УИД <номер изъят>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Магик Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-7/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Развитие» к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Развитие» (далее ООО «Группа компаний «Развитие») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ООО «Группа компаний «Развитие» владеет помещением, расположенным по адресу: <дата изъята> (кадастровый номер <номер изъят>), разрешенное использование: (данные изъяты)
Административным ответчиком утверждена кадастровая стоимость указанного помещения в размере (данные изъяты) рублей, что подтверждается выпиской о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Дата определения кадастровой стоимости помещения – <дата изъята>
Отчетом от <дата изъята> № <номер изъят> по определению рыночной стоимости, выполненным ООО «Зеленый мыс» Оценочная компания по заявке административного истца, установлена рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на <дата изъята> в размере (данные изъяты) рублей.
Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку кадастровая стоимость нежилого помещения по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к увеличению налоговой базы, что является основанием для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
ООО «Группа компаний «Развитие», с учетом уточнений, просит суд установить кадастровую стоимость помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят> в размере его рыночной стоимости в сумме (данные изъяты) рубля на дату определения кадастровой стоимости здания – <дата изъята>
Административный истец ООО «Группа компаний «Развитие», надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил уточнения исковых требований.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела, не нарушало прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо администрация города Братска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на административное исковое заявление не представило.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость (данные изъяты), назначение: (данные изъяты), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, (данные изъяты) подвал № <номер изъят>, этаж № <номер изъят>, площадь (данные изъяты) кв.м., кадастровый номер <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят> установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области».
Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями стати 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО «Группа компаний «Развитие» является собственником нежилого помещения – (данные изъяты), назначение: (данные изъяты), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, (данные изъяты): подвал № <номер изъят>, этаж № <номер изъят>, площадь (данные изъяты) кв.м., кадастровый номер <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, о чем <дата изъята> в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись № <номер изъят>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата изъята> № <номер изъят>
Административный истец в соответствии с положениями статей 378.2, 402 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество, в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер изъят>
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
На момент подачи административного искового заявления и рассмотрения административного дела уплата налога на имущество в Иркутской области осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости.
Вместе с тем Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в срок до 1 января 2020 г. установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО1» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ООО «Группа компаний «Развитие» нежилого помещения с кадастровым номером <номер изъят> могут повлиять на его права и обязанности как налогоплательщика, в связи, с чем суд приходит к выводу о наличии у него права на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2015 г. № 500-пп в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 19 февраля 2016 г. № 94-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, обеспечивает в установленном законодательством порядке Министерство имущественных отношений Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 19 апреля 2016 г. № 28/2016, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» по результатам определения исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием протокол № 8-КОУ/16 от 5 апреля 2016 г., обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» проведена работа по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области.
По результатам проведенных работ составлен отчет № 04-КО-16 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области по состоянию на 15 декабря 2015 г.
Экспертным советом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Деловой Союз Оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 10 августа 2016 г. № 5758 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда по состоянию на 15 декабря 2015 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области» в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 13 августа 2018 г. № 572-пп.
Нежилое помещение с кадастровым номером <номер изъят> поставлено на кадастровый учет <дата изъята>
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного помещения является <дата изъята>
5 декабря 2016 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <номер изъят> в размере (данные изъяты) рублей с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере (данные изъяты) рублей за 1 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата изъята> № <номер изъят>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата изъята> № <номер изъят>.
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь помещения с кадастровым номером <номер изъят> подтверждены собранными по делу доказательствами, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
С целью определения рыночной стоимости нежилого помещения административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Зеленый мыс» (далее по тексту – ООО «Зеленый мыс»).
Согласно отчету от <дата изъята> № <номер изъят> по определению рыночной стоимости нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, выполненному оценщиком ФИО2 (ООО «Зеленый мыс»), рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на <дата изъята> составляет (данные изъяты) рублей.
Административный истец использовал возможность досудебного урегулирования спора, обратившись (данные изъяты). в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области.
(данные изъяты) Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, рассмотрено заявление ООО «Группа компаний «Развитие» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. По результатам заседания принято решение об отклонении заявления, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки. Документы заказчика, приложенные к отчету об оценке, не заверены. В связи, с чем оценщиком нарушен пункт 12 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. № 299, документы, представленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы) должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке. Информация об объектах-аналогах не удовлетворяет требованиям достаточности, а именно: по объекту – аналогу № 3 нет данных об этаже расположения, материале стен, цена сделки равная (данные изъяты) рублей не содержится в тексте объявления (стр. 86 отчета об оценке). В связи, с чем оценщиком при подготовке отчета об оценке нарушен пункт 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. № 299. В тексте объявления по объекту-аналогу № 2 указано, что готовность 99 % и он выставлен на продажу на условиях срочной продажи (стр. 85 отчета об оценке). Оценщиком данные факты не проанализированы. Анализ рынка объектов-аналогов проанализирован не в полном объеме. Оценщиком не проанализированы данные рынка купли-продажи аналогичных объектов. Проанализированы только сделки по продажи недвижимости КУМИ города Братска, которые не могут быть признаны рыночными (объект-аналог № 3 реализация преимущественного права выкупа, стр. 86 отчета об оценке). Объекты-аналоги № 1, № 2 отсутствуют в составе анализа рынка. В связи, с чем оценщиком нарушен пп. в, п. 11 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости «ФСО № 7», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, оценщиком должен быть проведен анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом использовании с указанием интервала значений цен.
