ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/18 от 02.02.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

с участием представителя административного истца Акционерного общества «Братская электросетевая компания» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-11/2018 (3а-193/2017) по административному исковому заявлению Акционерного общества «Братская электросетевая компания» к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области; заинтересованные лица Администрация города Братска, Администрация Братского района, Администрация Вихоревского городского поселения, Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», Администрация Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, Администрация города Иркутска, об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование административных исковых требований указано, что АО «Братская электросетевая компания» является собственником следующих земельных участков:

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 28 210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 31 184 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы ЗАО «БЭС», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 5 442 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-эксплуатационной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью общая площадь 10 554 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерских по эксплуатации распределительных сетей, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 6 450 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 4 944 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 6 100 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания мастерского пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 14 673 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию здания кормоцеха редукторного сектора, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят".

Кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп, и составляет для земельных участков:

- с кадастровым "номер изъят" – 33 898 546 рублей 50 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" – 37 472 253 рубля 60 копеек;

- с кадастровым "номер изъят"–6 549 120 рублей 48 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –9 299 129 рублей 40 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –7 081 777 рублей 50 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –8 042 154 рублей 39 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –10 987 198 рублей;

- с кадастровым "номер изъят" – 15 196 092 рубля 45 копеек.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, АО «Братская электросетевая компания» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, представив отчет ООО ЮК "С." от 14 августа 2017 года № 918/008/17 об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года в следующих размерах:

- с кадастровым "номер изъят" – 8 998 990 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 9 854 144 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 997 214 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 3 662 238 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 657 650 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 300 272 рубля,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 573 800 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 11 400 921 рублей.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 7 сентября 2017 года заявление АО «Братская электросетевая компания» по вопросу определения кадастровой стоимости земельных участков отклонено ввиду несоответствия отчетов об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Поскольку, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, исчисляется размер земельного налога, подлежащего уплате в местный бюджет, превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков нарушает права и законные интересы административного истца как плательщика необоснованно завышенного земельного налога.

Административный истец просил суд установить по состоянию на 1 января 2012 года:

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 28 210 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 8 998 990 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 31 184 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы ЗАО «БЭС», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 9 854 144 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 5 442 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-эксплуатационной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 1 997 214 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 10 554 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерских по эксплуатации распределительных сетей, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 3 662 238 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 6 450 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 1 657 650 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4 944 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 1 300 272 рубля,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 6 100 кв.м., с кадастровым "номер изъят" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания мастерского пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 1 573 800 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 14 673 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию здания кормоцеха редукторного сектора, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 11 400 921 рублей.

Административное исковое заявление подано административным истцом в Иркутский областной суд 20 октября 2017 года (л.д. 10 том 1).

Определением судьи Иркутского областного суда от 23 октября 2017 года административное исковое заявление принято к производству Иркутского областного суда, возбуждено административное дело (л.д.1 том 1).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи Иркутского областного суда от 23 октября 2017 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Братского района, Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», Администрация Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, Администрация города Иркутска ( л.д. 2-8 том 1).

Определением Иркутского областного суда от 9 ноября 2017 года по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, поскольку рыночная стоимость земельных участков, определенная в отчете об оценке, отличается от их кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов. Производство экспертизы поручено Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, производство по делу приостановлено (л.д. 163-171 том 2).

Определением Иркутского областного суда от 18 января 2018 года производство по административному делу возобновлено в связи с проведением экспертизы и поступлением в суд экспертного заключения.

Определением Иркутского областного суда от 18 января 2018 года к производству суда принято заявление представителя административного истца Акционерного общества «Братская электросетевая компания» ФИО1, в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 года, в соответствии с заключением судебной экспертизы:

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 28 210 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 6 206 200 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью с кадастровым "номер изъят", общая площадь 31 184 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы ЗАО «БЭС», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 6 798 112 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 5 442 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-эксплуатационной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 957 792 рубля,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 10 554 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерских по эксплуатации распределительных сетей, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 1 203 156 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 6 450 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 877 200 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4 944 кв.м., с кадастровым "номер изъят" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 1 102 512 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 6 100 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания мастерского пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 1 726 300 рублей,

- кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 14 673 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию здания кормоцеха редукторного сектора, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", равной рыночной стоимости в размере 14 042 061 рубль.

Определением Иркутского областного суда от 18 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Вихоревского городского поселения (л.д.137-139 том 3).

