ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-119/2022 от 08.07.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-119/2022

УИД 33ОS0000-01-2022-000115-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 8 июля 2022 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Малыгиной В.И.

с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., административного истца ФИО1, представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 по доверенностям ФИО3, представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области по доверенности ФИО4, представителя заинтересованных лиц администрации города Коврова Владимирской области и управления имущественных и земельных отношений администрации города Коврова Владимирской области по доверенностям ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 о признании недействующими пункта 8.2 «Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова», утверждённого решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 «Об утверждении общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова» (в редакции решений Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138 и от 29 января 2020 года № 19), в части того, что арендодателем земельных участков, расположенных в границах города Коврова, является Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова (ранее Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Коврова); абзацев 1 и 2 пункта 2.26 и абзаца 8 пункта 2.31 Приложения к решению Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9 «Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Коврова» (в редакции решения Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95), в части того, что Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова выступает арендодателем в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, расположенных на территории города Коврова,

УСТАНОВИЛ:

решением Ковровского городского Совета народных депутатов Владимирской области от 17 января 2001 года № 2/1 «Об утверждении общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова» (далее также - решение Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1) утверждён Общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова? являющийся Приложением к названному решению, пунктом 8.2 которого было предусмотрено, что изменения и дополнения в настоящий «Порядок…» могут быть внесены решениями Ковровского городского Совета народных депутатов.

В дальнейшем, как решениями Ковровского городского Совета народных депутатов Владимирской области, так и решениями Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области в названный нормативный правовой акт, в том числе в пункт 8.2 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова

неоднократно вносились изменения и дополнения.

Так решением Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 25 февраля 2011 года № 57 «О внесении изменений в «Общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова», утвержденный решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 (с последующими изменениями и дополнениями), и отмене решений Ковровского городского Совета народных депутатов от 13 марта 2002 года № 302/28, от 28 января 2009 года № 27», опубликованным в издании «Дегтяревец», № 6, 1 марта 2011 года, в пункте 8.2 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова было закреплено, что арендодателем земельных участков, расположенных в границах города Коврова, является администрация города.

Решением Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 27 июня 2018 года № 138 «О внесении изменений в «Общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова», утвержденный решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 (с последующими изменениями и дополнениями)» (далее также - решение Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138), опубликованным в издании «Ковровская неделя» (спецвыпуск № 23, 2018), № 49, 29 июня 2018 года в Общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова были внесены, в том числе следующие изменения:

«1.1. В пунктах 8.2 и 8.7 слова «является администрация города» заменить словами «является Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова».

29 января 2020 года Совет народных депутатов города Коврова своим нормативным правовым актом № 19 «О внесении изменений в «Общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова», утвержденный решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 (с изменениями и дополнениями)» (далее также - решение Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 19), опубликованным в издании «Ковровская неделя» (спецвыпуск), № 8, 31 января 2020 года, решил:

«1. Внести изменение в «Общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова», утвержденный решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 (с изменениями и дополнениями), заменив по тексту документа слова «управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова» словами «управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова» в соответствующих падежах.».

В настоящее время пункт 8.2 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова, утверждённого решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1, с учётом внесенных в него изменений, в том числе решениями Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138 и от 29 января 2020 года № 19, действует в следующей редакции:

«8.2. Арендодателем земельных участков, расположенных в границах города Коврова, является Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова. Срок договора аренды устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Размер, условия и сроки внесения платы за землю определяются договором.».

Решением Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 29 января 2020 года № 9 «Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова» (далее также - решение Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9), официально опубликованным в издании «Ковровская неделя» (спецвыпуск), № 8, 31 января 2020 года, утверждено Положение об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Коврова (далее также - Положение), являющееся Приложением к названному решению.

