№ 3а-119/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при секретаре Бессаловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пряхина Кирилла Дамировича об оспаривании кадастровой стоимости
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением к агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, в котором указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере 7 213 607 руб. 94 коп. по состоянию на 14 февраля 2019 г., о чем 10 июля 2020 г. внесены сведения в Единый государственный реестр. Рыночная стоимость объекта недвижимости на указанную дату составляет 4 916 910 руб., в связи с чем просил определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
Определением Астраханского областного суда от 26 июля 2021 г., с согласия административного истца, суд заменил ненадлежащего административного ответчика (агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области) надлежащим (Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)", в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Город Астрахань».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Неявка участвующих в деле лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела.
В судебном заседании представитель административного истца Малышева Т.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель бюджетного учреждения Астраханской области «Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки «БТИ» Лихачева О.Г. в судебном заседании не оспаривала права обращения административного истца с указанными требованиями, обратила внимание суда на то, что оценщиком устранены замечания, изложенные в письменных возражениях БТИ, расхождения между результатами государственной кадастровой оценки, полученными в процедуре массовой государственной кадастровой оценки, и кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке с учетом индивидуальных особенностей объекта оценки, находятся в пределах допустимой погрешности.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, допросив свидетеля Хаметова Р.Н., Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог) и арендная плата. 5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации), в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 этой же статьи).
Установлено, что административный истец с 25 сентября 2019 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, правоустанавливающими документами на земельный участок.
Таким образом, административный истец, являясь собственником земельного участка, относится к лицам, чьи права затрагиваются определением кадастровой стоимости.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам об оспаривании кадастровой стоимости ответчиками являются орган государственной власти субъекта РФ, который утвердил кадастровую стоимость, и созданное им бюджетное учреждение, которое определило кадастровую стоимость.
В целях реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", на основании Постановления Правительства Астраханской области от 1 апреля 2009 г. № 127-П "Об агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области", агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области постановлением от 29 ноября 2017 г. № 25 наделило государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В силу статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости изменений, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 14 февраля 2019 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости № 2020-0023 от 30 июня 2020 г. в размере 7 213 607 руб. 94 коп., о чем 10 июля 2020 г. внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Административный истец, пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, просил пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая учтенную в Едином государственном реестре недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, административный истец в подтверждение своих доводов представил отчет об оценке от 29 марта 2021 г. № 15-03-1-2, подготовленный ООО «Дело+», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет 4 916 910 руб., что меньше установленной кадастровой стоимости.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный ответчик – БТИ проверил правильность определения рыночной стоимости в отчете и пришел к выводу о наличии в расчетах ошибок, которые могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта недвижимости.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик Хаметов Р.Н., предупрежденный об уголовной ответственности по статьям 307 - 308 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных показаний, пояснил, что он дополнительно проверил свои расчеты, приведенные в отчете об оценке и в результате устранил технические ошибки, на которые было указано в письменных возражениях БТИ. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 5 249 919 по состоянию на 14 февраля 2019 г.
Исследовав в судебном заседании и оценив в соответствии со статьями 84, 59, 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации акт оценки рыночной стоимости земельного участка в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что оснований не доверять представленному акту оценки не имеется, поскольку он является допустимым по делу доказательством. Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Отчет об оценке соответствует действующему законодательству, содержит подробное описание проведенных исследований, при проведении которых оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценщиком исследован рынок земельных участков в Астраханской области и г. Астрахани, проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемым земельным участком, для сравнения выбраны объекты-аналоги, их перечень и характеристики содержатся в таблицах. Аналоги выбраны по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей по функциональности и параметрам. В акте оценки приведены ссылки на источники используемой информации и приложены копии материалов и распечаток, которые дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки. Описание, расчет корректировок, отказ от проведения корректировок по другим аспектам, в акте оценки также приведены.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами в письменных возражениях не оспаривалось право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, однако были отмечены недостатки отчета, которые были устранены в ходе рассмотрения административного дела.
Проверив представленный отчет на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не установил вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, в связи с чем отсутствуют основания для назначения экспертизы.
Отклонение величины рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки, относительно размера кадастровой стоимости, полученной в процедуре массовой государственной кадастровой оценки, находится в пределах допустимой погрешности.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств Астраханский областной суд приходит к выводу об обоснованности рыночной стоимости земельного участка в размере 5 249 919 по состоянию на 14 февраля 2019 г.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой подачи заявления для административного истца является дата его обращения в суд 30 июня 2021 г.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-176, 178-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Пряхина Кирилла Дамировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости 5 249 919 (пять миллионов двести сорок девять девятьсот девятнадцать) руб. по состоянию на 14 февраля 2019 г., на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 30 июня 2021 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 11 августа 2021 г.