ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-119/2021 от 07.06.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Рыковой А.А., с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика Правительства Иркутской области - ФИО2, действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, ФИО3, действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, представителя заинтересованного лица Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО4, действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-119/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп «О внесении изменений в пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп «О внесении изменения в пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области», согласно которому в пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 г. № 590-пп, внесены изменения, он дополнен подпунктом 138 следующего содержания: «138) принятие решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения;».

В обоснование административных исковых требований ФИО1 указал, что обращался с претензией в Правительство Иркутской области, которая была направлена на рассмотрение в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ему был дан ответ со ссылкой на постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп.

Административный истец полагает, что взыскание платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения, нарушает его права и законные интересы.

ФИО1 просит суд признать незаконным постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп «О внесении изменений в пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области» в части определяющей оплату за вывоз твердых коммунальных отходов исходя из имеющихся площадей. Определить оплату за вывоз твердых коммунальных отходов исходя из количества проживающих.

На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп прекратило действие в связи с принятием постановления Правительства Иркутской области от 3 апреля 2019 г. № 286-пп «О внесении изменения в подпункт 138 пункта 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области».

Судом административному истцу разъяснено право на уточнение административных исковых требований.

В судебном заседании административным истцом заявлено ходатайство о принятии уточненного административного искового заявления.

Определением Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г. в удовлетворении ходатайства ФИО1 о принятии уточненного административного искового заявления отказано, так как оно подано с нарушением положений части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержит одновременное изменение предмета и основания административного искового заявления ФИО1, по которому возбуждено и разрешается Иркутским областным судом настоящее административное дело.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представители административного ответчика Правительства Иркутской области ФИО2 и ФИО3, поддержали доводы возражений на административный иск ФИО1, просили в удовлетворении его требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО4 поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, просила в удовлетворении иска ФИО1 отказать.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Холодковой О.В. полагавшей, что в удовлетворении административного иска следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно постановлению Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп «О внесении изменения в пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области» пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 г. № 590-пп, дополнен пунктом 138 следующего содержания: «138) принятие решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения;».

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее по тексту – Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз) нормативный правовой акт это официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.

В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз правотворческими органами области являются: Законодательное Собрание Иркутской области; Губернатор Иркутской области; Правительство Иркутской области; Министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области, их территориальные подразделения; Уставный Суд Иркутской области; иные государственные органы области в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области.

В статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз предусмотрено, что Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Полномочия на принятие оспариваемого постановления первым заместителем Губернатора Иркутской области – Председателем Правительства Иркутской области установлено в статье 66 Устава Иркутской области, статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз.

Оспариваемое постановление Правительства Иркутской области подписано уполномоченным лицом - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ФИО5, назначенным на должность Указом Губернатора Иркутской области № 9-угк от 25 сентября 2017 г.

Статьей 23 Устава Иркутской области, статьей 57 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз установлено, что правовые акты первого заместителя Губернатора Иркутской области, первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области вступают в силу с момента их подписания, если в самих правовых актах не указан иной срок.

В соответствии с частью 2(1) статьи 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 г. № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная».

Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 июля 2014 г. № 90-оз «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), зарегистрированное в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Оспариваемое Постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 14 января 2019 г. выпуске № 2 (1905), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19 декабря 2018 г. номер опубликования 3800201812190002.

Постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования, учитывая дату его первого официального опубликования, оно действовало на момент обращения ФИО1 с данным административным исковым заявлением в Иркутский областной суд.

Анализируя законодательство, а также представленные доказательства, суд пришел к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка опубликования обжалованного постановления Правительства Иркутской области.

Судом установлено, что оспариваемое Постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп является нормативным правовым актом, поскольку соответствует признакам нормативного правового акта, оно издано в установленной для данного вида нормативных правовых актов форме, подписано должностным лицом, уполномоченным на издание такого рода нормативных правовых актов Иркутской области, рассчитано на многократное применение в период срока его действия, затрагивает права неопределенного круга лиц, поскольку регулятивные полномочия Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области распространяются на неопределенный круг лиц.

Согласно абзацу четвертому статьи 60 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз правовой акт области или его отдельные положения прекращают свое действие в случае принятия нового правового акта, регулирующего соответствующие общественные отношения.

В связи с принятием постановления Правительства Иркутской области от 3 апреля 2019 г. № 286-пп «О внесении изменения в подпункт 138 пункта 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области» (далее - Постановление № 286-пп), оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп прекратило свое действие.

Постановление № 286-пп было опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2019 г., номер опубликования: 3800201904050006, на «Официальном интернет портале правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) 8 апреля 2019 г. и в общественно-политической газете «Областная» 24 апреля 2019 г. в выпуске № 44 (1947).

Таким образом, к моменту рассмотрения настоящего административного дела оспариваемое Постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп прекратило свое действие в связи с принятием Постановления № 286-пп, изложившего подпункт 138 пункта 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в иной редакции: «138) принятие решения о применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;».

Вместе с тем, при разрешении административных исковых требований ФИО1 суд исходит из разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), таким образом, оснований для прекращения производства по настоящему административному делу суд не усматривает, так как установлен и сторонами не оспаривается факт применения в отношении административного истца оспариваемого им нормативного правового акта, в результате которого по решению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области оплата потребителями, в том числе и административным истцом, коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществлялась исходя из общей площади, занимаемого им жилого помещения, установление такого порядка фактически и оспаривается административным истцом.

Проверяя наличие полномочий Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта судом установлено следующее.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1.1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам.

Согласно абзацу второму пункта 148(30) Правил в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам.

Абзацем третьим пункта 148(30) Правил определено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к Правилам соответственно.

В соответствии с абзацем первым пункта 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 82/48-оэ «О Правительстве Иркутской области» Правительство Иркутской области утверждает положения о министерствах Иркутской области и иных исполнительных органах государственной власти Иркутской области, их структуры и устанавливает предельную штатную численность данных органов, если федеральными законами не предусмотрено, что структура данных органов утверждается Губернатором Иркутской области.

Анализируя приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого Постановления от 19 декабря 2018 г. № 941-пп Правительство Иркутской области действовало в пределах своей компетенции и как исполнительный орган государственной власти Иркутской области было правомочно наделять Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области полномочиями принимать решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, что не противоречит нормативным правым актам, имеющим большую юридическую силу.

При указанных выше обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО6 о признании недействующим (незаконным) постановление Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп «О внесении изменений в пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области» в части наделения его полномочиями по принятию решения об осуществлении потребителями в Иркутской области оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, а также заявленного административным истцом способа восстановления нарушенного права в форме возложения на Правительство Иркутской области обязанности определить оплату за вывоз твердых коммунальных отходов исходя из количества проживающих.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании недействующим (незаконным) постановления Правительства Иркутской области от 19 декабря 2018 г. № 941-пп «О внесении изменений в пункт 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области» в части определяющей оплату за вывоз твердых коммунальных отходов исходя из имеющихся площадей, а также о возложении обязанности определять оплату за вывоз твердых коммунальных отходов исходя из количества проживающих - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята