Дело № 3а-11/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 16 мая 2016 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия о признании недействующими отдельных положений лесохозяйственного регламента Боградского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасии от 25 декабря 2013 г. № 101-350-пр,
У С Т А Н О В И Л:
25 декабря 2013 г. Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия издан приказ № 010-350-пр «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Боградского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии» (далее - приказ № 010-350-пр).
Пунктом 1 указанного акта предусмотрено внести в лесохозяйственный регламент Боградского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии, утвержденный приказом Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 18 ноября 2010 г. № 569, изменения путем утверждения лесохозяйственного регламента в новой редакции (далее - лесохозяйственный регламент Боградского лесничества).
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании строки «Эксплуатационные леса» Боградского участкового лесничества в кварталах (частях кварталах) №№ 72, 73, 74ч-77ч, 78, 79ч, 80ч, 91ч, 92-95, 96ч, 97-101, 102ч, 103ч, 104ч, 105-112, 113ч, 114-120, 121ч, 122-126, 127ч, 128, 129; строки «Эксплуатационные леса» Сонского участкового лесничества в кварталах (частях кварталах) №№ 41ч, 49ч, 50ч, 65, 66ч, 75ч, 76ч, 91ч, 103ч, 104ч, 105ч, 110-112, 113ч, 120ч, 121ч, 122, 123ч, 125ч-126ч, 127ч, 128ч, 129, 130ч, 131, а также в кварталах (частях кварталах), переданных из Уленского лесничества №№ 1-2, 3ч, 4-6, 7ч, 12ч, 13ч, 14, 15, 16ч, 17ч, 27ч, 28, 29ч-31ч, 32, 43ч, 44ч, 45, 46ч, 72ч, 91ч-93ч, 102ч, 103, 104 таблицы 1.1.5.1.(3) «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» раздела 1.1.5 главы 1 лесохозяйственного регламента Боградского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасии от 25 декабря 2013 г. № 101-350-пр.
В обоснование требований указывает, что отнесение лесных кварталов (частей кварталов), включенных в состав заказников, противоречит положениям федерального законодательства – статьям 12, 83, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации: в защитных лесах, к которым относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий; на землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Полагает, что у Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия отсутствуют полномочия по отнесению лесных участков, включенных в особо охраняемые природные территории, к эксплуатационному режиму использования в другом порядке, чем это предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании участвующий прокурор Зайцева О.И. доводы административного иска поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
В письменном отзыве представитель административного ответчика Королева Н.В., действующая на основании доверенности, возражений против удовлетворения требований не имела. Указала, что оспариваемыми положениями, леса, расположенные на особо природных охраняемых территориях, включены в эксплуатационные леса, что противоречит закону. Поясняла, что ответчиком принимаются меры к приведению лесохозяйственного регламента Боградского лесничества в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Выслушав представителя административного истца, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании п. «в», «д», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ч. 1 ст. 87 ЛК РФ).
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2, 7 ст. 87 ЛК РФ).
На основании ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
Согласно ст. 88 Конституции Республики Хакасия в систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия входят Правительство Республики Хакасия, министерства, государственные комитеты Республики Хакасия, комитеты и иные органы исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 15 февраля 2007 г. № 1-ЗРХ «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» структура исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия устанавливается Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 г. № 346 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
В силу п. 1.1 положения Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, в области регулирования отношений недропользования, в области водных отношений, в области лесных отношений, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области обеспечения радиационной безопасности, в области экологической экспертизы и в области осуществления государственного экологического надзора согласно компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 6 марта 2014 г. № 93 «О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 31.01.2014 № 03-ПП «О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия переименовано в Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия.
На дату издания приказа № 010-350-пр действовал Закон Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 87-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия», утративший силу в связи с принятием Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ.
Согласно ч. 1 ст. 35 указанного Закона официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являлись газета «Хакасия», газета «Хабар-Известия» и бюллетень «Вестник Хакасии».
В силу ч. 1 ст. 28 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете «Хакасия»; в газете «Хабар»; в бюллетене «Вестник Хакасии»; или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Полный текст приказа № 010-350-пр с приложением опубликован 5 июня 2015 г. в бюллетене «Вестник Хакасии» № 43.
