ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1196/20 от 27.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

3а-1196/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2020 года гор. Красногорск

Московская область

Московский областной суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Куулар А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль- СПС» к Министерству имущественных отношений Московской области, ГБУ «Центр кадастровой оценки» о признании незаконными актов об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Административный истец ООО «Вертикаль-СПС» является собственником помещения в здании, расположенным по адресу: <данные изъяты>а именно- помещение кадастровый <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. (далее по тексту - «Помещение II»).

Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты><данные изъяты> Министерство осуществляет следующие полномочия:

определение в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), направление перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (13.5_1);

утверждение и опубликование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по. муниципальному району (городскому округу) Московской области (п. 13.26_2).

Тем самым, Министерство имущественных отношений Московской области является Административным ответчиком по настоящему иску.

На основании п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391 и п.1 ст. 403 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимого имущества), земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (для субъектов РФ, перешедших к исчислению налога по кадастровой стоимости) определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на I января года, являющихся налоговым периодом.

На <данные изъяты> кадастровая стоимость по помещению II составила <данные изъяты> руб. По факту проведённой перепланировки, в том числе изменению площадей помещений Здания, в мае 2019 года заявителем были внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости, что соответственно, повлекло за собой изменение кадастровой стоимости объектов. По состоянию на <данные изъяты>г. кадастровая стоимость по помещению II составила <данные изъяты> руб. Более никаких изменений количественных и качественных характеристик объектов недвижимости ООО «Вертикаль-СПС» не проводил, изменения в Единый государственный реестр недвижимости не вносил. Однако, по данным запроса кадастровая стоимость по состоянию на <данные изъяты> составила по помещению II составила <данные изъяты> руб. По состоянию на <данные изъяты> кадастровая стоимость по помещению II составила <данные изъяты> руб.

ООО «Вертикаль-СПС» уже обращалось в Министерство имущество отношений Московской области по акту незаконного и необоснованного увеличения кадастровой стоимости по состоянию на <данные изъяты>. Решению ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты>г. было отказано в перерасчете кадастровой стоимости. При этом после принятия такого решения <данные изъяты> принимается новая кадастровая цена в сторону существенного увеличения.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. Согласно ст. 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости. Действующее законодательство предусматривает исключительные случаи изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе в случаях изменения количественных и (или) качественных характеристик этих объектов недвижимости.

В данном случае кадастровая цена была установлена на <данные изъяты>, и была пересчитана по состоянию на <данные изъяты> (были основания для внеочередной государственной кадастровой стоимости) и соответственно может быть пересчитана не ранее мая <данные изъяты> года.

При этом, ответчик дважды необоснованно в противоречии с действующим законодательством произвел переоценку кадастровой стоимости по помещению II в сторону увеличения, в первый раз на <данные изъяты> руб., во второй раз на <данные изъяты>., а итого на <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и руководствуясь действующим законодательством РФ, ООО «Вертикаль-СПС» просит суд признать незаконными и отменить решения Министерства имущественных отношений Московской области об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на <данные изъяты> (<данные изъяты> и <данные изъяты> (<данные изъяты>.) в сторону увеличения по помещению П, кадастровый <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>А.

В ходе судебного разбирательства истцом представлено уточнение первоначально заявленных исковых требований, в котором просит признать незаконными акты об утверждении кадастровой стоимости по помещению кадастровый <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенному по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>А, а именно: Акт об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты> от <данные изъяты>; Акт об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты> от <данные изъяты>., которая составила <данные изъяты> рублей; Акт об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты> от <данные изъяты>, которая составила <данные изъяты> рублей.

В обоснование уточненного иска истец сослался на то, что поскольку изменений в отношении количественных и качественных характеристик объекта недвижимости в 2019 и 2020г. не имело места быть, утвержденные ответчиком Акты об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты> от <данные изъяты>.; <данные изъяты> от <данные изъяты>. и <данные изъяты> от <данные изъяты>. в отношении принадлежащего истцу помещения являются незаконными.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 на удовлетворении уточненного иска настаивали.

Представитель административного истца ФИО2 пояснила, что при утверждении оспариваемых актов в части, касающейся принадлежащего истцу помещения, ответчик нарушил требования ст. 11 Закона № 237- ФЗ в части очередности проведения государственной кадастровой оценки, которая может проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки; требования ст. 16 того же закона в той части, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости осуществляется бюджетным учреждением только в случае изменения количественных и (или) качественных характеристик объекта, чего не имела места быть в рассматриваемом случае.

Представитель ГБУ «Центр кадастровой оценки», привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, просил в удовлетворении исковых требований отказать, приведя в обоснование своей позиции следующие доводы.

При реализации своих полномочий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости Учреждение руководствуется действующим законодательством и нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 03 июля 2016г. № 237 «О государственной кадастровой оценке», Постановлением Правительства Московской области от 23.05.2017г. № 372/17 «О переходе к проведению государственной кадастровой оценки в Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. № 237- ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с которым на территории Московской области установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с 237- ФЗ- 01.06.2017г. и распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017г. № 13ВР-1766 «О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки», а также распоряжением Правительства Московской области от 29.11.2016г. № 356-РФ «О создании и установлении штатной численности работников государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки», согласно которым на Учреждение возложены полномочия по проведению и установлению кадастровой стоимости на территории Московской области.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Московской области в 2019г. и 2020г. выполнена в рамках действия ФЗ от 03.07.2016г. № 237- ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017г. № 226.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 50:15:0000000:55762 площадью 10288,7 кв.м. ( «Помещение II») определена на основании ст. 16 ФЗ № 237- ФЗ от 03.07.2016г. «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с частью 2 статьи 16 237- ФЗ Росреестр в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости направляет сведения об объекте недвижимости, у которого произошли изменения, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости. Данные сведения в адрес учреждения поступили 04 сентября 2019г. со следующими характеристиками: уточненные характеристики материал стен; сведения о населенном пункте; неформализованное описание; тип населенного пункта. На основании перечня Учреждением установлен код подгруппы для объекта капитального строительства со следующими характеристиками: 0403 «Прочие многофункциональные торгово- сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно- концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово- складские объекты, торговые базы»; площадь- 14 802,50 кв.м.; № УПКС-54 113,25 рублей; КС-801 011 352,67 рублей.