В судебном заседании представитель административного истца Акционерного общества «Братская электросетевая компания» ФИО1 согласилась с заключением судебной экспертизы, заявленные требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В судебное заседание представитель Правительства Иркутской области ФИО2 не явилась, в представленном ранее отзыве на исковое заявление просила вынести законное и обоснованное решение и рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Иркутской области (л.д. 41, 42 том 2).

Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области ФИО3, Управления Росреестра по Иркутской области ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями, в представленных ранее отзывах просили рассмотреть дело в отсутствие представителей филиала ФКП «Росреестра» по Иркутской области, Управления Росреестра по Иркутской области (л.д. 75-77 том 2).

Представители Администрации города Братска, Администрации Братского района, Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, Администрации города Иркутска, Администрация Вихоревского городского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении разбирательства дела, не представивших доказательства уважительности причин отсутствия.

Выслушав пояснения представителя административного истца Акционерного общества «Братская электросетевая компания» ФИО1, поддержавшей заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, между сторонами возник административный спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 28 210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят"

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 31 184 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы ЗАО «БЭС», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 5 442 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-эксплуатационной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью общая площадь 10 554 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерских по эксплуатации распределительных сетей, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 6 450 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 4 944 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 6 100 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания мастерского пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 14 673 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию здания кормоцеха редукторного сектора, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят".

Данный спор возник не потому, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации неправильно определил кадастровую стоимость земельных участков, а ввиду необходимости для административного истца в определении индивидуальной рыночной стоимости земельных участков с учетом уникальных характеристик объектов недвижимости.

В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федеральных законов от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, от 8 июня 2015 года № 145-ФЗ, от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ, от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ, от 3 июля 2016 года №№ 360-ФЗ и 361-ФЗ, от 29 июля 2017 года №№ 274-ФЗ, под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Действия на этапах формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки; определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости; проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости; утверждения результатов определения кадастровой стоимости; внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, регламентированы положениями статей 24.12-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 6 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).

В Приложении к указанным постановлениям Правительства Иркутской области имеется перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФиннГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 года.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО № 4), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Пунктом 4 ФСО № 4 установлено, что кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов, рынок которых ограничен или отсутствует.

В силу пункта 6 ФСО № 4 под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Таким образом, государственная кадастровая оценка имеет своей целью формирование рынка недвижимости.

АО «Братская электросетевая компания» является собственником следующих земельных участков:

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 28 210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 31 184 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы ЗАО «БЭС», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 5 442 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-эксплуатационной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью общая площадь 10 554 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерских по эксплуатации распределительных сетей, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 6 450 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 4 944 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 6 100 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания мастерского пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят",

- с кадастровым "номер изъят", общей площадью 14 673 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию здания кормоцеха редукторного сектора, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят".

Эти обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 июля 2017 года №№ 74/036/801/2017-4990, 74/036/801/2017-4988, 74/036/801/2017-499074/036/801/2017-4986, 74/036/801/2017-4984, 74/036/801/2017-4982, 74/036/801/2017-4980, 74/036/801/2017-4976, от 4 августа 2017 года № 74/036/801/2017-4974 (л.д. 32-62 том 1).

Таким образом, АО «Братская электросетевая компания является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельных участков, относительно которых возник данный спор.

Земельные участи были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет:

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 12 ноября 2007 года;

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 18 июня 2002 года;

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 12 августа 2005 года;

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 11 апреля 2006 года;

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 29 мая 2009 года;

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 17 декабря 1993 года;

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 30 апреля 2003 года;

- земельный участок с кадастровым "номер изъят" – 27 апреля 2006 года.

Удельные показатели кадастровой стоимости для данных земельных участков определены в Приложении № 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, в редакции от 5 мая 2014 года № 239-пп по состоянию на 1 января 2012 года, поскольку земельные участки были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет до указанной даты. Сведений об изменении качественных и количественных характеристик земельных участков не имеется, что подтверждается выпиской из указанного постановления Правительства Иркутской области, информацией ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (л.д. 61-73 том 2, 75-77 том 2).

