Дело № 3а-11/2022
УИД 47OS0000-01-2021-000364-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 04 февраля 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при ведении протокола помощником судьи Прорубщиковым Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части приказа Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 08.07.2019 № 42 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области»,
установил:
08.07.2019 приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 42 (далее также – приказ от 08.07.2019 № 42) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее также – Правила землепользования и застройки) и признаны утратившими силу и не подлежащими применению решения совета депутатов муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее также – МО Кисельнинское сельское поселение) от 26.03.2012 №05, от 20.05.2013 №20, от 30.12.2013 №71, от 04.02.2014 №02, от 15.04.2014 №11, от 15.04.2014 №12, от 14.05.2014 №22, от 01.07.2014 №29, от 12.08.2014 №35.
Правила землепользования и застройки содержат часть 1 «Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений», состоящую из семи глав (статьи с 1 по 16), часть 2 «Градостроительное зонирование», состоящую из двух глав (статьи с 17 по 20), часть 3 «Градостроительные регламенты», состоящую из одной статьи, и часть 4 «Карта градостроительного зонирования. Карта зон с особыми условиями использования территорий.
В статье 15 Правил землепользования и застройки приведен перечень территориальных зон, среди которых к жилым зонам отнесена зона Ж.1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, к производственным зонам, зонам инженерной и транспортной инфраструктуры отнесена зона Т.1 – зона инженерной инфраструктуры».
Приказ от 08.07.2019 № 42 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://lenobl.ru 08.07.2019.
ФИО1 обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 08.07.2019 № 42 в части отнесения принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам: Ж.1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, Т.1 – зона инженерной инфраструктуры, ссылаясь на то, что установление в границах земельного участка двух территориальных зон противоречит ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ и п. 2 с. 85 Земельного кодекса РФ.
Представитель административного истца – ФИО2, в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика – Комитета градостроительной политики Ленинградской области, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, в представленном отзыве на иск просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование заявленной позиции представитель административного ответчика указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования. При этом оспариваемый правовой акт не нарушает прав административного истца, поскольку в силу положений ч.ч. 8, 10 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку орган регистрации прав имеет право самостоятельно вносить изменения в сведения о границе территориальной зоны, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Представитель заинтересованного лица – администрация Волховского муниципального района Ленинградской области, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, в отзыве на административный иск указал на оставление вопроса о возможности удовлетворения административного иска на усмотрение суда.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что 09.03.2017 за ФИО3 (в настоящее время ФИО1) А.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Из уведомления Управления Росреестра по Ленинградской области от 03.07.2020 следует, что государственный кадастровый учет вышеназванного земельного участка приостановлен на основании пункта 21 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») в связи с тем, что границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, а именно: согласно представленным координатам межевого плана обнаружены пересечения с территориальными зонами: Жилая зона 47.10.1.109 и Производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры 47.10.1.99.
Согласно выписке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки деревни Кути Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области и соответствии с межевым планом в границах земельного участка с кадастровым номером № расположены следующие территориальные зоны: Т-1 – зона инженерной инфраструктуры, Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Как следует из ответа администрации Волховского муниципального Ленинградской области от 26.01.2022, генеральный план Кисельнинского сельского поселения утвержден только применительно к одному населенному пункту – дер. Пески, к другим населенным пунктам, в том числе к дер. Кути, генеральный план не утверждался и в настоящее время находится в разработке.
Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» утверждение правил землепользования и застройки поселения, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности.
Согласно п. 2.1 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 01.02.2014 № 16, Комитет утверждает правила землепользования и застройки поселений, внесение в них изменений.
Вопросы, связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области, урегулированы Областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области».
Согласно ст.8 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).
Оспариваемый приказ от 08.07.2019 № 42 размещен на официальном интернете-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 08.07.2019.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон
При этом запрет нахождения земельного участка в нескольких функциональных зонах Градостроительным кодексом РФ не установлен.
Между тем, принадлежность земельного участка к нескольким территориальным зонам в силу вышеуказанных положений ст. 30 Градостроительного кодекса РФ и ст. 85 Земельного кодекса РФ не допустима и препятствует постановке указанного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
В соответствии с ч. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Из положений ч. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» следует, что в графической части межевого плана также указываются местоположение границ образуемого земельного участка, при этом в соответствии с положениями ч. 11 указанной статьи границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Таким образом, установленное Правилами землепользования и застройки территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером № требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, создает неопределенность правового режима и препятствует постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Приходя к данному выводу, суд критически оценивает доводы представителя административного ответчика о том, что в силу положений ч.ч. 8, 10 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав имеет право самостоятельно вносить изменения в сведения о границе территориальной зоны, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Действительно, в соответствии с частями 8 и 10 статьи 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Данное положение применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Между тем, к рассматриваемым правоотношениям названные правовые нормы не применимы, поскольку регулируют иной вопрос корректировки границ территориальных зон, а не границ образуемого земельного участка, в случае, если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ территориальных зон будет выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков.
При этом наличие пересечения границ территориальных зон с границами земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлены заявление и соответствующий межевой план, согласно пункту 21 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Правил землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 08.07.2019 № 42 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зона инженерной инфраструктуры (Т-1).
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.
Судья О.Н. Павлова
В окончательной форме решение изготовлено 21 февраля 2022 года