Пунктами 2.26 и 2.31 Положения предусмотрены следующие функции управления имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова:

«2.26.Является арендодателем муниципального имущества, закрепленного за Управлением на праве оперативного управления, в том числе:

- передает объекты муниципальной собственности в аренду;

-разрабатывает договоры аренды муниципального имущества, дополнительные соглашения к ним, выступает стороной по указанным договорам;

- ведет реестр имущества, находящегося в арендном пользовании;

- ведет учет арендаторов муниципального имущества;

- ведет учет договоров аренды;

- рассчитывает арендную плату, определяет порядок и сроки ее внесения;

- осуществляет контроль над выполнением условий договоров аренды, в том числе за поступлением арендных платежей;

- ведет претензионно-исковую работу по вопросам аренды муниципального имущества;

- представляет интересы муниципалитета в делах о банкротстве;

- осуществляет иные полномочия в данной сфере в соответствии с действующим законодательством.

2.31.Обеспечивает управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города, а также в установленных законом случаях землями, находящимися в государственной собственности до момента ее разграничения, в том числе:

- разрабатывает проекты муниципальных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения земельными участками, находящимися на территории г. Коврова;

- осуществляет подготовку проектов правовых актов для главы города по вопросам предоставления прав на земельные участки;

- готовит проекты договоров аренды земельных участков, дополнительных соглашений к ним, ведет учет указанных договоров и соглашений;

- осуществляет прием документов и подготовку проектов договоров купли-продажи земельных участков на территории г. Коврова;

- ведет учет договоров купли-продажи земельных участков;

- осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечислений денежных средств за выкуп земельных участков;

- является арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена;

- является продавцом земельных участков в границах города Коврова;

- осуществляет контроль над выполнением условий договоров аренды земельных участков, в том числе за поступлением арендных платежей;

- ведет претензионно-исковую работу по вопросам аренды земельных участков и неосновательного обогащения;

- представляет интересы муниципалитета в делах о банкротстве;

- осуществляет иные полномочия в данной сфере в соответствии с действующим законодательством».

В дальнейшем решениями Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области в названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.

Так решением Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 27 мая 2020 года № 95 «О внесении изменений в «Положение об управлении имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова», утвержденное решением Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9» (далее также - решение Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95), опубликованным в издании «Ковровская неделя» (спецвыпуск № 19, 2020), № 40, 29 мая 2020 года, Положение об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Коврова изложено в редакции согласно Приложению к решению Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95, в соответствии с которым содержание вышеперечисленных пунктов 2.26 и 2.31 осталось прежним.

Последующие изменения, вносимые решениями Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 30 июня 2021 года № 119, от 24 февраля 2022 года № 37, от 30 марта 2022 года № 72, от 25 мая 2022 года № 105 в решение Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9, не повлекли изменения приведённого выше содержания пунктов 2.26 и 2.31 Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Коврова, являющегося Приложением к решению Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9 (в редакции решения Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95).

Жители города Коврова Владимирской области ФИО1 и ФИО2, действующие, в том числе через представителя по доверенности ФИО3, имеющего высшее юридическое образование, обратились во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения настоящего административного дела, о признании недействующими, пункта 8.2 «Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова», утверждённого решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 «Об утверждении общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова» (в редакции решений Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138 и от 29 января 2020 года № 19), в части того, что арендодателем земельных участков, расположенных в границах города Коврова, является Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова (ранее Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Коврова); абзацев 1 и 2 пункта 2.26 и абзаца 8 пункта 2.31 Приложения к решению Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9 «Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Коврова» (в редакции решения Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95), в части того, что Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова выступает арендодателем в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, расположенных на территории города Коврова.

Требования мотивированы тем, что оспариваемыми нормами арендодателем земельных участков, расположенных в границах города Коврова, определено Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова (ранее - Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Коврова), на которое возложены соответствующие функции по передаче объектов муниципальной собственности и государственной неразграниченной собственности в аренду. Административные истцы полагают, что передача данных полномочий иному лицу, по их мнению, не являющемуся органом местного самоуправления, противоречит земельному законодательству, в том числе пункту 2 статьи 11, статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статье 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 21,35,36,46 Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области, предусматривающим, что управление и распоряжение земельными участками относится к полномочиям исполнительного органа местного самоуправления, которым в данном случае является администрация города Коврова. По утверждению ФИО1 и ФИО2, оспариваемыми в части нормативными правовыми актами нарушаются их права, поскольку при продлении срока действия ранее заключённых с ними договоров аренды земельных участков, администрация города Коврова настаивает на заключении этих договоров на новый срок не с уполномоченным на то органом - администрацией города Коврова, а с иным лицом (т.4, л.д.16-21,76-84,149).