Земельные участки с кадастровыми "номера изъяты" отнесены к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), удельные показатели для земельных участков определены в размере:

"номера изъяты" – 1 201 рубль 65 копеек за 1 кв.м.,

"номер изъят" – 1 203 рубля 44 копейки за 1 кв.м.,

"номер изъят" – 1 097 рублей 95 копеек за 1 кв.м.,

"номер изъят" – 1 626 рублей 60 копеек за 1 кв.м.,

"номер изъят" – 1 035 рублей 65 копеек за 1 кв.м.

Земельный участок с кадастровым "номер изъят" отнесен к тринадцатой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофиксации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов), удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка определен в размере 881 рубль 10 копеек за 1 кв.м.

Земельный участок с кадастровым "номер изъят" отнесен к пятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка определен в размере 1 801 рубль 18 копеек.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года составляет:

- с кадастровым "номер изъят" – 33 898 546 рублей 50 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" – 37 472 253 рубля 60 копеек;

- с кадастровым "номер изъят"–6 549 120 рублей 48 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –9 299 129 рублей 40 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –7 081 777 рублей 50 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –8 042 154 рублей 39 копеек;

- с кадастровым "номер изъят" –10 987 198 рублей;

- с кадастровым "номер изъят" – 15 196 092 рубля 45 копеек, что подтверждается выписками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 27 и 28 июля 2017 года (л.д. 31-59 том 1).

Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка АО «Братская электросетевая компания» заключен договор по оказанию услуг оценки рыночной стоимости земельных участков от 8 августа 2017 года с ООО ЮК "С."

Согласно отчету об оценке от 14 августа 2017 года № 918/008/17, составленному ООО ЮК "С." по состоянию на 1 января 2012 года, то есть на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость земельных участков составляет:

- с кадастровым "номер изъят" – 8 998 990 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 9 854 144 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 997 214 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 3 662 238 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 657 650 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 300 272 рубля,

- с кадастровым "номер изъят" – 1 573 800 рублей,

- с кадастровым "номер изъят" – 11 400 921 рублей.

28 августа 2017 года АО «Братская электросетевая компания» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, представив отчет ООО ЮК "С." от 14 августа 2017 года № 918/008/17 об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми "номера изъяты".

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 07 сентября 2017 года № 16.28 заявление АО «Братская электросетевая компания» по вопросу определения кадастровой стоимости земельных участков отклонены ввиду несоответствия отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что отчет не соответствуют требованиям пункта 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, а также ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части того, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

Так, в таблице 5 «Количественные и качественные характеристики земельного участка» на странице 43-45 отчета приведено описание объекта оценки с кадастровым "номер изъят". При этом на странице 45 отчета размещен план земельного участка с кадастровым "номер изъят".

В соответствии с приложенными к отчету справками о наличии коммуникаций у всех объектов оценки имеются коммуникации. Для расчета корректировки на коммуникации для объектов оценки с кадастровыми "номера изъяты" в отчете представлены объекты-аналоги со следующими характеристиками: объект-аналог № 1 – все коммуникации рядом, объект-аналог № 2 – информация по коммуникациям отсутствует, объект-аналог № 3 – информация по коммуникациям отсутствует, объект-аналог № 4 – есть возможность подключения. Из текстов объявлений видно, что по всем объектам-аналогам коммуникации не заведены на земельные участки, подключение коммуникаций отсутствует, в связи с чем, применена корректировка на отсутствие коммуникаций в размере 1,265.

Для объекта оценки "номер изъят" представлены объекты-аналоги со следующими характеристиками: объект-аналог № 1 – все сети на границе участка, объект- аналог № 2 – информация по коммуникациям отсутствует, объект-аналог № 3 – все коммуникации. У объектов-аналогов № 1 и № 2 коммуникации не заведены на земельные участки, подключения коммуникаций отсутствуют, но в отличие от предыдущего расчета корректировка на коммуникации не применена.

Кроме того, при расчете корректировки на местоположение на странице 139 отчета для земельных участков, расположенных за пределами города Братска, в отчете использованы данные Справочника оценщика недвижимости 2016 года, том 1 часть 1 «Производственно-складская недвижимость и сходные типы объектов», что является нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, поскольку при проведении оценки оценщик не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков с достоверностью не подтверждает заявленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является арендная плата и налог на недвижимость.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При проведении массовой кадастровой оценки невозможно учесть все характеристики индивидуального объекта недвижимости, соответственно на основе отчета о рыночной стоимости индивидуальных объектов за счет самих налогоплательщиков имеется возможность уточнить налоговую базу таких объектов в рамках процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» от 01 марта 2011 года № 281-О-О указано, что действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Возрождение» на нарушение конституционных прав положением пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, почему кадастровая стоимость бывает завышенной – ее определяют методами массовой оценки, а рыночная стоимость определяется методами индивидуальной оценки конкретного участка.

