ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-119/2023 от 26.06.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-119/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26.06.2023 г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего Лопаткиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Якунина Г.Н., Прокопьева В.И. к Законодательному Собранию Челябинской области о признании не действующим в части Закона Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО,

установил:

Якунин Г.Н., Прокопьев В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Челябинской области с учетом изменения требований о признании не действующим подпункта «а» пункта 6 части 2 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» (далее - Закон Челябинской области № 257-ЗО).

В обоснование административного иска указано, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01.09.2021, решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2022 с истцов взыскана задолженность платы за пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером . На этом земельном участке расположено здание являющееся объектом культурного наследия, имеющее особую зону охраны. Оспариваемым подпунктом «а» пункта 6 части 2 статьи 1 Закона Челябинской области № 257-ЗО установлена ставка арендной платы в размере 3% в отношении земельных участков предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц. Особая зона охраны объектов культурного наследия, предусматривает жесткие требования к условиям эксплуатации таких объектов, накладывает определенные ограничения, снижающее доходность использования земельного участка под таким объектом. Земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, априори не может иметь такую же доходность как участок, на котором расположен объект торговли или административное, офисное здание, даже если сам объект культурного наследия используется с аналогичной целью. В связи с указанным ставка арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости для земельных участков, на которых расположены объекты торговли, общественного питания, гостиницы, являющиеся одновременно объектами культурного наследия должна быть ниже чем для таких же объектов, не имеющих статус объекта культурного наследия. Указанное противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 582), которым закреплен принцип экономической обоснованности арендной платы.

В судебном заседании Якунин Г.Н., его представитель Тараданов Н.А. на измененных требованиях настаивали.

Представители Законодательного Собрания Челябинской области Гущина Е.В., Самодолова И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска Фоменко Ю.Р. возражала против удовлетворения требований.

Административный истец Прокопьев В.И. в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явился, представителя с высшим юридическим образованием в суд не направил.

Заслушав заключение участвующего в деле прокурора ФИО6, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Законодательное собрание Челябинской области как представительный орган государственной власти осуществляет нормативно-правовое регулирование на территории Челябинской области по вопросам, относящимся к его компетенции (статьи 37, 39 Основного Закона (Устава) Челябинской области, принятого Законом Челябинской области от 25.05.2006 № 22-ЗО).

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Законодательным Собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области № 257-ЗО, устанавливающий в соответствии с Земельным кодексом Российской на территории Челябинской области порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Основного Закона (Устава) Челябинской области, принятого Законом Челябинской области от 25.05.2006 № 22-ЗО (действовавшего на момент принятия оспариваемого акта), Законодательное Собрание состоит из 60 депутатов.

Пунктом 62, абзацем вторым пункта 90 Регламента Законодательного собрания Челябинской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 28.02.2006 № 55 (действовавшего на момент принятия оспариваемого акта), закреплено, что заседание Законодательного Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов. Законы Челябинской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

Согласно протоколу заседания Законодательного собрания Челябинской области от 24.04.2008 № 27 на двадцать седьмом заседании Законодательного собрания Челябинской области присутствовало 46 депутатов из 57 избранных депутатов. По вопросу принятия закона Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» 44 депутата проголосовали «за», 2 - не голосовали.

Закон Челябинской области № 257-ЗО опубликован 13.05.2008 в печатном издании «Южноуральская панорама» № 85 в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (действовавшего в момент опубликования рассматриваемого закона).

Таким образом, оспариваемый Закон Челябинской области № 257-ЗО принят уполномоченным органом в правомочном составе с соблюдением установленного законом порядка принятия и надлежащим образом опубликован. По указанным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Проверяя соответствие подпункта «а» пункта 6 части 2 статьи 1 Закона Челябинской области № 257-ЗО принципу экономической обоснованности, закрепленному постановлением Правительства Российской Федерации № 582, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Закона Челябинской области № 257-ЗО закреплена формула определения размера годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов (далее - арендная плата):

Ап = Скад * Сап / 100 % * К1 * К2 * К3, где:

Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

Сап - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка;

К1 - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;

К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;

К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

Оспариваемым подпунктом «а» пунктом 6 части 2 статьи 1 Закона Челябинской области № 257-ЗО установлена ставка арендной платы в размере 3% в отношении земельных участков предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц.

Из материалов административного дела следует, что административным истцам Прокопьеву В.И. Якунину Г.Н. принадлежат доли в праве собственности на здания с кадастровыми номерами , , , расположенные на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

По гражданскому делу , рассмотренному Калининским районным судом г. Челябинска, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26.08.2021 с Якунина Г.Н. в пользу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком с кадастровым номером за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 в размере 2 087 488 рублей 09 копеек.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2022 с Прокопьева В.И. в пользу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска взыскано неосновательное обогащение за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером в размере 796 432 рублей 38 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.08.2017 по 31.03.2022 в размере 160 622 рублей 57 копеек.

Расчет задолженностям платы за пользование земельным участком в вышеприведенных судебных постановлениях производился по формуле Ап = Скад x Сап / 100% x К1 x К2 x К3, с применением Сап - ставки арендной платы в размере 3%, предусмотренной для земельных участков предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц.

В абзацах первом и втором Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, закреплено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, то есть устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, пунктом 2 которых установлено, что в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

В этой связи при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В силу прямого указания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

В подтверждение доводов о законности оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком представлено финансово-экономическое обоснование к проекту закона Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на 2008 год».

В пункте 4 названного финансово-экономического обоснования отражена взаимосвязь положений правовых актов, действующих на территории Челябинской области в 2007 году и положений законопроекта. Так, в 2007 году по землям, предоставленным для коммерческой деятельности, размеры ставок установлены в пределах от 1,5% до 100% в городских округах, от 1,5% до 200 % в муниципальных районах. Положения законопроекта предусматривают размер ставки арендной платы по данному видам использования земель в размере 3% (средний процент по городским округам, поступления от арендной платы которых в бюджеты наиболее значительны). Для сохранения доходной части консолидированного бюджета муниципальным образованиям предоставлено право установить коэффициенты К1 (от 0,2 до 10) и К2 (от 1 до 5), которые позволят муниципальным образованиям откорректировать размеры арендной платы до уровня 2007 года.

Между тем, представленное административным ответчиком финансово-экономическое обоснование не подтверждает экономическую обоснованность ставки арендной платы в размере 3% для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц, поскольку является формальным, подробного анализа не содержит.

Иных документов, содержащих экономическое обоснование применяемой для расчета арендной платы ставки размере 3% для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц, административным ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, суд считает, что экономическое обоснование для установления оспариваемым в части нормативным правовым актом ставки арендной платы в размере 3% для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц, отсутствует. Установление указанной ставки является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельных участков, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании не действующим подпункта «а» пункта 6 части 2 статьи 1 Закона Челябинской области № 257-ЗО, устанавливающего значение ставки арендной платы в размере 3%, предусмотренной для земельных участков предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, гостиниц.

В разъяснениях, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», отмечено, что, в случае установления противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, он может быть признан не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с требованиями, содержащимися в подпункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона Челябинской области от 29.06.2022 № 621-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов области, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 2 названного закона, считается первая публикация их полных текстов в газете «Южноуральская панорама» или первое размещение (опубликование) их полных текстов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Южноуральская панорама» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу подпункт «а» пункта 6 части 2 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов».

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Южноуральская панорама» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.А. Лопаткина

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2023