Дело № 3а-119/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 31 июля 2018 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Гринь Н.В.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части решения совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 04.04.2018 №14 «Об установлении платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственником помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области»,
установил:
04 апреля 2018 года совет депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области принял решение № 14 «Об установлении платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области»(далее –решение от 04.04.2018 №14).
Пунктом 2 решения от 04.04.2018 №14 установлена плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области в многоквартирных домах, собственники которых выбрали способ управления домом-управление управляющей организацией согласно Приложению №2 к настоящему решению.
Приложение №2 к решению от 04.04.2018 №14 поименовано как «плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области в многоквартирных домах, собственники которых выбрали способ управления домом-управление управляющей организацией» (далее-Приложение №2).
В состав платы за содержание жилого помещения в пункт 1 Приложения №2 включены затраты на: управление МКД, техническое обслуживание, текущий ремонт, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО).
В пункте 2 Приложения №2 к решению от 04.04.2018 №14 включена плата за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО).
В частности, для жилых помещений в домах с лифтом, оборудованных газовой плитой, плата за размещение твердых коммунальных отходов согласно пункту 2 Приложения №2 к решению от 04.04.2018 составила 3, 17 руб./кв.м.
Названное решение от 04.04.2018 №14 (с приложениями) опубликовано в установленном порядке, вступило в законную силу и является действующим.
ФИО1, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующим решение от 04.04.2018 №14 в части пункта 2 Приложения №2 в столбце 4(в части жилых помещений в домах с лифтом, оборудованных газовой плитой(ГП) со дня его принятия. В обоснование административный истец указал, что согласно ч.3 ст.156 и ч.4 ст.158 ЖК РФ органы местного самоуправления правомочны устанавливать размер платы за содержание жилого помещения и не вправе устанавливать дополнительно иные платежи. Однако решением от 04.04.2018 №14 в оспариваемой части в нарушение действующего законодательства органами местного самоуправления утверждена дополнительная плата- за размещение твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен совет депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области.
В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО3 просит в удовлетворении административного иска отказать. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, представитель делает вывод о том, что в настоящее время сбор и вывоз твердых коммунальных отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, плата за услугу по сбору и вывозу ТКО в оспариваемом решении совета депутатов обоснованно включена в состав платы за содержание жилья. С учетом определения понятия «обращение с отходами», данного в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», в целях детализации платы за содержания жилья названная услуга была разбита на две составляющие: сбор и вывоз ТКО и размещение ТКО. Однако, при официальном опубликовании допущена техническая ошибка-строка утилизация ТКО была выделена отдельной строкой, а не включена в состав платы. Данная ошибка носит технический характер. В средствах массовой информации было опубликовано объявление о допущенной ошибке.
В судебном заседании представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО3 в удовлетворении требований просит отказать по доводам, изложенным в возражении, отметив, что с 01.01.2019 плата за обращение с ТКО будет включаться в состав платы за коммунальные услуги.
В заключении прокурор Кичаева О.А. считает, что оспариваемая норма подлежит признанию недействующей как противоречащая действующему законодательству и содержащая правовую неопределенность. При этом, ссылка административного ответчика на наличие технической ошибки, в данном случае, не может быть принята во внимание.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, состоит из: платы за пользование жилым помещением (плата за наем); платы за содержание жилого помещения; платы за коммунальные услуги.
При этом, в п. 2 ч.1 ст.154 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения включает плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В ч.4 ст.154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ) оговорено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Однако, ч.4 ст.154 ЖК РФ в названной редакции с учетом положений Федерального закона от 28.12.2016 №486-ФЗ (с учетом поэтапного введения новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.01.2019) на настоящий момент в силу не вступила.
Равно как, согласно п.п.11,17 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 в действующей редакции (с учетом п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232) сбор и вывоз твердых коммунальных отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Статьей 21 Устава муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют: совет депутатов муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования.
Полномочия совета депутатов муниципального образования установлены ст.24 настоящего Устава. В частности, в ст.24 Устава указано, что совет депутатов осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению совета депутатов федеральным законодательством, законодательством Ленинградской области, настоящим уставом, а также регламентом совета депутатов.
Порядок деятельности совета депутатов муниципального образования определен регламентом, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 01.03.2006 №68.
Как следует из представленных материалов, основанием для принятия оспариваемого решения совета депутатов явилось обращение Управляющей компании «Гарант» к главе администрации с заявлением об утверждении тарифа на содержание многоквартирных жилых домов, которые находятся на обслуживании у компании с представлением соответствующих обоснований и расчетов (<адрес> не обслуживается данной организацией).
Из представленного протокола совместного заседания постоянных комиссий по финансам, экономике и муниципальной собственности; по социальным вопросам: образованию, здравоохранению, культуре и этике; по физической культуре, спорту и молодежной политике жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи и экологии от 02.04.2018 следует, что на данном заседании обсуждался вопрос об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области. В результате обсуждения комиссиями принято решение: внести вопрос на рассмотрение совета депутатов.
Согласно протокола заседания совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 04.04.2018№5 в повестку дня заседания под №1 был включен вопрос: об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области. По результатам голосования из присутствующих 12 депутатов «за» принятие решения проголосовало-10, «против»-1, «воздержалось»-1.Решение было принято.
