ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/2021 от 03.02.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2020-000445-44

Дело № 3а-11/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 февраля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд

в составе председательствующего Шикуля Е.В.

при секретаре Даниловой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Ростовской области об оспаривании в части Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений», утвержденного постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24.06.2016 № 11 (в редакции постановления министерства труда и социального развития Ростовской области от 04.06.2020 №14),

у с т а н о в и л:

Постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24 июня 2016 года № 11 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений» (далее - Административный регламент).

Подразделом 2 раздела I Административного регламента определен круг заявителей, в соответствии с которым право на получение государственной услуги имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в Ростовской области: инвалиды вследствие поствакцинальных осложнений.

Абзацами 2, 3 подраздела 10 раздела II Административного регламента к числу оснований для отказа в предоставлении государственной услуги отнесены: отсутствие у заявителя гражданства Российской Федерации, отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства.

Исполняющий обязанности прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений в соответствии с частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 подраздела 2 раздела I и абзацы 2,3 подраздела 10 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений», утвержденного постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24 июня 2016 года № 11, в той мере, в которой они не позволяют получить государственную услугу гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим, но не зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим в Ростовской области.

В обоснование заявленных требований указано на противоречие оспариваемых положений актам, имеющим большую юридическую силу – статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1-3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьям 3,4,5,18 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Порядку выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1013.

Оспариваемые положения, по мнению административного истца, незаконно исключают из круга лиц заявителей, имеющих право на получение государственной услуги, иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, проживающих в Ростовской области, но не имеющих регистрации по месту жительства.

В отзыве на административное исковое заявление министерство труда и социального развития Ростовской области с требованиями административного иска не согласилось, ссылаясь на то, что в постановление от 24 июня 2016 года № 11 неоднократно вносились изменения, и в результате правового анализа проектов постановлений прокуратурой Ростовской области замечаний и предложений высказано не было. Отказ заявителю в выплате ежемесячной денежной компенсации в Ростовской области в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Ростовской области, по мнению административного ответчика, не препятствует обращению за назначением выплаты в орган социальной защиты населения по месту регистрации, соответствует Закону Российской Федерации Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 4-П, поскольку местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован. Оспариваемые положения направлены на недопущение злоупотреблений граждан при обращении за назначением выплаты как по месту жительства в Ростовской области, так и по месту временного пребывания в ином регионе. Также министерством указано, что положения Административного регламента, устанавливающие порядок и стандарт предоставления государственной услуги, не препятствуют иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим в Ростовской области, обратиться за получением государственной услуги.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Зонов О.В. поддержал уточненные требования.

Представитель административного ответчика министерства труда и социального развития Ростовской области по доверенности Беспечный Е.В. просил отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, определены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ).

Законом N 157-ФЗ определена передача Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по реализации прав граждан на социальную поддержку по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений (абзац 2 пункта 2 статьи 18).

Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ разработка проекта административного регламента осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу.

Из положений части 14 статьи 13 Закона N 210-ФЗ следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

В целях реализации данного закона, постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" постановлением Правительства Ростовской области от 5 сентября 2012 года № 861 утвержден Порядок разработки и утверждения органами исполнительной власти Ростовской области административных регламентов предоставления государственных услуг.

Пунктом 1.2 постановления Правительства Ростовской области установлено, что регламенты разрабатываются органами исполнительной власти Ростовской области, к сфере деятельности которых относится предоставление государственной услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, областными законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области.

В соответствии с п.1.1 Положения о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 27 октября 2011 года N 91, министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающим во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями, другими организациями проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения.

Правовые акты министерства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (пп. 2.2.1 п.2 Положения о министерстве, п.1.1 раздела 111 Регламента министерства труда и социального развития Ростовской области, утвержденного Приказом Министра № 156 от 28 мая 2018 года).

Постановление от 24 июня 2016 года № 11 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений» (действующее в редакции постановлений от 18.12.2017, от 05.08.2019, от 04.06.2020) принято министерством труда и социального развития Ростовской области и опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 29.06.2016 (19.12.2017, 13.08.2019, 05.06.2020) в соответствии со статьёй 4 Областного закона Ростовской области от 29.12.2003 N 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области».

Следовательно, постановление от 24 июня 2016 года № 11 принято уполномоченным органом согласно пп. 2.2.1 п. 2 Положения о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.10.2011 N 91, с соблюдением процедуры, формы и порядка введения в действие.

Постановление в установленном порядке вступило в силу со дня официального опубликования, является действующим актом (с учетом внесенных в него изменений).

Оценивая соответствие оспариваемых положений Административного регламента актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.

Положения статьи 3 Закона N 210-ФЗ устанавливают, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 4 Закона N 157-ФЗ предусмотрено, что в области иммунопрофилактики государство гарантирует социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений.

Пунктами 1, 2 статьи 18 Закона N 157-ФЗ предусмотрено, что при возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности. Финансовое обеспечение выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.

Статья 3 Закона N 157-ФЗ определяет сферу действия настоящего Закона. В круг лиц, на которых распространяются его положения, включаются граждане и юридические лица (пункт 1 статьи 3). При этом пункт 1 данной статьи распространяет свое действие на иностранных граждан и лица без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).

Условия выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений определяются Порядком выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1013 (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 названного Порядка ежемесячная денежная компенсация выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие поствакцинального осложнения.

В случае если гражданин, у которого установлено наличие поствакцинального осложнения, признан инвалидом вследствие этого осложнения, он вправе получить государственное единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию (пункт 4 Порядка).

