ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/19 от 15.05.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-11/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» мая 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Венина А.Н.,

при секретаре Пушкарь О.И.,

при участии представителя административного истца Булавина С.В. – ГоревойД.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю Мырза Д.А., представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края ЛопковойЕ.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Булавина С.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Булавин С.В. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее также – Министерство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее также – Управление Росреестра по Камчатскому краю) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка площадью 2568 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Свои требования административный истец мотивировал следующим.

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с акционерным обществом «Камчатгеология», БулавинуС.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером .

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012года согласно приложению.

Согласно кадастровой справке от 26 ноября 2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 12468282рубля.

Посчитав, что результаты определения кадастровой стоимости необоснованно увеличивают расходы по уплате земельного налога, Булавин С.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, представив в обоснование размера рыночной (кадастровой) стоимости объекта недвижимости отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 10 декабря 2018года №1812-0593И. На основании произведенных независимым оценщиком расчетов и положительного экспертного заключения от 13 декабря 2018 года №Э0071/18-8 административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, равную его рыночной стоимости, в размере 4235000рублей по состоянию на 1 января 2012года.

Одновременно Булавин С.В. ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском и признании причин пропуска срока уважительными. Данное ходатайство мотивировано тем, что Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Камчатского края. Кроме того, право собственности на спорный объект недвижимости возникло у административного истца только в 2017году.

В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю не возражала относительно соответствия оформления и содержания отчета об оценке, предоставленного административным истцом, требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

В судебном заседании представитель административного истца Горева Д.В. поддержала заявленные Булавиным С.В. требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, также поддержала ходатайство о восстановлении срока обращения в суд.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю Мырза Д.А. полагала, что отчет об оценке объекта недвижимости составлен в соответствии с требованиями законодательства и федеральных стандартов оценки. Считала возможным восстановить пропущенный административным истцом процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

У представителя административного ответчика Министерства Лопковой Е.И. замечания к отчету об оценке и возражения относительно ходатайства о восстановлении срока также отсутствовали.

Административный истец Булавин С.В. в судебное заседание, о времени и месте которого был извещен в установленном законом порядке, не явился.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно абзацу 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее также – постановление Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу пункта 2 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года №28 результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Пунктом 1 и 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно абзацу 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010117:64 были внесены в государственный кадастр недвижимости 28 декабря 2012 года (л.д. 156).

Досудебный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, для физического лица не является обязательным.

Административное исковое заявление Булавина С.В. поступило в Камчатский краевой суд 5 февраля 2019 года (л.д. 26), то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.

В силу пункта 8 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015года №28 пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Установив, что очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Камчатского края в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона №135-ФЗ, не проведена, дата ее проведения не определена, суд приходит к выводу о возможности восстановления
Булавину С.В. процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

При этом судом принимается во внимание и то обстоятельство, что земельный участок был приобретен Булавиным С.В. в апреле 2017 года, и, соответственно, земельный налог был исчислен только в 2018 году.

Рассматривая требования Булавина С.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, по существу, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края.

Согласно приложению № 1 данного распоряжения (пункт 5967) (л.д. 12-14), а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 марта 2019года №КУВИ- (л.д. 156) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1января 2012 года определена в размере 12468 282 рублей.

Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью 2568 кв. м, с кадастровым номером принадлежит на праве собственности БулавинуС.В. на основании договора купли продажи недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ заключенному с акционерным обществом «<данные изъяты>» (л.д. 15-21, 30-32).

Административный истец в обоснование своих доводов представил отчет об оценке недвижимого имущества № 1812-0593И от 10декабря 2018 года, выполненный экспертом-оценщиком ИП ФИО1

В соответствии с данным отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2568 кв. м по состоянию на 1января 2012 года определена в размере 4235 000 рублей 00 копеек (л.д. 38-119).

Экспертом дано описание объекта оценки, проведен анализ окружения объекта оценки (общие сведения о регионе, макроэкономический анализ, обзор сегмента рынка земельных участков Камчатского края), анализ состояния рынка земельных участков, анализ наиболее эффективного использования земельного участка. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта недвижимости отобран сравнительный подход. Отказ от использования затратного и доходного подходов мотивирован. Для определения стоимости земельного участка сравнительным подходом применен метод сравнительного анализа рыночных данных. Произведен подбор объектов аналогов, определены элементы сравнения путем проведения анализа выявления количественных и качественных различий между оцениваемым объектом и объектами-аналогами, произведен расчет средневзвешенной величины для расчета рыночной стоимости, рассчитана итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки. В отчете приведены ссылки на источники информации, использованные для расчета стоимости.

Согласно экспертному заключению № Э-0071/18-8 от 13 декабря 2018года эксперта саморегулируемой организации оценщиков НП «АРМО» ФИО2. отчет ИП ФИО1. № 1812-0593И № 1809-0379И от 10 декабря 2018 года признан соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, стоимость объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, подтверждена (л.д.120-131).

Возражений относительно рассматриваемого отчета об оценке у лиц, участвующих в деле, не имелось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края в распоряжении от 29 ноября 2012года, является завышенной и не соответствует его действительной рыночной стоимости.

Документальных данных, опровергающих выводы оценщика, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, суду не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости не заявлено, в связи с чем суд считает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка площадью 2568кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>., равную его рыночной стоимости в размере 4235 000 рублей 00 копеек по состоянию на1января 2012 года.

В абзацах 3 и 5 пункта 25 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015года № 28 судам разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из материалов дела, с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости Булавин С.В. обратился в суд 5 февраля 2019 года (л.д. 26).

На момент принятия решения суду не представлены доказательства внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленных в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года № 28).

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, Булавин С.В. уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей (л.д. 25). Доказательств понесенных лицами, участвующими в деле, иных расходов, связанных с рассмотрением настоящего спора, суду на дату судебного заседания не представлено. Однако данное обстоятельство не препятствует сторонам обратиться с заявлением о возмещении судебных расходов.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 31 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года № 28, где указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административными ответчиками требования Булавина С.В. по существу не оспаривались, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей относятся на административного истца.

Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Булавина Сергея Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2012 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка площадью 2568 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4235 000рублей 00копеек.

Датой подачи заявления считать 5 февраля 2019 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 мая 2019года.

Председательствующий А.Н. Венин