Административный истец ФИО2, не имеющая высшего юридического образования, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, направила для участия в судебном заседании своего представителя по доверенности ФИО3, имеющего высшее юридическое образование.

Исходя из положений части 9 статьи 208, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в областном суде граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьёй 55 настоящего Кодекса, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учётом мнения участвующих в судебном заседании административного истца ФИО1, представителей сторон - ФИО3 и ФИО4, заинтересованных лиц - ФИО5 и прокурора Денисова А.А., определил рассмотреть настоящее административное дело без участия административного истца ФИО2, не имеющей высшего юридического образования, ведущей настоящее дело через своего представителя по доверенности ФИО3, отвечающего требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, явка которой не признана судом обязательной, извещённой надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании административный истец ФИО1, не имеющий высшего юридического образования и представитель обоих административных истцов по доверенностям ФИО3 поддержали заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении, с учётом уточнений, основаниям, при этом указали, что полномочия Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области на издание оспариваемых в части нормативных правовых актов, с последующими внесёнными в них изменениями, процедуру их принятия, форму (вид) в которой они приняты, предусмотренные правила введения их в действие, в том числе правила опубликования, административные истцы не оспаривают.

Административный ответчик Совет народных депутатов города Коврова Владимирской области в представленных в суд письменных возражениях (т.1,л.д.143-144) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании его представителем по доверенности ФИО4, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемые в части решение Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 (в редакции решений Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138 и от 29 января 2020 года № 19) и решение Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9 (в редакции решения Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95), приняты в пределах компетенции Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области, с соблюдением процедуры, формы их принятия, порядка опубликования, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административных истцов. В структуру администрации города Коврова входит отраслевой (функциональный) орган - управление имущественных и земельных отношений, созданное с целью обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления - администрации города Коврова, по решению вопросов местного значения городского округа, к которым относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые на разграничена, в том числе земельными участками.

Заинтересованные лица администрация города Коврова Владимирской области и управления имущественных и земельных отношений названной администрации в представленных в суд письменных возражениях (т.4,л.д.5-8) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании их представителем по доверенностям ФИО5 не согласились с заявленными требованиями, приведя в обоснование своей позиции фактически те же доводы, что и Совет народных депутатов города Коврова Владимирской области.

Заслушав объяснения административного истца ФИО1, представителей сторон - ФИО3 и ФИО4, заинтересованных лиц - ФИО5, заключение прокурора Владимирской областной прокуратуры Денисова А.А., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статей 130,132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16, пунктом 3 части 1 статьи 17 и частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 1 Закона Владимирской области от 9 сентября 2004 года № 143-ОЗ «О наделении статусом городского округа муниципального образования город Ковров Владимирской области и установлении его границы» и статей 1,3 Устава муниципального образования город Ковров Владимирской области (далее также - Устав), принятого решением Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 15 июня 2005 года № 100, муниципальное образование город Ковров является самостоятельным муниципальным образованием в составе Владимирской области, обладающим статусом городского округа.

В силу статей 21,22 Устава Совет народных депутатов города Коврова, входящий в структуру органов местного самоуправления названного муниципального образования, является представительным органом муниципального образования город Ковров, состоит из 30 депутатов; заседание городского Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее 50% от числа избранных депутатов городского Совета; решения городского Совета принимаются, если за них проголосовало более 50% от установленной численности депутатов городского Совета; городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории городского округа государственными, муниципальными органами и их должностными лицами, и соблюдения общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, и гражданами.

