дело № 3а-11/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 18 ноября 2015 г.
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Демаковой В.А.,
с участием:
представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Семиной А.П. <...>
председателя Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» Дудина П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о ликвидации Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости», учетный номер <...> с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Управлением <...> принято решение о регистрации Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» (далее - Организация).
В результате осуществления плановой документарной проверки, проведенной в период <...> Управлением были выявлены следующие нарушения в деятельности Организации.
1. Нарушено требование ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях». Организация:
за <...> гг. не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;
не соблюдает нормы, предусмотренные уставом Организации, а именно:
положение п.3.6 устава - членами Организации не уплачиваются членские взносы;
положение п.4.4 устава - общее собрание деятельность до <...> не осуществляло. Документы, подтверждающие деятельность Общего собрания, к проверке не представлены;
положение п.4.8 устава - совет Организации деятельность не осуществляет;
положения п.п.5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 устава - ревизор Организации деятельность не осуществляет.
2. Устав Организации противоречит законодательству:
положение п.1.6 устава в части слов «подлежащую регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ» не соответствует ч.1 ст.24 Федерального закона «Об общественных объединениях»;
положение п.2.3 устава в части слов «осуществлять иную деятельность, не противоречащую уставу, общепринятым этическим и моральным нормам и действующему законодательству РФ» противоречит п.1 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
положения п.п.3.5 и 3.6 устава в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют п.п.1, 4 ст.65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);
положение п.4.4 устава в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления – конференции, не соответствует п.2 ст.65.3 ГК РФ;
положение п.4.9 устава в части определения правомочности проведения заседания совета противоречит абзацу 1 п.1 ст.181.2 ГК РФ;
положение п.4.8 устава в части определения размера и порядка уплаты вступительных и членских взносов советом не соответствует п.1 ст.123.7 ГК РФ.
3. В нарушение требований ч.5 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ч.2 ст.20 Федерального закона «Об общественных объединения» описание символики, которую использует Организация в своей деятельности, не содержится в уставе Организации;
4. В нарушение требований п.1 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.
5. В нарушение требований ч.1 ст.28 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное название Организации не содержит указания на территориальную сферу деятельности.
6. В нарушение требований п.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организация статистическую отчетность в Маристат в период с 1 сентября 2011 г. по 1 сентября 2014 г. не сдавала.
7. В нарушение требований ч.2 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организация в течение трех дней не информировала Управление о смене адреса (месте нахождения) и в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» до настоящего времени не представила в Управление документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, изменений в сведения об адресе (месте нахождения).
По результатам проверки в адрес совета Организации вынесено предупреждение исх. <...> и установлен срок устранения нарушений до <...> Предупреждение было лично получено председателем Дудиным П.Н. <...>
В установленном законодательством Российской Федерации порядке предупреждение Организацией не обжаловалось, в срок до 10 <...> Организацией нарушения, указанные в предупреждении, устранены не были.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка № 10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 17 марта 2015 г. Организация привлечена к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания Управления об устранении нарушений законодательства (ч.1 ст.19.5 КоАП РФ). Однако нарушения законодательства Организацией не были устранены.
<...> Управлением в адрес совета Организации вынесено повторное предупреждение исх. <...> и установлен срок устранения нарушений до <...> Предупреждение направлено заказным письмом с уведомлением на адрес (место нахождения) Организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, и на адрес (место проживания) председателя Организации. Письма вернулись в Управление с отметкой «истек срок хранения».
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Семина А.П. заявление поддержала, суду пояснила, что выявленные недостатки на сегодняшний день не устранены, в настоящее время организация не действует, меры по устранению недостатков не предпринимает.
В судебном заседании от <...> представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Терехович М.Е. <...> заявление поддержала по указанным в нем доводам, суду пояснила, что организацией не предпринимаются меры по устранению недостатков, фактически деятельность не ведется, все меры воздействия уже приняты, по первому нарушению документы не были представлены, так как, со слов Дудина П.Н., предыдущий руководитель ему их не передал, по пункту 2 заявления недостатки возникли вследствие изменения законодательства.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Иванова О.В. (<...> в судебном заседании от <...> г. не возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что у налогового органа не имеется сведений о нарушении организацией налогового законодательства.
В отзыве на заявление от <...> Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в лице руководителя Ханафеева Ф.Ф. не возражает против удовлетворения заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл.
Председатель Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» Дудин П.Н. с заявлением согласился, суду пояснил, что решили организацию ликвидировать, фактически деятельность не ведется с конца <...> г., все недостатки, указанные в заявлении, подтверждает, раньше был другой председатель, который три года не сдавал отчеты, намерения устранять недостатки нет, так как приняли решение не вести деятельность, оба предупреждения получил, постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловал, организация располагается по адресу его места жительства, согласен с ликвидацией организации с исключением сведений о ней из реестра.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – названный Федеральный закон). Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (ст.7 названного Федерального закона).
Согласно ст.8 названного Федерального закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Частью 1 ст.26 названного Федерального закона предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.44 названного Федерального закона.
В абзаце 3 ч.1 ст.44 названного Федерального закона в качестве основания ликвидации указаны неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Согласно п.п.3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу п.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно п.6 ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, в период с <...> на основании распоряжения начальника Управления от <...> проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации. По итогам проверки составлен акт от <...> полученный председателем Организации Дудиным П.Н. <...> которым выявлены следующие нарушения действующего законодательства в деятельности организации, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.
