Московской области, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности физического лица - собственника данного объекта недвижимости. В силу статьи 3 Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Закона. В соответствии с абз. 2 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости – согласно абз. 11 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ – является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости. В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4). В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»). Судом установлено, что Никитина О.А. является собственником объекта недвижимости - квартиры, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 67, 4 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты> Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости спорного здания по состоянию на 01 августа 2015 года представлен отчет об оценке рыночной стоимости квартиры. Согласно указанному отчету рыночная стоимость спорного объекта составила <данные изъяты> рублей. Представленный отчет соответствует требованиям ч. 1 – ч. 3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Суд, оценивая представленный отчет с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному исследования оценщика не имеется, сомнений в правильности и обоснованности данного заключения у суда не возникает. Право административного истца на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему жилого помещения в размере рыночной, определенной по состоянию на 01 августа 2015 года в указанном отчете административными ответчиками не оспаривается. С учетом изложенного суд принимает выводы оценщика в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. При таких обстоятельствах административное исковое заявление Никитиной О.А. об установлении кадастровой стоимости жилого помещения в размере рыночной, определенной в экспертном заключении - подлежит удовлетворению. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ. В данном случае заявление Никитиной О.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения поступило в суд 02 ноября 2018 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость – в соответствии с положениями ч. 2 ст. 403 НК РФ - используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2018 года. Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : административное исковое заявление Никитиной Ольги Алексеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданного в Московский областной суд 02 ноября 2018 года, удовлетворить. Установить кадастровую стоимость жилого помещения - квартиры, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 67, 4 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2015 года в размере <данные изъяты> рублей. Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного жилого помещения, включая дату поступления административного искового заявления в Московский областной суд «02 ноября 2018 года». Сведения о кадастровой стоимости жилого помещения, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.А. Терещенко |