Согласно подпункту 5 пункта 1, подпункту 28 пункта 2 статьи 27 Устава

в исключительной компетенции городского Совета находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; к полномочиям городского Совета относится также определение порядка управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В действовавшем до 1 января 2006 года Уставе города Коврова Владимирской области, утверждённом решением Ковровского городского Совета народных депутатов (далее также - Совет) от 21 августа 1997 года № 87/53, также были закреплены правовые положения, касающиеся органов самоуправления города Коврова (статья 13), полномочий Совета (статья 18), правовых актов Совета (статья 19), заседаний Совета (статья 20).

Судом установлено, из материалов административного дела следует, что между административными истцами и органами местного самоуправления города Коврова, прежде всего администрацией названного муниципального образования, возникли спорные правоотношения при продлении срока действия ранее заключённых с каждым из административных истцов договоров аренды земельных участков, расположенных на территории указанного муниципального образования, так как администрация города Коврова, ссылаясь на оспариваемые в настоящем административном деле административными истцами нормативные положения, настаивает на заключении этих договоров на новый срок не с нею, а с иным лицом, в данном случае с Управлением имущественных и земельных отношений названной администрации, с чем ФИО1 и ФИО2 категорически не согласны, полагая, что Управление имущественных и земельных отношений не является уполномоченным органом местного самоуправления на заключение таких договоров. Изложенная ситуация привела к затяжной переписке между административными истцами и органами местного самоуправления города Коврова, а также к многочисленным судебным разбирательствам в арбитражных судах и в судах общей юрисдикции. Полагая своё право нарушенным ФИО1 и ФИО2, в том числе через представителя по доверенностям ФИО3, обратились во Владимирский областной суд с приведённым выше административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения настоящего административного дела (т.4, л.д.16-21,76-84,149).

Из материалов дела усматривается, что как решение Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1, а также решения Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138 и от 29 января 2020 года № 19, которыми в него были внесены изменения, так и решение Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9, а также решение Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95, которым в него были внесены изменения, приняты в соответствии с предоставленными нормами федерального, регионального и муниципального законодательства, действующего на момент их принятия, полномочиями, компетентным нормотворческим органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения их в действие и опубликования не нарушен, и по этим основаниям, указанные нормативные правовые акты административными истцами не оспариваются (т.1,л.д.189-192, т.2,л.д.1-189, т.3,л.д.1-231,т.4, л.д.150-224, т.5,л.д.45-52).

Проверяя соответствие оспариваемых ФИО1 и ФИО2 в части решений Совета народных депутатов города Коврова нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как уже было отмечено выше структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частью 8 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации могут действовать как юридические лица, если по представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования принял решение об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утвердил положение о нем (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ).

Отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, являясь структурными подразделениями администрации муниципального образования, финансируются за счёт средств местного бюджета и выполняют публичные функции в интересах муниципального образования.

Согласно подпункту 18 пункта 2 статьи 27 Устава к полномочиям городского Совета народных депутатов города Коврова относится также наделение структурных подразделений администрации правами юридического лица и утверждение Положений о них.

В силу пунктов 2, 4 статьи 36 Устава структура администрации города Коврова утверждается городским Советом по представлению главы города; в структуру администрации могут входить структурные подразделения администрации; по решению городского Совета структурные подразделения администрации могут наделяться правами юридического лица; структурные подразделения администрации города, наделенные правами юридического лица, осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждаемых городским Советом.

Судом доподлинно установлено, что решением Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 18 марта 2016 года № 45 «Об утверждении структуры администрации города Коврова Владимирской области» утверждена структура администрации города Коврова Владимирской области, в которую входит отраслевой (функциональный) орган - Управление имущественных и земельных отношений (т.4,л.д.1,2), являющееся юридическим лицом в организационно-правовой форме казенного учреждения, положение о котором утверждено решением Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9.