В силу пункта 5 Порядка выплата ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении у них поствакцинального осложнения производится органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что субъектный состав правоотношений, связанных с выплатами при возникновении поствакцинальных осложнений, определен законодателем на федеральном уровне.

В свою очередь, административный регламент по предоставлению государственной услуги по назначению ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений, как уже отмечено ранее, устанавливает порядок и стандарт предоставления такой услуги.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 (далее Правила) регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Закона N 210-ФЗ. Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов, предоставляющих государственные услуги, и их должностными лицами, между органами, предоставляющими государственные услуги, и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - заявители), иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги.

В соответствии с пунктом 13 Правил раздел административного регламента, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов: а) предмет регулирования регламента; б) круг заявителей; в) требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги.

Таким образом, подраздел «круг заявителей» должен быть включен в административный регламент.

Вместе с тем, оспариваемые положения нормативного правового акта, определяя круг заявителей, фактически сужают круг получателей ежемесячной денежной компенсации, нарушая права граждан на получение мер социальной поддержки.

Введение нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации положений, ограничивающих гарантированные федеральным законодательством права граждан, не допускается.

Определив оспариваемыми нормами, что право на получение государственной услуги имеют только граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в Ростовской области, и, отнеся к числу оснований для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствие у заявителя гражданства Российской Федерации, министерство труда и социального развития Ростовской области тем самым исключило из числа заявителей иностранных граждан и лица без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Ростовской области, что противоречит Закону N 157-ФЗ, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Кроме того, оспоренные нормы Административного регламента связывают право гражданина, признанного инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, на получение ежемесячной денежной компенсации с наличием факта регистрации по месту жительства в Ростовской области. К числу оснований для отказа в предоставлении государственной услуги абзацем 3 подраздела 10 раздела II Административного регламента отнесено и отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 Порядка для получения ежемесячной денежной компенсации гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, представляет в орган социальной защиты населения по месту жительства:

а) заявление о назначении и выплате компенсации;

б) документы, подтверждающие факт поствакцинального осложнения (заключение об установлении факта поствакцинального осложнения).

Приведенными положениями Порядка получение гражданами при возникновении у них поствакцинальных осложнений выплат государственных ежемесячных денежных компенсаций не ставятся в зависимость от регистрации по месту жительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей.

Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 ст. 2 названного закона - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определениях от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства лишь как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Из приведенных норм в их взаимосвязи также с положениями пункта 7 Порядка следует, что право гражданина, признанного инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, на получение ежемесячной денежной компенсации связано не с фактом постоянной регистрации заявителя на территории субъекта Российской Федерации, а с местом жительства этого заявителя.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспоренные административным истцом положения Административного регламента приняты в нарушение пункта 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ, создают препятствия гражданам в получении ежемесячной денежной компенсации по месту жительства.

Содержание абзаца 1 подраздела 2 раздела 1, абзацев 2, 3 подраздела 10 раздела 11 Административного регламента исключает из числа получателей ежемесячных денежных компенсаций иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Ростовской области, а также граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, но не зарегистрированных по месту жительства в Ростовской области, противоречит требованиям действующего федерального законодательства.

Утверждение административного ответчика об отсутствии препятствий у иностранных граждан и лиц без гражданства обратиться за получением государственной услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1013, поскольку административный регламент не является нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в той или иной сфере общественных отношений, не основано на нормах права.

Деятельность по реализации функций органа исполнительной власти в сфере оказания государственной услуги направлена на установление порядка реализации прав граждан на социальную поддержку, который в данном случае, создает необоснованные законом препятствия в обращении за получением такой услуги.

Доводы министерства труда и социального развития Ростовской области о том, что требование регистрации по месту жительства направлено на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны получателей ежемесячной денежной компенсации, не свидетельствуют о законности принятого данным органом нормативного правового акта в оспоренной исполняющим обязанности прокурора Ростовской области части.

При этом следует отметить, что согласно п. 1 ст. 18 Закона N 157-ФЗ информация о предоставлении социальной поддержки гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Кроме того, в соответствии с Порядком предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2005 N 579, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сведения о гражданах, которым произведена выплата. Контроль за осуществлением расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Проведение правовой экспертизы проектов постановлений, отсутствие замечаний и предложений относительно оспоренных норм прокуратурой Ростовской области не имеют правового значения, поскольку соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверяется судом.

При изложенных обстоятельствах нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые нормативные положения, как следует из пояснений представителя министерства труда и социального развития Ростовской области, данных в судебном заседании, применялись в соответствующих правоотношениях, суд признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Признание в оспариваемой части нормативного правового акта с указанной, а не более ранней даты, не может являться препятствием для защиты тех прав, которые административный истец считает нарушенными, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой в конкретном деле нормативный правовой акт в части, признанной несоответствующей иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяться не может - вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим (Постановление от 6 июля 2018 года № 29-П).

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации суд возлагает на административного ответчика обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщения о данном решении на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ростовской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 подраздела 10 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений» утвержденного постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24.06.2016 № 11 (в редакции постановления министерства труда и социального развития Ростовской области от 04.06.2020 №14).

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 подраздела 2 раздела 1, абзац 3 подраздела 10 раздела II Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений» утвержденного постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 24.06.2016 № 11 (в редакции постановления министерства труда и социального развития Ростовской области от 04.06.2020 №14), в той мере, в которой не позволяют получить государственную услугу гражданам, проживающим, но не зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области.

Обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Шикуля

Решение в окончательной форме принято 17 февраля 2021 года

Судья Е.В. Шикуля