<данные изъяты>г. в адрес Учреждения поступило обращение в рамках статьи 21 ФЗ № 237- ФЗ, на основании которого был уточнен строительный объем объекта недвижимости: он изменился с 67 375 до 73 866 кв.м., при этом кадастровая стоимость осталась на прежнем уровне.

Ссылку истца в обоснование уточненного иска на ст. 11 ФЗ № 237- ФЗ считает необоснованной, поскольку указанные в указанной норме сведения распространяются на государственную кадастровую оценку, проводимую в рамках статьи 14 ФЗ № 237- ФЗ.

Положения ч.9 ст. 24 ФЗ <данные изъяты>- ФЗ также истолкованы неверно, поскольку данная норма действует только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с 237- ФЗ; бюджетным учреждением же осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 ФЗ от 29 июля 1998г. № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с ФЗ № 237- ФЗ.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что на <данные изъяты>. кадастровая стоимость по помещению II составила <данные изъяты> рублей; <данные изъяты>. произошло изменение ценообразующих характеристик, а именно- площади в результате перепланировки, что повлекло за собой изменение кадастровой стоимости- на <данные изъяты> рублей. Также истец ссылается, что <данные изъяты>г. кадастровая стоимость повысилась до <данные изъяты> 995,28 рублей и <данные изъяты>г. – до <данные изъяты> рублей. При этом, отмечает, что кадастровая стоимость была актуализирована по состоянию на <данные изъяты><данные изъяты> решению <данные изъяты>в от <данные изъяты>г. от ГБУ МО «Центр кадастровой оценки». Кадастровая стоимость данного объекта была рассчитана в соответствии со ст. 16 ФЗ <данные изъяты>- ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016г., где также указано, что по итогам проверки от <данные изъяты>. и сведений ЕГРН были уточнены сведения по материалу стен и строительному объему здания.

Представитель Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области № 372/17 от 23 мая 2017г. «О переходе к проведению государственной кадастровой оценки в Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. № 237- ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Московской области - 1 июня 2017 года.

Как следует из материалов дела, административный истец ООО «Вертикаль-СПС» является собственником помещения в здании, расположенным по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>,а именно- помещение кадастровый <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. (далее по тексту - «Помещение II»).

Следовательно, ООО «Вертикаль-СПС», права и обязанности которого как собственника и плательщика налога на имущество юридического лица, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом по настоящему спору.

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была определена в соответствии со статей 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 237-ФЗ актами ГБУ «Центр кадастровой оценки» определения кадастровой стоимости объектов недвижимости <данные изъяты> от <данные изъяты>; Акта об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты> от 12.09.2019г., Акта об утверждении кадастровой стоимости <данные изъяты> от <данные изъяты> на основании поступившей информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о внесении изменений в Единый государственный реестр.

Так, <данные изъяты>г. в адрес ГБУ «Центр кадастровой оценки» поступили сведения об изменениях со следующими характеристиками: уточненные характеристики материал стен; сведения о населенном пункте; неформализованное описание; тип населенного пункта. На основании перечня Учреждением установлен код подгруппы для объекта капитального строительства со следующими характеристиками: 0403 «Прочие многофункциональные торгово- сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно- концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово- складские объекты, торговые базы»; площадь- <данные изъяты>.м.; № УПКС-<данные изъяты>; КС-<данные изъяты> рублей.

17 января 2020г. в адрес Учреждения поступило обращение в рамках статьи 21 ФЗ <данные изъяты>- ФЗ, на основании которого был уточнен строительный объем объекта недвижимости: он изменился с <данные изъяты>.м., при этом кадастровая стоимость осталась на прежнем уровне.

Из пояснения представителя административного ответчика следует, что

определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в указанных случаях осуществлено в соответствии с требованиями части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке в порядке, установленном статьей 16 названного Закона.

Пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Согласно части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с данным Федеральным законом.

Оспариваемые акты утверждения кадастровой стоимости № 218 от 05 сентября 2019г., № 226 от 12 сентября 2019г. и № 011 от 21 января 2020г. являются итоговым документом, содержащим результаты расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Сама процедура и порядок утверждения оспариваемых актов не нарушены, осуществлены в пределах полномочий ГБУ «Центр кадастровой оценки», в соответствии с требованиями части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке в порядке, установленном статьей 16 названного Закона.

Вопросы правомерности направления таких сведений об изменениях количественных и качественных характеристиках объекта в ГБУ «Центр кадастровой оценки» Управлением Росреестра по Московской области не входит в предмет заявленных исковых требований, которые истцу исходя из приведенных им доводов предлагалось уточнить. В порядке ст. 46 КАС РФ первоначально заявленные исковые требования были уточнены истцом в судебном заседании <данные изъяты>г.; иных требований, кроме требований о признании незаконными актов об утверждении кадастровой стоимости по помещению II в здании, расположенном по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>,а именно- помещение кадастровый <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> от <данные изъяты>г.; <данные изъяты> от <данные изъяты>г. и <данные изъяты> от <данные изъяты>г., истцом не заявлено. Вместе с тем, суд принимает решение по заявленным истцом исковым требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль- СПС» к Министерству имущественных отношений Московской области, ГБУ «Центр кадастровой оценки» о признании незаконными актов об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Першина