Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2022 года г. Самара Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Родиной Т.А. при секретаре Карапетян Л.Р. с участием прокурора Пижамовой О.И. представителя административных истцов по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1196/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Топаз», общества с ограниченной ответственностью «ЕС», общества с ограниченной ответственностью «НТЦ ЕВРОВЕНТ», ФИО2 о признании недействующим нормативного правового акта в части, У с т а н о в и л : общество с ограниченной ответственностью «Топаз», общество с ограниченной ответственностью «ЕС», общество с ограниченной ответственностью «НТЦ ЕВРОВЕНТ», ФИО2 обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим со дня принятия Перечень на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2233 от 22 октября 2021 года в части включения в него в пункт 20934 нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом 9920- нежилого помещения с кадастровым номером №, взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области расходы по оплате госпошлины в размере 4500 руб. в пользу ООО «Топаз». Требования обоснованы тем, что нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0302049:1279 принадлежит на праве собственности ООО «НТЦ Евровент». Нежилое помещение располагается в нежилом здании с кадастровым номером №. ООО «Топаз», ООО «ЕС», ФИО2 в этом здании принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №. Нежилое здание и нежилое помещение с кадастровым номером № используются в производственных целях, к объектам офисного, торгового назначения, к объектам бытового обслуживания и общественного питания данные объекты недвижимости не относятся. Включение нежилого здания с кадастровым номером № и нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечень на 2022 год влечет для административных истцов обязанность уплаты налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости, увеличивает налоговую базу и нарушает права и законные интересы административных истцов. В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Административный ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером 63:09:0302049:1224 имеет наименование «столярная мастерская», он включен в Перечень как объект бытового обслуживания, а нежилое помещение с кадастровым номером № включено в Перечень на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как объект, расположенный в здании, предназначенном для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания. Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ). Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 22 октября 2021 года № 2233 утвердило Перечень на 2022 год. Нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0302049:1224 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 20934, нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0302049:1279 - под пунктом 9920. Приказ министерства от 22 октября 2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. ( пункт 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером № имеет площадь 2378,8 кв.м, расположено по адресу: <адрес>, имеет назначение - нежилое, наименование – столярная мастерская. Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, не предусматривающим размещение на нем торговых, офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. В нежилом здании располагается нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 417,3 кв. м, собственником которого является общество с ограниченной ответственностью «НТЦ «ЕВРОВЕНТ». В нем также располагается нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № собственником которых является общество с ограниченной ответственностью «Топаз», нежилое помещение с кадастровым номером № ( собственник общество с ограниченной ответственностью «ЕС»), нежилое помещение с кадастровым номером № ( собственник ФИО2). Нежилое здание по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не имеет собственника. В техническом плане на здание, выполненном по состоянию на 20 сентября 2017 года, отсутствуют наименования помещений, в нем расположенных. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения, расположенные в здании, имеют наименование и назначение- нежилые помещения. Технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером № выполнен по состоянию на 15 марта 2013 года и не может служить оказательством по делу в связи с тем, что с 1 января 2013 года технические паспорта не являются документами технического учета. Кроме того, в техническом паспорте отсутствуют сведения о наименовании помещений, в нем расположенных. Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером № и нежилого помещения с кадастровым номером № на дату утверждения Перечня на 2022 год административным ответчиком не проводились. Согласно пояснениям представителя административного истца и акту осмотра, выполненному 16.12.2021 года обществом с ограниченной ответственностью «ОГК-САМАРА», в нежилом здании с кадастровым номером № фактически располагаются комнаты отдыха, раздевалка, санузлы, коридор, производственно-складские помещения, тамбур, склады, подсобные помещения, кабинеты персонала производственного предприятия. Наименование « кабинет» не тождественно наименоанию «офис», остальные помещения подсобного или производственного назначения. Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «НТЦ ЕВРОВЕНТ» является производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования. Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, технического плана не подтверждают тот факт, что здание и нежилое помещение предназначены ли фактически используются в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания. Вопреки доводам административного ответчика столярная мастерская не включена в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстата РФ №14-р от 31.01.2014 года, в связи с этим данный объект недвижимости не отвечает признакам объекта бытового обслуживания. В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером № и нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечень на 2022 год противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административных истцов. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия. В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. При обращении с административным исковым заявлением ООО «Топаз» оплатило государственную пошлину в размере 4500 руб. (платежное поручение № 84 от 12.05.2022 года). В связи с тем, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, в пользу ООО «Топаз» подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 4500 руб. с административного ответчика- Министерства имущественных отношений Самарской области. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р е ш и л : Требования общества с ограниченной ответственностью «Топаз», общества с ограниченной ответственностью «ЕС», общества с ограниченной ответственностью» НТЦ ЕВРОВЕНТ», ФИО2 удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 20934 нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0302049:1224, под пунктом 9920 –нежилого помещения с кадастровым номером № Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Топаз» государственную пошлину в размере 4500 руб. Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: Т.А.Родина Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2022 года. |