ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/2018 от 14.03.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-11/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Голикова А.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2018 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по административному исковому заявлению ООО «Декарт-Инвест» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости,

установил:

Ювковецкая О.А., действующая в интересах ООО «Декарт Инвест», обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для реконструкции промышленного здания под торгово-складской комплекс, площадью 11465 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: здание. Почтовый адрес ориентира: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 15 030 615 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что данный участок принадлежит ООО «Декарт Инвест» на праве собственности, кадастровая стоимость данного объекта недвижимости отличается от рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемого административным истцом земельного налога.

В подтверждение доводов представлен отчет от <Дата обезличена><Номер обезличен> об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО ЮК «...» оценщиком Б.., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 01.01.2014 составляла 15 030 615 рублей.

24.01.2018 судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми, администрация МО ГО «Сыктывкар» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Декарт Инвест» Кожевникова А.Б., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равной его рыночной стоимости 15 030 615 руб.

Выслушав объяснения представителя административного истца Кожевникову О.А., исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равной его рыночной стоимости в размере 15 030 615 рублей подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

В этой связи в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что ООО «Декарт Инвест» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для реконструкции промышленного здания под торгово-складской комплекс, площадью 11465 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: здание. Почтовый адрес ориентира: <Адрес обезличен>

ООО «Декарт Инвест» является плательщиком земельного налога, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 № 515, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 01.01.2014.

Согласно указанным результатам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере 34 378 605 рублей 05 копеек по состоянию на 01.01.2014.

Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.01.2015.

Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта недвижимости.

В соответствие с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Судом при рассмотрении дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимым письменным доказательством является отчет независимого оценщика.

В качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> административным истцом представлен отчет от <Дата обезличена><Номер обезличен> об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком ООО ЮК «...» Б.., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляла 15 030 615 рублей.

На отчет от <Дата обезличена><Номер обезличен> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> представлено положительное экспертное заключение СРО НП «...» от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

<Дата обезличена> ООО «Декарт Инвест» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Комиссии от <Дата обезличена><Номер обезличен> отклонено заявление Общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 15 030 615 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2014 отчетом об оценке <Номер обезличен>, выполненного ООО ЮК «...» оценщиком Б.

Основанием для отказа в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости послужило установленное Комиссией отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости на 56,3 %. Кроме того, оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Как следует из разъяснения, данного в пункте 20 Постановления Пленума Верховный Суд РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Административными ответчиками данных об иной рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> в материалы дела не представлено.

Суд приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, поскольку содержащаяся в нем информация и анализ исходных данных об использованных объектах-аналогах отвечает предъявляемым к нему требованиям.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Учитывая, что доказательств, которые опровергают указанную величину рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> свидетельствуют о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ не представлено, суд приходит к выводу, что заявленный административный иск подлежит удовлетворению.

В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона № 225-ФЗ).

Согласно абзацу 1 пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку на момент обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и административным иском действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и налоговой базой в 2017 году, то на основании статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная в размере рыночной кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 01 января 2017 года, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Декарт Инвест» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для реконструкции промышленного здания под торгово-складской комплекс, площадью 11465 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: здание. Почтовый адрес ориентира: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости, равной 15030615 (пятнадцать миллионов тридцать тысяч шестьсот пятнадцать) рублей, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления ООО «Декарт Инвест» о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата обезличена>.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19.03.2018.

Председательствующий- А.А. Голиков