Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и г. Красногорск, Московская обл. 29 апреля 2019 года Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А., при секретаре Аррыковой Л.Д., с участием прокурора Ганцевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-318/19 по административному исковому заявлению ООО «Ст. Парк» о признании недействующим коэффициента Км = 3,2 для кадастрового квартала <данные изъяты>, пункта 33 Приложения <данные изъяты> к решению Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 08 ноября 2017 года № 409/88 «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициента (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования «городской округ Королев Московской области» по зонам градостроительной ценности», установил: ООО «Ст. Парк» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим коэффициента Км = 3,2 для кадастрового квартала 50:45:0040319, пункта 33 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 08 ноября 2017 года № 409/88 «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициента (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования «городской округ Королев Московской области» по зонам градостроительной ценности». В административном исковом заявлении общество указало, что между Истцом и Ответчиком 29.02.2012г. был заключен договор аренды земельного участка № 2782/к, находящегося в муниципальной собственности. Предмет договора - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 383 кв.м., под обслуживание кафе. На указанном земельном участке расположено принадлежащее Истцу на праве аренды здание кафе. Расчет арендной платы, согласно Приложения № 1 к Договору осуществляется по формуле, предусмотренной Законом Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». В соответствии с п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ, арендная плата за земельные участкаи государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле: АПЛ = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где Аб - базовый размер арендной платы; Км - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого участка. Корректирующие коэффициенты (Пкд) применяются только к коэффициентам, учитывающим вид разрешенного использования земельного участка, установленным приложением к настоящему Закону и частью 3.1 настоящей статьи. Пкд устанавливается в пределах от 1 до 3. Коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, (Км) - коэффициент, учитывающий: 1) близость к административным центрам поселений, к объектам производственной деятельности и объектам транспортной инфраструктуры, к коммунальным, инженерным, электрическим и другим линиям и сетям; историческую и ландшафтную ценность территории; состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия; рекреационную ценность территории. Км устанавливается в пределах от 1 до 10. При этом коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков. Размер корректирующих коэффициентов, применяемый при расчете, был утвержден решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 08.11.2017г. № 409/88 «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования «Городской округ Королёв Московской области» по зонам градостроительной ценности» (опубликовано в местном печатном издании - газета Спутник № 45 (1786) от 16.11.2017) и установлен в размере 3,2 для кадастрового квартала <данные изъяты>, в пределах которого расположен арендуемый Истцом земельный участок, в подпункте 33 таблицы в Приложении № 1 к решению Совета депутатов г.о. Королев от 08.11.2017 №409/88. Согласно п. 3.6. Договора размер арендной платы может быть изменен без согласования с Арендатором в случае изменения базового размера арендной платы, коэффициентов к базовому размеру арендной платы, принятого полномочным органом государственной власти Российской Федерации, Московской области, органом местного самоуправления. При этом, начисление и уплата Арендатором новой суммы арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления об изменении арендной платы, направленного Арендодателем, с даты принятия соответствующего распорядительного акта. В соответствии с условиями Договора (п. 3.3.) размер арендной платы за участок на дату подписания Договора установлен в Приложении № 1 к Договору и составлял в 2012 году 102 171,84руб., а в период с 01.03.2012 по 31.12.2012 - 85 143,20руб. В 2017 году годовая арендная плата по Договору составила 130 800,00руб. (с учетом признания недействующим Решением Московского областного суда от 03.08.2017г. по делу № 3а-670/2017 решения Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 02 ноября 2016 года № 302/58 «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории городского округа Королев Московской области» в части значения коэффициента Км равного 1,9, установленного в пункте 4 (прочие кадастровые кварталы) таблицы в приложении № 1 и коэффициента Пкд равного 3 (Предпринимательство), установленного в пункте 4 таблицы в приложении № 2 с момента вступления решения в законную силу). Таким образом, за 4 года - в период с 2013 по 2017 год арендная плата по Договору была повышена примерно в 1,16 раза. В 2018 году в соответствии с уведомлением от 28.12.2017г. № 116 исх-11183 размер годовой арендной платы по Договору установлен Администрацией г.о. Королев в размере 346 479,57руб. Таким образом, годовая арендная плата по сравнению с предыдущим годом была повышена в 2,65раза. Истец считает, что решение Совета депутатов г.о. Королев от 08.11.2017г. № 409/88 находится в противоречии с нормами Конституции Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, а также Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли находящиеся в собственности Российской Федерации», а именно прямо противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, его разрешенному использованию, а также учетом государственного регулирования тарифов на товары организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Установление оспариваемым решением Советом депутатов городского округа Королев коэффициентов Км учитывающих местоположение земельного участка на территории городского округа по зонам градостроительной ценности привело к многократному увеличению размера арендной платы. В силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации. В настоящее время данные принципы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 582, согласно которому одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков является принцип экономической обоснованности. При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Советом депутатов городского округа