ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/20 от 07.02.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

№ 3а-11/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Дубровой А.В.,

помощник судьи Благовидов А.В.,

с участием

прокурора Ведмидь А.И.,

представителей:

административных истцов Общества с ограниченной ответственностью «Крым-Казино», ФИО1, ФИО2, ФИО6 В. П. А.С.

административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Культурный центр «Мыс Хрустальный» ФИО3,

административного ответчика ФИО4,

заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Крым-Казино», ФИО1, ФИО2, ФИО6, Общества с ограниченной ответственностью «Культурный центр «Мыс Хрустальный» к Правительству Севастополя о признании нормативного правового акта не действующим, заинтересованные лица Департамент архитектуры г. Севастополя. Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано постановление № 400-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» (далее – постановление № 400-ПП).

Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ - Губернатором города Севастополя ФИО7, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).

Истцы обратились в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточнённым, в котором просят признать вышеназванное постановление не действующим в полном объёме, ссылаясь на то, что данный проект планировки и проект межевания с учетом мнения жителей и иных заинтересованных лиц изменен либо доработан не был, были допущены нарушения при подготовке документации по планировке территории, порядка его опубликования; процедура его принятия, противоречие постановления нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.

В частности, указывают, что в нем не учтены замечания и предложения, высказанные в ходе публичных слушаний, в нарушение ст. 45 ГрК РФ в окончательном виде на публичные слушания не выносился, проект планировки и проект межевания опубликован в недоступной для восприятия форме – мелкий масштаб, отсутствие сведений о нем, искажение пропорций, что не позволяло достоверно определить границы территории для разработки документации по планировке, в проекте межевания не отражены участки, планируемые для изъятия для муниципальных нужд. Отмечают, что решение уполномоченного органа о подготовке проекта территории и результаты его проработки отсутствуют. Ссылаются на несоответствие действующему на момент подготовки проекта планировки Генеральному плану города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии документации территориального планирования и Правил землепользования и застройки г. Севастополя. Указывают на нарушение положений Федерального закона от 5.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования. Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом границ зон с особыми условиями использования территории, требования санитарных норм и правил и им нарушаются положения Постановления Правительства РФ № 27.07.2017 № 887 «Об утверждении Правил подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального значения», Федерального закона от 5.04.2013 года № 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 ГК РФ, ГрК РФ.

В судебном заседании представители административных истцов доводы административного иска поддержали в полном объёме с учётом дополнений.

Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя по доверенности исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя ФИО5 с иском не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Извещены должным образом и их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При обращении в суд с административным иском административные истцы ООО «Крым-Казино», ФИО1, ФИО2, ФИО6, указывали, что являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в пользовании истцов, которые включены в проектируемую зону – перечень образуемых и изменяемых земельных участков и их частей с планируемым видом разрешенного использования по классификатору 12.0 – территории общего пользования, а ООО «Культурный центр «Мыс Хрустальный» - арендатором земельного участка, разрешенное использование для строительства детского пляжа с аквапарком и обслуживающими сооружениями спортивно-оздоровительного, культурно-жилищного комплекса и оспариваемым нормативным правовым актом непосредственно затрагиваются права и законные интересы истцов, что дает им право на обращение в суд. Так же указали на нарушение права на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности и права на участие в градостроительной деятельности. В судебном заседании представители указали, что оспариваемое Постановление № 400-ПП нарушает права истцов, так как предусматривает изъятие принадлежащих им объектов недвижимости.

Согласно положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судебным рассмотрением, постановлением Правительства Севастополя № 672-ПП от 19.12.2019 года «Об утверждении документации по планировке территории «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов , , в городе Севастополе» признан утратившим силу проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), утвержденный оспариваемым Постановлением Правительства города Севастополя. Данный утративший силу проект межевания к истцам не применялся.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

В связи с тем, что утвержденный Постановлением Правительства Севастополя № 400-ПП от 11.06.2019 года «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта) в оспариваемой редакции утратил силу и перестал затрагивать права и законные интересы административных истцов, настоящее дело в данной части подлежит прекращению.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6,7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

В соответствии со статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.

Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава). Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».

Подпунктом 3 п. 5.2 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 № 1084-ПП «Об утверждении Регламента Правительства Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя издает постановления Правительства Севастополя.

Кроме того, вышеназванная градостроительная документация, утвержденная постановлением № 400-ПП, разработана в рамках реализации государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП).

Таким образом, исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.

Во исполнение ч. 7 ст. 36 Закона города Севастополя № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оспариваемое постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя и порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден. Доводы административного иска о нарушениях, допущенных при опубликовании оспариваемого правового акта (нарушение требований о масштабе и т.д.) не могут служить достаточным основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.

Ссылки административных истцов на такое основание незаконности проекта планировки и проекта межевания, как отсутствие решения о подготовке проекта планировки территории с кадастровым номером , результатов его проработки, что, по мнению истцов, является существенным нарушением процедуры отмену оспариваемого нормативного правового акта не влекут в силу следующего.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрена статьей 45 ГрК РФ, согласно части 3 которой установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории. обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства. размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.

Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Федеральной целевой программой «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 (далее - ФЦП), предусмотрено, что по результатам реализации мероприятий по направлению «прочие нужды» Республика Крым и г. Севастополь получат необходимую градостроительную документацию, включая схемы территориального планирования, правила застройки и землепользования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Предельные объемы финансирования Программы по направлению «прочие нужды» приведены в приложении № 6 к ФЦП, где для осуществления подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования г. Севастополя в период 2015-2022 годы предусмотрен объем финансирования в размере всего 50,61 млн. руб., из которых за счет средств федерального бюджета 50,24 млн. руб., за счет средств бюджета субъекта РФ 0,37 млн.руб. То есть ФЦП предусмотрено финансирование мероприятий на подготовку градостроительной документации по территориальному планированию, к которым относится утвержденный Постановлением № 400-ПП Проект планировки территории градостроительной документации.

В свою очередь, в соответствии с ФЦП Правительством Севастополя постановлением от 20.10.2016 № 1000-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2020 годы», где в приложении № 2 под № 4 предусмотрена разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), ответственный исполнитель Департамент, срок реализации 2017 год. Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2017 № 887-ПП в Государственную программу № 1000 внесены изменения, приложение № 2 изложено в новом виде, согласно которого разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта) предусмотрено мероприятием №6, ответственный исполнитель Департамент, срок реализации увеличен до 2018 года. Во исполнение Государственной программы № 1000, с учетом внесенных изменений, Департаментом с Открытым акционерным обществом «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (далее - ОАО «РИГиИР «Гипрогор») заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта). Пунктами 3,7 Технического задания к Государственному контракту предусмотрены цели подготовки, среди которых установление границ территорий общего пользования. С целью исполнения Государственного контракта разработан проект планировки и межевания территории.

Судом проверены доводы административных истцов относительно соблюдения процедуры проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ, дополнившего ГрК РФ статьёй 5.1, положения законодательных актов Российской Федерации, изменённые настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Нормативный правовой акт города Севастополя, необходимый для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ до настоящего времени не принят. Следовательно, в силу названных правовых норм положения статьи 5.1 ГрК РФ при проведении публичных слушаний по оспариваемому проекту планировки и проекту межевания не подлежат применению.

В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Закон от 10.03.2017 № 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.

Так, в соответствии с распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории с кадастровым № (Карантинная бухта) состоялись ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен протокол публичных слушаний , утверждённый директором Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, а также заключение по результатам данных публичных слушаний, утверждённое директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 1 л.д.85-148).

Пунктом 1 части 6 статьи 11 Закона города Севастополя № 325-3C предусмотрено, что уполномоченный орган направляет проект планировки территории и (или) проект межевания территории с протоколом собрания участников публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний по данным вопросам в Правительство Севастополя для принятия решения о согласии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории и его утверждении.

В соответствии с нормами ГрК РФ, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя № 5-ЗС, «О правовых актах города Севастополя», после выполненных работ в рамках Государственного контракта, учитывая протокол и заключение о проведение публичных слушаний, постановлением Правительства Севастополя от 11.06.2019 № 400-ПП была утверждена градостроительная документация «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)».

Доводы административных истцов о том, что после проведения публичных слушаний проект планировки и проект межевания территории претерпели существенные изменения и в окончательном виде на публичные слушания не выносились, безосновательны. При этом в истцы отмечают, что проект планировки и проект межевания территории был утвержден без учета мнения жителей и иных заинтересованных лиц. Однако отказ административного ответчика учесть поступившие в ходе публичных слушаний предложения и замечания не свидетельствуют о нарушении процедуры их проведения.

По смыслу перечисленных выше правовых норм публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера.

Существенных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории административным ответчиком не допущено.

Надлежит отметить, что в соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).

Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.

В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями статьи 31 и статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Доводы административных истцов относительно не проведения инженерных изысканий в отношении территории, на которую разрабатывался проект планировки и межевания, также не влекут признание нормативного правового акта не действующим, поскольку соответствующие требования статьи 41.2 ГрК РФ соблюдены, результаты проведенных инженерных изысканий отражены в проекте планировки территории. Нарушений градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта в той части, в которой производство по делу не прекращено не установлено. По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. Так же Европейский Суд по правам человека также неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административных истцов, в том числе на благоприятные условия жизнедеятельности и благоприятную окружающую среду, не имеется. При этом надлежит отметить, что сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования с указанием вида разрешенного использования образуемых земельных участков, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, как установлено в судебном заседании, определены в проекте межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), который постановлением Правительства Севастополя № 672-ПП от 19.12.2019 года «Об утверждении документации по планировке территории «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов , , в городе Севастополе» признан утратившим силу и прав истцов не нарушает.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска в той части, в которой производство по делу не прекращено, не имеется, в том числе и вследствие отсутствия нарушения прав истцов.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Производство по делу в части оспаривания проекта межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 400-ПП от 11.06.2019 года «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» прекратить.

В остальной части административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Крым-Казино», ФИО1, ФИО2, ФИО6, Общества с ограниченной ответственностью «Культурный центр «Мыс Хрустальный» о признании нормативного правового акта не действующим оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 17.02.2020.

Судья Кондрак Н.И.