В таблице 1.1.5.1 (3) «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» с целевым назначением «эксплуатационные леса» отнесены леса, в том числе участкового лесничества Боградское: в кварталах (частях кварталах) №№ 72, 73, 74ч-77ч, 78, 79ч, 80ч, 91ч, 92-95, 96ч, 97-101, 102ч, 103ч, 104ч, 105-112, 113ч, 114-120, 121ч, 122-126, 127ч, 128, 129; участкового лесничества Сонское: в кварталах (частях кварталах) №№ 41ч, 49ч, 50ч, 65, 66ч, 75ч, 76ч, 91ч, 103ч, 104ч, 105ч, 110-112, 113ч, 120ч, 121ч, 122, 123ч, 125ч-126ч, 127ч, 128ч, 129, 130ч, 131, а также леса в кварталах (частях кварталах), переданных из Уленского лесничества №№ 1-2, 3ч, 4-6, 7ч, 12ч, 13ч, 14, 15, 16ч, 17ч, 27ч, 28, 29ч-31ч, 32, 43ч, 44ч, 45, 46ч, 72ч, 91ч-93ч, 102ч, 103.
Частью 1 ст. 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч. 1 ст. 10 ЛК РФ).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч. 2 ст. 12 ЛК РФ).
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 12 ЛК РФ эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (ч. 1 ст. 103 ЛК РФ).
В силу п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
На основании п. 3 ст. 95 ЗК РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Статьей 24 указанного закона предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. № 659 на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия был образован государственный зоологический заказник регионального значения «Кискачинский», общей площадью 79340 гектаров, а также утверждено Положение о нем.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146 на территории Боградского района был организован государственный природный зоологический заказник «Боградский», площадью 54 тыс. га, а также утверждено Положение о нем.
Согласно п. 1.1.7 лесохозяйственного регламента Боградского лесничества на части его территории располагаются указанные государственные заказники. Заказник «Боградский» - в Сонском участковом лесничестве в кварталах № 18, 64, 89 на площади 1924 га, в Боградском участковом лесничестве в кварталах № 55- 65, 72-80, 85, 91-131 на площади 12870 га. Заказник «Кискачинский» - в Сонском участковом лесничестве в кварталах (частях кварталов) № 41ч, 49, 50ч, 65, 66ч, 75ч, 76ч, 91ч, 103, 104ч, 105ч, 110-112, 113ч, 120-122, 123ч, 125-126, 127ч, 128ч, 129-130, 131 на площади 7923 га и Уленского участка в кварталах (частях кварталов) № 1-2, 3ч, 4-7, 12ч, 13-17, 27ч, 28-32, 43ч, 44-46, 72, 91ч-93ч, 102ч, 103-120 на площади 18464 га.
В ходе рассмотрения дела Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия не оспаривалось, что все указанные в административном исковом заявлении прокурора лесные участки (кварталы, части кварталов) расположены внутри границ государственных природных заказников.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный ответчик, относя оспариваемым лесохозяйственным регламентом лесные участки, включенные в особо охраняемую природную территорию, к эксплуатационным лесам, действовал неправомерно; наделение законодателем полномочиями в области лесных отношений не предполагает возможность отнесения земельных участков, включенных в особо охраняемые природные территории, к эксплуатационному режиму использования в другом порядке, чем это предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Руководствуясь статьями 174-179, 215 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявления прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу строку «Эксплуатационные леса» Боградского участкового лесничества в кварталах (частях кварталах) №№ 72, 73, 74ч-77ч, 78, 79ч, 80ч, 91ч, 92-95, 96ч, 97-101, 102ч, 103ч, 104ч, 105-112, 113ч, 114-120, 121ч, 122-126, 127ч, 128, 129; строку «Эксплуатационные леса» Сонского участкового лесничества в кварталах (частях кварталах) №№ 41ч, 49ч, 50ч, 65, 66ч, 75ч, 76ч, 91ч, 103ч, 104ч, 105ч, 110-112, 113ч, 120ч, 121ч, 122, 123ч, 125ч-126ч, 127ч, 128ч, 129, 130ч, 131, а также в кварталах (частях кварталах), переданных из Уленского лесничества №№ 1-2, 3ч, 4-6, 7ч, 12ч, 13ч, 14, 15, 16ч, 17ч, 27ч, 28, 29ч-31ч, 32, 43ч, 44ч, 45, 46ч, 72ч, 91ч-93ч, 102ч, 103, 104 таблицы 1.1.5.1.(3) «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» раздела 1.1.5 главы 1 лесохозяйственного регламента Боградского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасии от 25 декабря 2013 г. № 101-350-пр.
Направить для опубликования в бюллетень «Вестник Хакасии» сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Редько
В окончательной форме решение изготовлено 20 мая 2016 г.