Королев при принятии решения от 08.11.2017г. № 409/88 не проводился анализ и расчет предлагаемых к увеличению коэффициентов, не учтена доходность земельных участков, предназначенных для предпринимательской деятельности, включающей в себя вид разрешенного использования, в том числе и земельного участка Истца. Установление экономически необоснованных коэффициентов и применение их к Истцу привело к значительному повышению арендной платы, что для предпринимательской деятельности, осуществляющей юридическим лицом, объект недвижимости которого находятся на арендуемых земельных участках, является, по мнению Истца значительным и приводят к нарушению прав и интересов в сфере предпринимательской деятельности. В связи с тем, что при принятии оспариваемого нормативного акта, не были учтены экономические факторы, влияющие на уровень доходности земельных участков, произошло необоснованное повышение арендной платы в три раза. Истец считает, что оспариваемый акт принят без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена. В связи с чем, указанный нормативный акт подлежит отмене в заявленной части. Представитель Совета депутатов г.о. Королев Московской области не согласился с требованиями, заявленными ООО «Ст. Парк». Пояснил, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в установленном законом порядке. Установленный коэффициент является экономически обоснованным. По мнению прокурора, п. 33, Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского округа Королев от 08 ноября 2017 года в части установления коэффициента Км = 3, 2, не соответствует требованиям Федерального законодательства, т.к. не имеет экономического обоснования, поэтому нарушают права, законные интересы административного истца, подлежит признанию недействующим. Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 08 ноября 2017 года «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициента (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования «городской округ Королев Московской области» по зонам градостроительной ценности», суд приходит к следующему. Приложением <данные изъяты> к решению Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 08 ноября 2017 года «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициента (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования «городской округ Королев Московской области» установлен коэффициента Км = 3, 2 для кадастрового квартала <данные изъяты> ООО «Ст.Парк» владеет земельным участком общей площадью 383 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, на основании договора аренды от 29.02.2012г. № <данные изъяты>. Платежи за пользование земельными участками вносятся в соответствии с расчетом арендной платы, который производится по формуле, предусмотренной статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 23/96-ОЗ порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка. В силу ч. 5 ст. 14 Закона № 23/96-ОЗ коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, (Км) - коэффициент, учитывающий: 1) близость к административным центрам поселений, к объектам производственной деятельности и объектам транспортной инфраструктуры, к коммунальным, инженерным, электрическим и другим линиям и сетям; 2) историческую и ландшафтную ценность территории; 3) состояние окружающей среды; 4) инженерно-геологические условия; 5) рекреационную ценность территории. Км устанавливается в пределах от 1 до 10. Для земельных участков, расположенных по результатам кадастровой оценки земель в границах одной оценочной зоны, Км устанавливаются либо равными, либо близкими по значению, но не превышающими установленное значение в 1,2 раза. На землях, относящихся к землям населенных пунктов, Км определяется по границам оценочных зон, образованных в процессе государственной кадастровой оценки земель. Согласно п. 6 Закона МО № 23/96-ОЗ коэффициент Км устанавливается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков. Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах установленной законом субъекта компетенцией. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ. Согласно принципу экономической обоснованности, закрепленному в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», размер арендной платы за указанный земельный участок устанавливается в размере, соответствующем его доходности, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке. Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2017г. № 424-О государственным органам надлежит руководствоваться данным принципом при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. По смыслу изложенных положений действие принципа экономической обоснованности распространяется и на отдельные элементы формулы расчета арендной платы, непосредственно влияющие на ее итоговый размер. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих анализ оценочных характеристик земельных участков, а также документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки. Административным ответчиком не представлены расчеты доходности земельных участков, расположенных в соответствующих кадастровых кварталах, из которых бы усматривалось, что оспариваемый размер коэффициентов Км действительно соотносится с местоположением земельных участков. В представленном административным ответчиком экономическом обосновании (Л.Д. 66 – 72) отсутствуют доказательства использования при подготовке оспариваемого решения данных об оценке доходности земельных участков, расположенных в городском округе Королёв, о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка. При этом повышение коэффициента в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков. С учетом изложенных обстоятельств, нормативный правовой акт, в оспариваемой части, нельзя признать соответствующим принципу экономической обоснованности. Поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то Решение Совета депутатов городского округа Королев от 08.11.2017г № 409/88, в оспариваемой части, необходимо признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление ООО «Ст. Парк» удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 33, Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 08 ноября 2017 года № 409/88 «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициента (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования «городской округ Королев Московской области» по зонам градостроительной ценности», устанавливающий коэффициент Км = 3,2 для кадастрового квартала <данные изъяты>. На решение могут быть принесены апелляционные жалобы и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд. Судья Терещенко А.А. |