Во исполнения запроса суда административным ответчиком была представлена заверенная копия оспариваемого решения от 04.04.2018 №14 в приложении №2 которого в пункте 2 установлена плата за «размещение твердых коммунальных отходов (ТКО)», не входящая в состав платы за содержание жилого помещения, установленного пунктом 1 данного приложения.
Установлено, что данный текст решения от 04.04.2018 №14 опубликован в установленном порядке.
Однако, административным ответчиком в письменном сообщении(без даты) заявлено о том, что на официальном сайте газеты «Отрадное вчера, сегодня, завтра» было опубликовано решение от 04.04.2018 №14; при этом в приложениях №№1, 2 к данному решению допущена техническая ошибка. В связи с чем, для публикации были подготовлены приложения №№1, в соответствующей редакции.
В частности, в исправленном тексте приложения №2 к решению от 04.04.2018 №14 пункт 2 отсутствует, а плата за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) (п.п.1.5) включена в состав платы за содержание жилого помещения.
По запросу суда представителем административного ответчика совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в суд представлены и исследованы судом подлинный протокол заседания совета депутатов названного муниципального образования от 04.04.2018 №5 и подлинное решение.
В представленном подлинном решении совета депутатов от 04.04.2018 №14 в приложении №2 пункт 2 отсутствует, а плата за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) (п.п.1.5) включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.09.2007 № административный истец является собственником <адрес>. Дом, в котором он проживает, имеет лифт, квартира оборудована газовой плитой.
Также установлено, что в отношении административного истца размер платы за содержание жилого помещения рассчитывается на основании оспариваемого им решения от 04.04.2015.
Из представленных им квитанций за апрель 2018 года, май 2018 года, июнь 2018 года видно, что ему была начислена плата за содержание жилого помещения в размере 32, 50 руб. ежемесячно.
Таким образом оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом-советом депутатов муниципального образования Отраденское городское поселение.
Однако, суд не может сделать вывод о том, что решение от 04.04.2018 №14 принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий (в оспариваемой части), так как из представленных заверенной копии решения от 04.04.2018 №14 и подлинника решения от 04.04.2018 №14 не ясно норма какого содержания была утверждена в приложении №2: пункт 2 как самостоятельный вид платы, поименованный как «размещение твердых коммунальных отходов» или подпункт 1.5 в п. 1(содержащей составные части платы за содержание жилого помещения) и названный как «размещение твердых коммунальных отходов» при том, что установлено, что оба текста решения от 04.04.2018 №14 опубликованы.
Из представленных административным истцом квитанций следует, что фактически плата за содержание жилого помещения составляет 32, 50 руб.
Однако, и в заверенной копии решения от 04.04.2018 №14(в Приложении №2), и в представленном подлиннике решения от 04.04.2018 №14 такой размер платы за содержание жилого помещения в доме с лифтом, оборудованного газовой плитой, отсутствует.
При этом, из заверенной копии приложения №2 к решению от 04.04.2018 №14 следует, что суммарный размер платы за содержание жилого помещения в доме с лифтом, оборудованном газовой плитой(29,33) и платы за размещение твердых коммунальных отходов(3,17) и составляет 32, 50 руб.
Между тем, в силу ч.4 ст.158 ЖК РФ орган местного самоуправления вправе утвердить только размер платы за содержание жилого помещения и не полномочен вводить дополнительную самостоятельную плату за размещение твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенных обстоятельств, в связи с тем, что оспариваемая правовая норма является неопределенной по своему содержанию, что нарушает права административного истца ФИО1, то суд считает, что пункт 2 приложения №2 к решению совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 04.04.2018 №14 «Об установлении платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственником помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области» в части установления платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) для жилых помещений с лифтом и с газовой плитой (ГП) в размере 3,17 руб./кв.м. подлежит признанию недействующим.
Так как оспариваемые нормы ранее применялась то, руководствуясь п.1 ч.4 ст.215 КАС РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд полагает, что названная норма подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд не усматривает наличие правовых оснований для признания недействующей оспариваемой правовой нормы с момента принятия решения от 04.04.2018 №14.
Оценивая доводы, приведенные административным ответчиком в возражениях, суд отмечает, что действующее законодательство не содержит процедуры исправления технической ошибки в нормативном правовой акте. В данной части, орган местного самоуправления был вправе воспользоваться своими правами, предусмотренными ст.ст.7, 43, 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации». Иных доводов относительно позиции административного истца в возражениях административного ответчика не содержится.
Так как административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, то в соответствии со ст.111 КАС РФ с административного ответчика совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области надлежит взыскать в возмещение судебных расходов 300 рублей (в возмещение расходов по уплате государственной пошлины).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 Приложения №2 к решению совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 04.04.2018 №14 «Об установлении платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственником помещений, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области» в части установления платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) для жилых помещений с лифтом и с газовой плитой (ГП) в размере 3,17 руб./кв.м.
В возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины взыскать с административного ответчика совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области за счет средств муниципального бюджета в пользу административного истца ФИО1 300 (триста) рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е.Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 августа 2018 года.