Возможность пересмотра результатов государственной кадастровой оценки земельных участков путем установления их рыночной стоимости на соответствующую дату кадастровой оценки является важной предпосылкой реализации прав граждан на справедливое и экономически обоснованное налогообложение.

Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном на основании и в порядке, предусмотренном этим законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 указанного закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки на основании решения суда. Новая кадастровая стоимость в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 5 статьи 8 и статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ с последующими изменениями «О государственной регистрации недвижимости».

При рассмотрении данного административного дела судом была назначена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с положениями статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы. Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо конкретным экспертом или экспертами.

Поручая проведение экспертизы Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, суд исходил из того, что данное экспертное учреждение входит в состав государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, руководствуется Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основной уставной целью является защита прав и свобод граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз, основной ее задачей является производство судебных экспертиз по заданиям судов.

Оценивая представленное экспертное заключение по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его допустимым и достоверным доказательством, так как оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший экспертное заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию (высшее техническое образование по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» и квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки»), является государственным экспертом, состоит в трудовых отношениях с Федеральным бюджетным учреждением Иркутская лаборатория судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки были установлены в Федеральном стандарте оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297.

Согласно пункту 6 ФСО № 1 итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

В соответствии с пунктом 10 указанного стандарта объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

В соответствии с пунктами 12-14 ФСО № 1 под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.

В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к содержанию отчета об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, в редакции от 6 декабря 2016 года № 785, в отчете об оценке должен содержаться раздел анализа рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость.

В силу пункта 5 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с не проведением осмотра.

Из содержания исследовательской части заключения эксперта усматривается, что осмотр объектов оценки по состоянию на ретроспективную дату (1 января 2012 года) не проводился. Всем существенным допущениям, принятым экспертом, дана соответствующая оценка и характеристика, что позволяет суду согласиться с изложенными экспертом описаниями и выводами.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 ФСО № 7, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.

Заключение эксперта соответствует вышеназванным требованиям законодательства.

Так, использование методов математического моделирования при проведении массовой оценки не позволяет учитывать уникальные особенности земельных участков.

В качестве доказательств уникальных характеристик земельных участков с кадастровыми "номера изъяты" в заключении эксперта приведены схемы с портала услуг «Публичная кадастровая карта», из которых видно, что земельные участки с кадастровыми "номера изъяты" расположены в жилых районах Центральный, Гидростроитель и Падун города Братска Иркутской области, который является административным центром Братского района, занимает первое место по объему промышленного производства и занимаемой площади из 22 городов Иркутской области и второе место (после Иркутска) по численности населения. В жилом районе Центральный проживает большая часть населения города, на его территории расположены больницы и поликлиники, почти в каждом микрорайоне имеются детские сады и школы, скверы-парки, торговые центры и магазины. В центральном районе города Братска расположены также филиалы высших учебных заведений Иркутского государственного университета и Байкальского государственного университета экономики и права, театрально-концертный центр «Братск-АРТ», Братский драматический театр. В жилом районе Энергетик в 25 километрах от жилого района Центральный находятся аэропорт города Братска и железнодорожный вокзал «Падунские пороги». Участки имеют хорошую транспортную доступность, поскольку все микрорайоны и населенные пункты города Братска объединены единой транспортной инфраструктурой.

Земельные участки с кадастровыми "номера изъяты" расположены в городе Вихоревка Братского района Иркутской области, который находится в 38 километрах от города Братска, в 916 километрах от города Иркутска по железной дороге и в 600 километрах по автомобильной дороге.

Земельный участок с кадастровым "номер изъят" расположен в городе Железногорске Нижнеилимского района Иркутской области, который находится в 850 километрах от города Иркутска по автомобильной дороге, на Восточно-Сибирской железной дороге, вблизи автомагистрали Братск-Усть-Кут

Земельный участок с кадастровым "номер изъят" находится в городе Иркутске, который является шестым по величине городом Сибири, транспортным узлом Транссибирской магистрали и федеральной автодороги «Байкал», административным центром с развитыми отраслями промышленности – авиастроением, гидроэнергетикой, производством продуктов питания, крупным научно-образовательным центром, отнесен к историческим поселениям России. Участок расположен в Ленинском административном округе города Иркутска, большую часть которого занимает территория парков.