В соответствии с пунктами 4, 4.1 статьи 35 Устава к полномочиям администрации города Коврова относится, в том числе управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом и настоящим Уставом; управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Исходя из того, что Управление имущественных и земельных отношений является уполномоченным в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отраслевым (функциональным) органом администрации города Коврова, то есть исполнительно-распорядительного органа названного муниципального образования, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 35 Устава, включающих, в том числе управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом и настоящим Уставом, управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, суд приходит к однозначному выводу о несостоятельности доводов административных истцов о том, что оспариваемые ими нормативные положения должны быть признаны недействующими, как наделяющие Управление имущественных и земельных отношений, не являющееся органом местного самоуправления, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наделение отраслевого органа администрации конкретными функциями по решению вопросов местного значения от ее имени в целях эффективного осуществления полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области округа, не противоречит.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Органы местного самоуправления обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов местного значения, а казенные учреждения, в том числе структурные подразделения администрации, обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления.

Приведённые выше нормативные положения в их системном единстве позволяют суду сделать вывод о необоснованности требований ФИО1 и ФИО2 о признании недействующими пункта 8.2 «Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова», утверждённого решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 «Об утверждении общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова» (в редакции решений Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138 и от 29 января 2020 года № 19), в части того, что арендодателем земельных участков, расположенных в границах города Коврова, является Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова (ранее Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Коврова); абзацев 1 и 2 пункта 2.26 и абзаца 8 пункта 2.31 Приложения к решению Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9 «Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Коврова» (в редакции решения Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95), в части того, что Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова выступает арендодателем в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, расположенных на территории города Коврова, устанавливающих вопреки утверждению административных истцов не собственные полномочия отраслевого органа администрации городского округа, а определяющих его функции по осуществлению управления хозяйственными и организационными процессами на территории муниципального образования исключительно в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Перечисленные федеральные нормы корреспондируют статье 51 Закона № 131-ФЗ, согласно которой муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления; органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования; органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (часть 4 приведенной нормы).

В муниципальном образовании город Ковров Владимирской области, обладающим статусом городского округа, таким органом местного самоуправления является администрация города Коврова, следовательно, на Управление имущественных и земельных отношений, как её отраслевой орган, правомерно возложены функции по исполнению в названной сфере полномочий администрации, определенных Уставом городского округа.

В связи с изложенным все доводы административных истцов и их представителя, приведённые, как в административном исковом заявлении с учётом последующих уточнений, так и в судебном заседании являются несостоятельными, а приобщённые ими к материалам настоящего административного дела письменные документы, свидетельствующие о наличии между административными истцами и органами местного самоуправления города Коврова спорных правоотношений при продлении срока действия ранее заключённых с каждым из административных истцов договоров аренды земельных участков, расположенных на территории указанного муниципального образования, приведших к затяжной переписке между сторонами, а также к многочисленным судебным разбирательствам в арбитражных судах и в судах общей юрисдикции (т.1, л.д.12-67,97-127,т.4, л.д.23-7292-117,т.5,л.д.54-61), сами по себе не являются безусловными основаниями для удовлетворения настоящего административного иска ФИО1 и ФИО2

При указанных обстоятельствах суд полагает, что административное исковое заявление административных истцов не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемые ими в части вышеназванные нормативные правовые акты не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов ФИО1 и ФИО2

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 о признании недействующими пункта 8.2 «Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова», утверждённого решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года № 2/1 «Об утверждении общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью города Коврова» (в редакции решений Совета народных депутатов города Коврова от 27 июня 2018 года № 138 и от 29 января 2020 года № 19), в части того, что арендодателем земельных участков, расположенных в границах города Коврова, является Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова (ранее Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Коврова); абзацев 1 и 2 пункта 2.26 и абзаца 8 пункта 2.31 Приложения к решению Совета народных депутатов города Коврова от 29 января 2020 года № 9 «Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Коврова» (в редакции решения Совета народных депутатов города Коврова от 27 мая 2020 года № 95), в части того, что Управление имущественных и земельных отношений администрации города Коврова выступает арендодателем в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, расположенных на территории города Коврова, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов