№ 3а-119/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В.,с участием представителя административного истца ФИО1,представителя административных ответчиков Правительства Республики Карелия и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия ФИО2, представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» ФИО3, рассмотрев в открытом судебномзаседанииадминистративное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РСК-Недвижимость» об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РСК-Недвижимость» (далее - ООО «РСК-Недвижимость», Общество) обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, что является собственникомземельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...),(...).
По состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 27209757руб.12 коп.
По инициативе административного истца независимый оценщик индивидуальный предприниматель Х. А.Г. подготовила отчет №(...) от 25 марта 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 8471000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога, в связи с чемпросит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости.
Также заявлены требования о возложении на административных ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Правительства Республики Карелия просил в административном иске к Правительству отказать, считая ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия оставил разрешение спора на усмотрение суда,замечаний к отчету не высказал.
Представитель государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» возражала против удовлетворения административных исковых требований к учреждению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не содержится.
Выслушав явившихся лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоООО «РСК-Недвижимость» является собственникомземельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...), категория земель - (...), разрешенное использование - (...), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 апреля 2019 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, ООО «РСК-Недвижимость», являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) иФедерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее - Федеральный закон №237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Результаты кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и используются преимущественно для целей налогообложения, а также для расчета арендной платы и выкупной цены земельных участков.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...)2 внесены в государственный земельный кадастр (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) 29 августа 2003 г. в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании постановленийГлавы самоуправления города Сегежи и Сегежского района от 17 апреля 2000 г. и 19 мая 2000 г., свидетельства о государственной регистрации права от 31 декабря 2003 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 10:06:0010203:2 была утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 г. №221 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия» и составила 27209757 руб. 12 коп. по состоянию на 01 января 2018 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Учитывая, что Общество с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратился06 мая 2019 г., следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 г.
Согласно статье 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2019 г., то есть административный истец обратился в суд с административный иском без пропуска установленного Федеральный законом №237-ФЗ срока.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22Федерального закона №237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился 06 мая 2019 г. с административным иском в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...), составляет 8471000 руб. по состоянию на 01 января 2018 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка №(...) от 25 марта 2019 г., выполненного независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Х. А.Г.
По смыслу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке, представленный административным истцом, административным ответчиком и заинтересованными лицами не оспорен, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью земельного участка в размере 8471000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, надлежащими ответчиками по настоящей категории дел, с учетом разъяснений данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке и орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости.В данном случае это Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия игосударственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки», которые не являются в силу закона органом регистрации и не обладают полномочиями по внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость, следовательно, в этой части административный иск удовлетворению не подлежит.
С учетом вышеназванных положений в удовлетворении административных исковых требований к Правительству Республики Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Россреестра по Республике Карелияследует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «РСК-Недвижимость» удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...), категория земель – (...), разрешенное использование – (...), в размере его рыночной стоимости, равной 8471000 руб. на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 06 мая 2019 г.
В удовлетворении остальных заявленных административных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 19 июня 2019 г.