Земельные участки используются в соответствии с их целевым назначением и видами разрешенного использования.

Экспертом проведен анализ рынка объектов исследования и других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам исследования, но влияющих на их стоимость, в ходе которого установлены особенности регионального земельного рынка.

В связи с тем, что наиболее динамичное развитие рынка коммерческой недвижимости – земельных участков наблюдается в областном центре, экспертом в качестве объектов-аналогов выбраны следующие земельные участки, сопоставимые по своим характеристикам с объектами исследования.

Для земельных участков с кадастровыми "номера изъяты" экспертом исследован рынок недвижимости города Ангарска, определен сегмент рынка – рынок земельных участков под производственные здания и сооружения.

Для земельного участка с кадастровым "номер изъят" экспертом исследован рынок недвижимости города Иркутска и города Братска, определен сегмент рынка – рынок земельных участков коммерческого назначения, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Для земельного участка с кадастровым "номер изъят" экспертом исследован рынок недвижимости города Иркутска, определен сегмент рынка – рынок земельных участков производственно-складского использования.

Эксперт исходил из фактического использования земельных участков с кадастровыми "номера изъяты" – под производственные здания и сооружения, земельного участка с кадастровым "номер изъят" – для размещения мастерских по эксплуатации распределительных сетей, земельного участка с кадастровым "номер изъят" – под эксплуатацию здания кормоцеха редукторного сектора, поэтому обоснованно подобрал объекты-аналоги с видом разрешенного использования – под производственные здания и сооружения.

Исходя из фактического использования земельного участка с кадастровым "номер изъят" – для размещения здания мастерского пункта, эксперт подобрал объекты-аналоги с видом разрешенного использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Объекты оценки и объекты-аналоги имеют одинаковые виды разрешенного использования, в связи с чем, корректировка на вид разрешенного использования обоснованно не применялась.

Поправка на условия финансирования экспертом обоснованно не применялась, поскольку в расчетах использовалась информация о рыночных ценах предложения, предполагающая типичные условия финансирования сделки покупателем.

Поскольку экспертом не были выявлены нетипичные для рынка условия продажи, поправка на условия продажи обоснованно не применялась.

Эксперт обосновал применение корректировки на изменение цен на земельные участки за период с дат заключения сделок (выставления на продажу) с объектами-аналогами до даты проведения оценки исследуемых объектов.

Суд соглашается с данными выводами судебного эксперта, поскольку они обоснованы, сделаны специалистом в области оценочной деятельности.

Административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области 28 августа 2017 года, в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков заявитель обратился 20 октября 2017 года, поэтому в силу положений стать 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2017 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ, а регистрационный орган принимает к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, поэтому вынесение решения о возложении соответствующей обязанности не требуется.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию.

Учитывая, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 28 августа 2017 года, новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков подлежат установлению с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр (кадастр) недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Акционерного общества «Братская электросетевая компания» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 28 210 кв.м., с кадастровым "номер изъят" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 6 206 200 (шесть миллионов двести шесть тысяч двести) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 31 184 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы ЗАО «БЭС», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 6 798 112 рублей (шесть миллионов семьсот девяносто восемь тысяч сто двенадцать) рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 5 442 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-эксплуатационной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 957 792 (девятьсот пятьдесят семь тысяч семьсот девяносто два) рубля, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 10 554 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мастерских по эксплуатации распределительных сетей, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 1 203 156 (один миллион двести три тысячи сто пятьдесят шесть) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 6 450 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 877 200 рублей (восемьсот семьдесят семь тысяч двести) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4 944 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 1 102 512 (один миллион сто две тысячи пятьсот двенадцать) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 6 100 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания мастерского пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 1 726 300 (один миллион семьсот двадцать шесть тысяч триста) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 14 673 кв.м., с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию здания кормоцеха редукторного сектора, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый "адрес изъят", определенную по состоянию на 01 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 14 042 061 (четырнадцать миллионов сорок две тысячи шестьдесят один) рубль, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Дата подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 августа 2017 года, дата обращения в суд 20 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 6 февраля 2018 года.

Судья М.А. Ткачук