ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-119/2022 от 09.06.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-119/2022

УИД: 39ОS0000-01-2022-000076-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Труханкиной И. Н. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

Труханкина И.Н. 18 марта 2022 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником нежилого помещения , общей площадью 111,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимого имущества установлена в размере 4971515,58 рублей. Полагая, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимого имущества не соответствует его рыночной стоимости, административный истец назначил проведение оценки его рыночной стоимости. Согласно Отчёту от 28 октября 2021 года, изготовленному ООО «*», рыночная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 года составляет 2041000 рублей. Значительное превышение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости ведёт к нарушению прав административного истца как собственника при уплате налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Согласно уточненным требованиям, просит установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости 2041000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года, определив срок ее действия с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года, восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца Труханкиной И.Н. Фадеева Ж.В. уточненные административные исковые требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель административного ответчика Управление Росреестра по Калининградской области Перцев Е.М. оставил вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований на усмотрение суда. Согласно письменному отзыву данного учреждения, данное учреждение не возражает относительно заявленных требований об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости, полагает возможным установить ее на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года.

Административный ответчик Правительство Калининградской области, заинтересованное лицо Администрация ГО «Город Калининград» о рассмотрении дела извещены надлежаще, их представители в судебное заседание не явились, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.

С учётом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Управление Росреестра по Калининградской области, суд приходит к следующему.

Установлено, что Труханкина И.Н. является собственником объекта недвижимого имущества нежилое помещение , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г<адрес>, на основании договора, зарегистрированного 7 апреля 1999 года, решения собственника о разделе нежилого помещения от 20 февраля 2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 4 апреля 2014 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года №625 кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере 4971515,58 рублей. Эти сведения были внесены в ЕГРН 10 февраля 2017 года.

10 февраля 2022 года в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере 6566227,1 рублей, определенной Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года №753 по состоянию на 1 января 2021 года.

В силу п.п. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ, административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.

На основании п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения – с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ не осуществляется.

Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона № 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом для физических лиц досудебный порядок урегулирования спора путём обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Труханкиной И.Н. представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный оценщиком С. (ООО «Независимая оценка»), в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимого имущества КН39:15:142018:460 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2041000 рублей.

При составлении отчета об оценке оценщиком использованы сравнительный и доходный подходы, их весовые коэффициенты определены в 60% и 40% соответственно. При оценке сравнительным подходом отобраны 5 объектов-аналогов – нежилые помещения в г. Калининграде, схожие по основным характеристикам с объектом оценки. Существенных нарушений законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета судом не выявлено, возражений участвующими в деле лицами относительно него не представлено.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 года составляет 2041000 рублей.

Как указано выше, Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года №753 с 1 января 2021 года установлена новая кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества . Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2016 года, является архивной.

Как разъяснено в абз. 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Архивная кадастровая стоимость, установленная на 1 января 2016 года, может быть применена при перерасчете налога за прошлые налоговые периоды. При этом для целей налогообложения она подлежит применению с 1 января 2018 года, поскольку в соответствии с п. 3 Постановление Правительства Калининградской области от 23.12.2016 N 625 его положения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2018 года.

Несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости влечёт нарушение прав административного истца, которые могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о его кадастровой стоимости.

В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как разъяснено в п. 8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28, пропуск указанного в ч. 3 ст. 245 КАС РФ срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Так как возможность применения оспариваемой архивной кадастровой стоимости сохраняется в настоящее время, срок для обращения в суд с настоящим заявлением административному истцу следует восстановить.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Труханкиной И. Н. удовлетворить.

Восстановить Труханкиной И. Н. срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества .

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения , общей площадью 111,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на дату 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 2041000 (два миллиона сорок одна тысяча) рублей.

Данная архивная кадастровая стоимость подлежит применению в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года.

Датой подачи Труханкиной И. Н. заявления об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости считать дату обращения ее в суд с настоящим административным иском – 18 марта 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2022 года.

Судья Д.В. Шубин