БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-119/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2018 года город Белгород
Белгородский областной суд в составе:
судьи Сотниковой Е.В.
при секретаре Клюковской А.С.
с участием прокурора прокуратуры Белгородской области Бригадиной В.Ю., представителей административного ответчика Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области ФИО1, ФИО2, представителя заинтересованного лица ООО «Флагман» ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании недействующим приложения № 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 08.12.2017 № 30/17 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ООО «Флагман», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Губкинского и Старооскольских городских округов Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года» в части тарифов, установленных на период с 01.07.2018 по 31.12.2018,
установил:
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) № 30/17 от 8.12.2017 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ООО «Флагман», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Губкинского и Старооскольского городских округов Белгородской области, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2022 года» установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Флагман», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Губкинского и Старооскольского городских округов Белгородской области, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
Согласно приложению № 2 к вышеназванному приказу Комиссии, тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов установлены с календарной разбивкой по полугодиям. Размеры тарифов на 2018 год составляют: с 01.01.2018 по 30.06.2018 без НДС – 34,45 руб., с НДС – 40,65 руб.; с 01.07.2018 по 31.12.2018 без НДС – 494,88 руб., с НДС – 583,96 руб.
Первый заместитель прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать приложение № 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области № 30/17 от 08.12.2017 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ООО «Флагман», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Губкинского и Старооскольского городских округов Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года» в части тарифов, установленных на период с 01.07.2018 по 31.12.2018, в размере 494,88 руб. (без НДС) и 583,96 руб. (с НДС) недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, Как указывает административный истец, приложение № 2 к приказу № 30/17 в указанной части не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в частности постановлению Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». В нарушение указанного постановления, в необходимую валовую выручку, применяемую при расчете тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Флагман» на 2018 год, включены инвестиционные затраты, утвержденные приказом Комиссии от 09.11.2017 № 26/6, то есть от создания автоматизированного мусоросортировочного завода (обезвреживание ТКО). В тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 год необоснованно включены расходы, которые должны учитываться в тарифе на обезвреживание. Согласно расчету тарифа методом экономически обоснованных расходов ООО «Флагман», в структуре необходимой валовой выручки доля нормативной прибыли составляет в 2018 году более 56%, что является основным фактором увеличения утвержденного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, в ООО «Флагман» отсутствует утвержденная инвестиционная программа по захоронению твердых коммунальных отходов, а также не предусмотрено погашение кредитов по услуге «на захоронение твердых коммунальных отходов», следовательно, применение данного показателя в расчете тарифа на захоронение необоснованно. В соответствии с инвестиционной программой ООО «Флагман» по строительству единого комплекса объектов, используемых в сфере обращения отходов на территории Губкинского городского округа на 2018-2022 года (для потребителей Губкинского и Старооскольского городских округов), утвержденной приказом Комиссии от 09.11.2017 № 26/6, ввод в эксплуатацию автоматизированного мусоросортировочного завода ООО «Флагман» планируется осуществить до 30.04.2019. Включение в необходимую валовую выручку расходов (в тариф на захоронение), связанных со строительством автоматизированного мусоросортировочного завода до его ввода в эксплуатацию, необоснованно.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные административные исковые требования.
Представители Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области и заинтересованного лица ООО «Флагман» полагали заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями частей 1,4 статьи 24.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором. Регулированию подлежит предельный тариф в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно части 1 статьи 24.9 вышеупомянутого Федерального закона, государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 7.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В Белгородской области таким органом является Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, действующая согласно Положению о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденному Постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 247-пп.
Комиссия во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Устава Белгородской области, законов Белгородской области, постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области и Правительства области издает акты в форме приказов (пункт 1.7 Положения о Комиссии).
Оспариваемое решение об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Флагман» принято коллегией Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в форме приказа.
Согласно протоколу № 30 заседания коллегии Комиссии, 08.12.2017 в заседании Комиссии приняли участие 6 членов коллегии из 7 действующих, кворум для принятия решения имелся, за установление оспариваемых тарифов проголосовало 5 человек, что свидетельствует о соблюдении пунктов 20 и 21 Регламента работы коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденного приказом Комиссии от 10.12.2014 № 212.
Как следует из пункта 37 вышеназванного Регламента, решения (приказы) Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации признаками нормативного правового акта, вступают в силу одновременно на всей территории Белгородской области по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим приказом. Данный порядок применяется, если иное не установлено федеральными законами и законами Белгородской области, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Белгородской области.
Приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 08.12.2017 № 30/17 опубликован 12.12.2017 в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области, который в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» является источником официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов.
Учитывая изложенное, оспариваемый приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области принят в пределах полномочий Комиссии, с соблюдением формы, вида нормативного правового акта, процедуры его принятия и введения в действие, является нормативным правовым актом, направленным на урегулирование общественных отношений и содержащим нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, вступил в законную силу и является действующим.
Правомочность органа, принявшего оспариваемый приказ, порядок введения его в действие и опубликования оспариваемого нормативного правового акта административным истцом в ходе судебного заседания не оспаривались.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в статье 1 которого дано понятие обращения с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
В силу частей 2 и 5 статьи 24.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала. Методы регулирования тарифов, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений Закона об отходах производства и потребления в части регулирования деятельности и тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами Правительством Российской Федерации утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов (постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484).
В соответствии с пунктами 18,19,20 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При установлении тарифов применяются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации;
в) метод доходности инвестированного капитала.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с положениями пунктов 28 и 61 Основ ценообразования.
Пунктом 27 Основ ценообразования, пунктом 9 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16, предусмотрено, что тарифы рассчитываются в соответствии с методическими указаниями с учетом степени достижения плановых значений показателей эффективности.