1. В нарушение ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Организация:
за <...> гг. не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;
не соблюдает нормы, предусмотренные уставом Организации, а именно: положение п.3.6 устава - членами Организации не уплачиваются членские взносы; положение п.4.4 устава - общее собрание деятельность до <...> не осуществляло. Документы, подтверждающие деятельность Общего собрания, к проверке не представлены; положение п.4.8 устава - совет Организации деятельность не осуществляет; положения п.п.5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 устава - ревизор Организации деятельность не осуществляет.
2. Устав Организации противоречит законодательству, в частности:
1) положение п.1.6 устава в части слов: «подлежащую регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ» (имеется в виду символика клуба) не соответствует ч.1 ст.24 Федерального закона «Об общественных объединениях», которой не предусмотрены регистрация и учет символики общественных объединений;
2) положение п.2.3 устава в части слов: «осуществлять иную деятельность, не противоречащую уставу, общепринятым этическим и моральным нормам и действующему законодательству РФ» противоречит п.1 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами;
3) положения п.п.3.5, 3.6 устава в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют п.п.1, 4 ст.65.2 ГК РФ (права и обязанности участников корпорации);
4) положение п.4.4 устава в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления – конференции, не соответствует п.2 ст.65.3 ГК РФ (управление в корпорации);
5) положение п.4.8 устава в части определения размера и порядка уплаты вступительных и членских взносов советом Организации не соответствует п.1 ст.123.7 ГК РФ, согласно которому к исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в п.2 ст.65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
В акте проверки от <...> г. также указано, что положение п.4.9 устава в части определения правомочности проведения заседания совета - более 50% от общего числа членов совета - противоречит абзацу 1 п.1 ст.181.2 ГК РФ, согласно которому решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
По убеждению суда, данные положения устава не противоречат действующему законодательству, поскольку в соответствии с п.1 ст.181.1 ГК РФ правила, предусмотренные главой 9.1 ГК РФ, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.
В соответствии с абзацем 1 п.4 ст.29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
3. Проверкой также установлено следующее.
1) в нарушение требований абзаца 2 п.1 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета;
2) в нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное название Организации не содержит указания на территориальную сферу деятельности (отсутствует указание на Республику Марий Эл как административно-территориальную единицу Российской Федерации);
3) в нарушение абзаца 2 п.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организация статистическую отчетность в Маристат в период с <...> не сдавала. Данное обстоятельство подтверждается письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл от <...>
4) в нарушение ч.2 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организация в течение трех дней не информировала Управление о смене адреса (месте нахождения) и в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» до настоящего времени не представила в Управление документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, изменений в сведения об адресе (месте нахождения). Изменение места нахождения Организации подтверждается объяснениями Дудина П.Н., <...> и в судебном заседании.
В акте проверки от <...> г. также указано, что в нарушение требований ч.5 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ч.2 ст.20 Федерального закона «Об общественных объединения» описание символики, которую использует Организация в своей деятельности, не содержится в уставе Организации.
Согласно ч.2 ст.20, ч.1 ст.24 Федерального закона «Об общественных объединения» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения; общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.
В силу ч.5 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Такая графическая символика у организации имеется, однако её описание не содержится в уставе.
По результатам проверки в адрес совета Организации вынесено предупреждение исх. <...> и установлен срок устранения нарушений до <...> г.
В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке предупреждение Организацией не обжаловалось, в срок до <...> нарушения, указанные в предупреждении, Организацией не устранены.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка № 10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 17 марта 2015 г. Организация привлечена к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания Управления об устранении нарушений законодательства (ч.1 ст.19.5 КоАП РФ). После этого нарушения законодательства Организацией также не были устранены.
<...> Управлением в адрес совета Организации вынесено повторное предупреждение исх. <...> и установлен срок устранения нарушений - до <...> Предупреждение направлено заказным письмом с уведомлением на адрес (место нахождения) Организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, и на адрес (место проживания) председателя Организации. Факт получения предупреждения председатель Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» Дудин П.Н. подтвердил в судебном заседании.
На сегодняшний день Организацией какие-либо меры по устранению нарушений, указанных в предупреждении, не приняты.
Таким образом, в деятельности Организации имеет место систематическое игнорирование законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, по устранению нарушений законодательства (за исключением требования в части определения правомочности проведения заседания совета в уставе), что препятствует осуществлению государственным органом его законной деятельности и тем самым имеет вредные последствия для общества и государства.
Несмотря на то, что установленные Управлением неоднократные и грубые нарушения носят устранимый характер, Организация до настоящего времени не предприняла никаких необходимых и возможных мер для устранения существующих нарушений и приведения устава и самой деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе и в период судебного разбирательства. Как следует из пояснений председателя Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» Дудина П.Н., намерение устранять выявленные недостатки у организации отсутствует, так как принято решение не вести деятельность в дальнейшем.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что неоднократные и грубые нарушения закона со стороны Организации являются существенными и с учетом позиции данного лица - неустранимыми, поэтому восстановление законности возможно только путем ликвидации Организации.
В соответствии со ст.ст.38, 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», пп.30.7-30.10 п.7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», пп.74 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам (субъекту) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 26, Управление вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественных объединений.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости», учетный номер <...>, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.
Ликвидировать Марийскую региональную общественную организацию автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости», учетный номер <...>, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Марийской региональной общественной организации автолюбителей «Марийский клуб повышенной проходимости» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <...> руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Судья Попов Г.В.
Мотивированное решение составлено 19 ноября 2015 г.