ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/2017 от 04.08.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-11/2017 Копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Кондратовой Е.В.,

с участием:

прокурора Берловой Е.В.,

представителя административного истца ФИО7,

представителя административного ответчика ФИО8,

заинтересованного лица ФИО3,

представителя заинтересованного лица ФИО9,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность губернатора города Севастополя Кияшко ФИО10 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3, выдвинутого Севастопольским городским отделением политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, кандидатом в Губернаторы города Севастополя»,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат на должность губернатора города Севастополя Кияшко ФИО10 ссылаясь на положения пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии (далее Севастопольская ГИК) от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3, выдвинутого Севастопольским городским отделением политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, кандидатом в Губернаторы города Севастополя». Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 в поддержку своего выдвижения для регистрации были представлены в том числе и подписные листы с подписями 8 депутатов, которые ранее отдали свои подписи в поддержку кандидата на должность губернатора ФИО2, вследствие чего количество подписей депутатов является недостаточным для его регистрации и согласно положений п. 20 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта «д.1» п. 24 ст. 38 данного закона являлось основанием для отказа в регистрации кандидата.

В судебное заседание истец Кияшко ФИО10, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

Представитель Кияшко ФИО10 по доверенности – ФИО7 требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Полагает, что Севастопольская ГИК, имея сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата на должность губернатора города Севастополя, в том числе на нотариальное удостоверение, обязана была проверить данные факты и установить депутатов, отдавших подписи в поддержку ФИО2 вне зависимости от представления им листов поддержки с подписями этих депутатов.

Представитель Севастопольской ГИК возражала относительно удовлетворения искового заявления указывая на законность принятого решения. Полагает, что обжалуемое решение принято в пределах полномочий Севастопольской ГИК и в соответствии с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" № 303-ЗС. Проведение иных, не предусмотренных указанными законами проверок является незаконным и влекущим нарушение избирательных прав кандидата, в отношении которого проводилась бы такая проверка и принципа равенства кандидатов.

Заинтересованное лицо ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО9 против удовлетворения иска возражали, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным. Указали на нарушение истцом срока на обращение с иском в суд, неверное толкование истцом положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и полномочий Севастопольской ГИК.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, указавшего на отсутствие нарушений Севастопольской городской избирательной комиссией при вынесении оспариваемого постановления и отсутствие оснований для его отмены, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя 1 созыва 6 сессии от ДД.ММ.ГГГГ N 884 назначены выборы Губернатора города Севастополя на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно ч. ч. 1, 3, 5, 12 ст. 28 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" № 303-ЗС в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением. После окончания сбора подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя составляется список лиц, которые поставили свои подписи на листах поддержки кандидата, по форме, установленной Севастопольской городской избирательной комиссией, содержащий сведения о кандидате и о лицах, поставивших подписи в его поддержку, в объеме, предусмотренном частью 8 настоящей статьи. Указанный список подписывается кандидатом.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя должно быть собрано 12 подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число подписей, представленных в Севастопольскую городскую избирательную комиссию, может превышать указанное количество не более чем на 1 подпись и составлять не более 13 подписей. Указанным постановлением определено также то, что число внутригородских муниципальных образований, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 8.

Таким образом, указанное постановление регламентирует количество подписей, именно представленных в Севастопольскую ГИК.

Судом установлено, что в Севастопольскую ГИК представлены документы на регистрацию кандидатом на должность губернатора города Севастополя ФИО3

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО3 зарегистрирован кандидатом на должность губернатора города Севастополя.

Так же в Севастопольскую городскую избирательную комиссию представлены документы на регистрацию кандидатом на должность губернатора города Севастополя ФИО2.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО2 зарегистрирован кандидатом на должность губернатора города Севастополя.

Истец по делу зарегистрирован кандидатом на должность губернатора города Севастополя постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из списков лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность Губернатора города Севастополя ФИО2 и ФИО3, в поддержку выдвижения указанных кандидатов отдали свои подписи депутаты представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, при этом указанные в листах поддержки кандидатов фамилии, имена, отчества депутатов не совпадают, вследствие чего доводы иска о том, что ФИО3 в поддержку своего выдвижения для регистрации были представлены в том числе и листы с подписями 8 депутатов, которые ранее отдали свои подписи в поддержку кандидата на должность губернатора ФИО2, несостоятельны.

Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Таким образом, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований закона и это нарушение должно быть установлено.

В п. 20 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии при проведении проверок подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, отнесена проверка достоверности указанных подписей. Аналогичные положения предусмотрены частями 7-12 статьи 30 Закона города Севастополя «О выборах губернатора города Севастополя». Таким образом, обязанность избирательной комиссии осуществлять проверки порядка сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, отсутствует.

Аналогичные положения предусмотрены статьей 30 Закона города Севастополя № 330-ЗС, регламентирующей проверку соблюдения требований при выдвижении кандидата (пункты 7-11), согласно положений которого Севастопольская городская избирательная комиссия проверяет достоверность подписей, содержащихся в листах поддержки кандидата, для чего может создать рабочую группу. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа внутригородского муниципального образования Севастополя поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.

Порядок проверки достоверности подписей определен так же Методическими рекомендациями по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утвержденных постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом как установлено судом и подтверждено сторонами в судебном заседании, какими-либо достоверными сведениями относительно изложенных в административном исковом заявлении доводов Севастопольская ГИК не обладала.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеизложенными нормами Закона суд, проверив представленные Севастопольской городской избирательной комиссией списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность Губернатора города Севастополя ФИО3 и ФИО2 нарушений, допущенных комиссией при принятии оспариваемого решения о регистрации кандидата на должность губернатора Севастополя ФИО3, не усматривает.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд. Однако суд считает, что данный срок не пропущен ввиду следующего. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 26 Постановления Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положения статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающей порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не распространяются на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По аналогии не распространяются и на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 92 и 93 КАС РФ.

Поскольку срок обращения в суд, предусмотренный статьей 240 КАС РФ, является процессуальным, суд, применяя положения статей 92 и 93 названного Кодекса, считает, что днем окончания срока обжалования постановления, исчисляемого с ДД.ММ.ГГГГ, является ДД.ММ.ГГГГ - день сдачи иска в канцелярию Севастопольского городского суда.

Исходя из вышеизложенного, поскольку решение было принято избирательной комиссией в соответствии с требованиями законодательства в пределах ее полномочий, установленных частью 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 9 статьи 12 Закона города Севастополя «О выборах губернатора города Севастополя», указанные истцом обстоятельства правового значения для дела не имеют и основанием для отмены обжалуемого постановления являться не могут.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность губернатора города Севастополя Кияшко ФИО10 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО3, выдвинутого Севастопольским городским отделением политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, кандидатом в Губернаторы города Севастополя» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Севастопольского

городского суда /подпись/ Н.И. Кондрак

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна

Судья Н.И. Кондрак