Не согласившись с решением Комиссии, ООО «Группа компаний «Развитие» обратилось в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административным истцом соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, установленной в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <номер изъят> поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.
Учитывая, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от <дата изъята> по ходатайству представителя ООО «Группа компаний «Развитие» – ФИО3 назначена судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <номер изъят> проведение которой поручено эксперту ФИО4 (ФБУ «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации).
Согласно заключению эксперта от <дата изъята> № <номер изъят>, выполненному экспертом ФИО4 (ФБУ «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации), предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость нежилого помещения – (данные изъяты), назначение: (данные изъяты), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино - место: подвал № <номер изъят> этаж № <номер изъят>, площадь (данные изъяты) кадастровый номер <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, по состоянию на <дата изъята> составляет (данные изъяты) рубля.
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, пришел к выводу о несоответствии заключения эксперта от <дата изъята> № <номер изъят> законодательству в области оценочной деятельности, поскольку при подготовке экспертного заключения эксперт не вычла НДС из установленной рыночной стоимости объекта недвижимости. НДС является отдельным объектом налогообложения, и её учет в рыночной стоимости для установления кадастровой стоимости ведет к двойному налогообложению. Кроме того, эксперт, указывая в заключении о неразвитом рынке недвижимости в (данные изъяты), не учел положения абзаца 2 пункта 1.8. Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2016 г. № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» согласно которым, если по объектам кадастровой оценки отсутствует рынок на соответствующей территории или существует недостаток наблюдаемых рыночных данных, определение кадастровой стоимости осуществляется на основе рыночной ориентировочной модели оценки кадастровой стоимости с учетом всех экономических характеристик объекта оценки, включая затраты на его создание и экономические выгоды от его использования. Кроме того эксперт не описывает наличие или отсутствие веса в стоимости объекта оценки земельного участка относящегося к оцениваемому объекту. В расчетах эксперт ссылается на Справочник оценщика недвижимости Том № 1 «Корректирующие коэффициенты для сравнительного подхода» под редакцией Лейфер 2014 года. Данный справочник содержит корректирующий коэффициент на площадь подвала, который не использует эксперт.
В соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, <дата изъята> Иркутским областным судом по ходатайству представителя ООО «Группа компаний «Развитие» – ФИО3 назначена повторная судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <номер изъят>, проведение которой поручено эксперту ФИО5
Согласно заключению эксперта от <дата изъята> № <номер изъят>, выполненному экспертом ФИО5, предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость нежилого помещения – (данные изъяты), назначение: (данные изъяты), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино - место: подвал № <номер изъят>, этаж № <номер изъят>, площадь (данные изъяты) кв.м., кадастровый номер <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>, по состоянию на <дата изъята> составляет (данные изъяты) рубля.
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт ФИО5 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость принадлежащего административному истцу нежилого помещения установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки и метода капитализации по расчетным моделям с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.
Эксперт ФИО5, имеет высшее экономическое и юридическое образование, диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебный эксперт», специализация «Судебная оценочная экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Мастер делового администрирования (МВА)», специализация «Стратегические финансы и инвестирование», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости недвижимости», удостоверение о повышении квалификации по программе «Проведение судебной оценочной экспертизы при оспаривании кадастровой стоимости», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка бизнеса», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка движимого имущества», является сертифицированным РОО оценщиком бизнеса и недвижимости, евросертифицированным оценщиком недвижимости, сертифицированным негосударственным судебным экспертом, срок действия договора страхования гражданской ответственности оценщика – с 16 июля 2019 г. по 15 июля 2020 г., занимает должность начальника отдела оценки бизнеса (предприятий) ООО «Консалт-Оценка», является членом Экспертного Совета Саморегулируемой организации «Российское общество оценщиков», членом правления, председателем экспертно-консультационного комитета Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», стаж работы в качестве практикующего оценщика – с 1998 г., в качестве эксперта – с 2007 г.
Таким образом, заключение судебной экспертизы выполнено лицом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на проведение оценки в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, которые соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Исходя из изложенного выше, оснований для сомнений в достоверности заключения судебной экспертизы суд не усматривает.
При проведении оценки рыночной стоимости нежилого помещения экспертом применены метод прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки, в рамках сравнительного подхода и метод капитализации по расчетным моделям с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок, в рамках доходного подхода.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «Группа компаний «Развитие» – ФИО3 и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер изъят> равной рыночной стоимости по состоянию на <дата изъята>, в размере (данные изъяты) рубля.
Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения ООО «Группа компаний «Развитие» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <номер изъят> - <дата изъята>
Согласно штампу входящей корреспонденции датой обращения ООО «Группа компаний «Развитие» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер изъят> равной его рыночной стоимости – <дата изъята>
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке в том числе нежилого помещения с кадастровым номером <номер изъят>, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Развитие» к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения – (данные изъяты), подвал № <номер изъят>, этаж № <номер изъят>, площадь (данные изъяты) кв.м., кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на <дата изъята> в размере (данные изъяты) рубля на период с <дата изъята> и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Развитие» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер изъят> является <дата изъята> датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Развитие» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер изъят> равной рыночной стоимости является <дата изъята>
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено <дата изъята>