Как следует из материалов дела, одним из видов деятельности ООО «Флагман» является обработка и утилизация отходов. Деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Флагман» осуществляет на основании лицензии от 18.07.2017 г. № (31)-4041-СТОР.
Приказом Комиссии по государственном урегулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25 мая 2017 г. № 10/2 был утвержден экономически обоснованный тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для ООО «Флагман» на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 34,45 руб. (без НДС) и 40,65 руб. (с НДС).
В силу положений части 7 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» данный тариф применялся до 1 января 2018 года.
31 августа 2017 года ООО «Флагман» обратилось в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области с заявлением об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г.
Размер рассчитанной ООО «Флагман» необходимой валовой выручки (далее –НВВ) на 2018 год составил 321 433,49 тыс. руб.; размер тарифа, который Общество просило установить на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 – 267,86 руб. за 1 м. куб. (без НДС) и 316,07 руб. за 1 м. куб. (с НДС).
Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области проведена экспертиза представленных ООО «Флагман» документов, в соответствии с заключением которой скорректированная необходимая валовая выручка на 2018 года составила 317 613,46 тыс. руб., предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов определены: на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 34,45 руб. за 1 м. куб. (без НДС) и 40,65 руб. за 1 м. куб. (с НДС); на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 494,88 руб. за 1 м. куб. (без НДС) и 583,96 руб. за 1 м. куб. (с НДС).
Из экспертного заключения следует, что при установлении предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Комиссией применен метод индексации и в соответствии с пунктом 6 Методических указаний тарифы для ООО «Флагман» рассчитаны на период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 44 Основ ценообразования).
В силу пункта 38 Основ ценообразования нормативная прибыль включает в себя:
а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций;
б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования;
в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из расчета тарифа методом экономически обоснованных расходов ООО «Флагман», являющегося приложением к экспертному заключению Комиссии, в структуре необходимой валовой выручки доля нормативной прибыли составляет в 2018 году более 56%, что является основным фактором увеличения утвержденного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.
Однако, как следует из материалов дела, в ООО «Флагман» отсутствует утвержденная инвестиционная программа по захоронению твердых коммунальных отходов, а также не предусмотрено погашение кредитов по услуге на «захоронение твердых коммунальных отходов», что свидетельствует о необоснованном применении Комиссией данного показателя в расчете тарифа на захоронение.
Бесспорных и убедительных доказательств обоснованности применения данного показателя в расчете тарифа на захоронение, в нарушение части 9 статьи 213 КАС РФ, административным ответчиком не приведено.
Приказом Комиссии от 09.11.2017 № 26/6 утверждена инвестиционная программа ООО «Флагман» по строительству единого комплекса объектов, используемых в сфере обращения отходов на территории Губкинского городского округа на 2018-2027 годы.
Инвестиционная программа предусматривает строительство единого комплекса объектов, используемых в сфере обращения с отходами, включающего в себя объект захоронения твердых отходов – Полигон захоронения твердых коммунальных отходов и объект обезвреживания твердых коммунальных отходов – Автоматический мусоросортировочный комплекс. Источником реализации инвестиционной программы являются заемные кредитные средства, а также нормативная прибыль, учитываемая в предельных тарифах на захоронение (в 2018 году) и на обезвреживание (с 2019 по 2027 гг.).
В соответствии с пунктом 7 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, в случае, если на объекте осуществляется несколько регулируемых видов деятельности в области обращения с отходами, расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы учитываются по каждому виду деятельности отдельно.
Частями 2 и 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ определен исчерпывающий перечень регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми бытовыми коммунальными отходами, а также установлено, что регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
При этом предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами (за исключением случая, предусмотренного частью 2.1. статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из совокупности приведенных норм следует, что расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы, относимые на деятельность по обезвреживанию, не могут быть включены в состав необходимой валовой выручки деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов.
В нарушение пункта 7 Правил № 424, а также части 2 и 5 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ, Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, в составе нормативной прибыли были учтены расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере 177 889, 68 тыс. руб.
В соответствии с инвестиционной программой ООО «Флагман» по строительству единого комплекса объектов, используемых в сфере обращения отходов на территории Губкинского городского округа на 2018-2022 годы (для потребителей Губкинского и Старооскольского городских округов), ввод в эксплуатацию автоматизированного мусоросортировочного завода ООО «Флагман» планируется осуществить до 30.04.2019.
Таким образом, включение в необходимую валовую выручку расходов (в тариф на захоронение), связанных со строительством автоматизированного мусоросортировочного завода до его ввода в эксплуатацию, является необоснованным.
Суд также учитывает, что предписанием № СП/49901/18 от 29.06.2018 Федеральной антимонопольной службы России подтверждаются допущенные Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области нарушения при установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Флагман», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Заявленные первым заместителем прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Приложение № 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 08.12.2017 № 30/17 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ООО «Флагман», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Губкинского и Старооскольского городских округов Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года» в части тарифов, установленных на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 494,88 руб. (без НДС) и 583,96 руб. (с НДС) следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а также поскольку установление таким образом оспариваемых тарифов, не может расцениваться как соблюдение таких принципов регулирования тарифов, как достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг лиц и организаций осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и интересов указанных лиц и организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование данных организаций.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области (www.zakon.belregion.ru) в соответствии с требованиями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 08.12.2017 № 30/17 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ООО «Флагман», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Губкинского и Старооскольских городских округов Белгородской области, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года» в части тарифов, установленных на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 494,88 руб. (без НДС) и 583,96 руб. (с НДС).
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Белгородский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Решение суда в окончательной форме принято 30 июля 2018 года