ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1199/2017 от 17.01.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2018 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Усенко А.О.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 127/2017 по иску Васканова Алексея Алексеевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка исходя из иной группы видов разрешенного использования,

УСТАНОВИЛ:

Васканов А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 473 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.), расположенного по адресу: <адрес> исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, по состоянию на 31.05.2017г. и, исходя из удельного показателя 1 кв.м. – 263,31 рубля, а именно в размере 124 545 рублей 63 копейки.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что 31.05.2017г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером изменен на вид разрешенного использования – объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.). Кадастровая стоимость указанного участка стала равна 442 387,44 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, рассчитанного для иной группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Полагает, что в ходе определения группы видов разрешенного использования использованы недостоверные сведения, поскольку на земельном участке отсутствуют административные здания, объекты образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Просит заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца – Терновский А.В. поддержал заявленные требования, пояснил, что не считает источником права ответ центрального аппарата ФГБУ «ФКП Росреестра», согласно которому разрешенное использование «объекты связи» по Классификатору соответствует группам видов разрешенного использования «социальное обслуживание». Также пояснил, что существует отдельная группа видов разрешенного использования для объектов связи, к которым относится спорный объект.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил суду отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в соответствии с ответом на запрос, данным Центральным аппаратом ФГБУ «ФКП Росреестра», разрешенное использование объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.) по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков соответствует группам видов разрешенного использования «социальное обслуживание» и предусматривает размещение объектов капитального строительства для размещения отделений почты и телеграфа, а значит, указанный вид разрешенного использования можно отнести к 17 группе видов.

Представитель администрации сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский Самарской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, согласно телефонограмме от 17.01.2018г. просила рассмотреть заявленные требования в ее отсутствие, возражений на исковое заявление не представила.

Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области не направили своих представителей в судебное заседание, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, отзыв на заявленные требования не представили.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Васканова А.А. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Часть 1 статьи 245 КАС РФ определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 473 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.), расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Васканову А.А. (выписка ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 22.09.2017г.)

Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена актом определения кадастровой стоимости земельных участков филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 31.05.2017г., в размере 442 387,44 рублей.

В рамках отработки заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 12.05.2017г. разрешенное использование было изменено на «объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.)». Для расчета кадастровой стоимости использован удельный показатель кадастровой стоимости равный 935,28 рублей за 1 кв.м., установленный постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 для группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Судом рассмотрены доводы административного иска о том, что при расчете кадастровой стоимости необоснованно использован удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка группы видов разрешенного использования, в то время, как спорный участок должен быть отнесен к группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов». Данные доводы нашли свое подтверждение.

В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение названного пункта 11 Правил, приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе определенных данными указаниями видов разрешенного использования, среди которых:

к группе 1.2.13. отнесены – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов»,

к группе 1.2.18 отнесены – «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

В соответствии с федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 года № 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости (п.2), при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик должен руководствоваться дополнительными требованиями и (или) процедурами к проведению оценки, установленными настоящим Федеральным стандартом оценки, по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным федеральными стандартами оценки.

Пункт 16 закрепляет, что при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены.

Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.

Согласно п. 2.3.2 приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

На земельном участке с кадастровым номером какие-либо торговые здания и сооружения отсутствуют, что подтверждается проектной документацией ФИО7 «размещение устройств радиорелейной и воздушной (подвижной) сети связи базовой станции стандарта на антенно-мачтовом сооружении связи в Самарской области».

Согласно заключению кадастрового инженера ИП ФИО8 с приложением топографического плана границ земельного участка, на спорном земельном участке антенно-мачтовое сооружение в составе – железобетонная опора, с оборудование связи, климатический шкаф, с размещенными внутри устройствами связи, являющиеся конструктивными элементами, необходимыми для эксплуатации устройства радиорелейной и воздушной (подвижной) связи. Административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии на участке не существует.

Из договора аренды земельного участка от 31.05.2017г., заключенного между Васкановым А.А. и ООО «Дуплекс» также следует, что истец передает последнему в аренду земельный участок с кадастровым номером для установления антенно-мачтового сооружения.

Из Правил землепользования и застройки сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский Самарской области следует, что размещение земельного участка в зоне Ж-1 - зоне застройки индивидуальными домами, предполагает, в том числе возможность размещения объектов оказания услуг связи.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований применения для расчета кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя по группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» и необходимости применения удельного показателя по группе видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» в размере 263,31 рублей за 1 кв.м.

Ссылки кадастрового органа о возможности отнесения земельного участка к объектам социального обслуживания, поскольку какие-либо строения, кроме антенно-мачтового сооружения на земельном участке, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Васканова А.А. следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административный иск Васканова Алексея Алексеевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 473 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.), расположенного по адресу: <адрес> исходя из 13 группы вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, по состоянию на 31.05.2017г. и, исходя из удельного показателя 1 кв.м. – 263,31 рубля, а именно в размере 124 545 рублей 63 копейки.

Дата подачи Васкановым А.А. иска в суд – 04.12.2017г.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.01.2018г.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья:

Секретарь: