ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/2022 от 06.05.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

59OS0000-01-2021-000320-97

Дело № 3а-11/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 6 мая 2022 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В., помощнике судьи Леновской К.И.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,

представителя административных истцов – Якимовой О.А., действующей на основании доверенностей,

представитель административного ответчика Министерства транспорта Пермского края – Ивлев С.В., действующего на основании доверенностей,

представитель административного ответчика Министерства транспорта Пермского края и заинтересованного лица Правительства Пермского края Жданович А.А., действующая на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Автодан», общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Виктория» о признании недействующим приказа Министерства транспорта Пермского края № СЭД-44-01-02-414 от 26 декабря 2019 года «О регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края по регулируемым тарифам» в редакции приказа № 44-01-02-168 от 22 сентября 2020 года в части норм, установленных пунктом 4 приказа устанавливающей средний норматив финансовых затрат на 1 км. Пробега транспортных средств при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, в зависимости от класса транспортных средств,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Автодан», общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Виктория» обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства транспорта Пермского края № СЭД-44-01-02-414 от 26 декабря 2019 года «О регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края по регулируемым тарифам» в редакции приказа № 44-01-02-168 от 22 сентября 2020 года в части норм, установленных пунктом 4 приказа устанавливающей средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, в зависимости от класса транспортных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что Министерство транспорта Пермского края вышло за рамки своих полномочий утвердив средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, в зависимости от класса транспортных средств; в оспариваемом акте не указано на основании какого нормативного правового акта рассчитан средний норматив финансовых затрат, тогда как в соответствии с требованиями пункта 2.3 Методики должен быть утвержден Порядок их определения с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, но данного Порядка нет.

Административные истцы утверждают, что величина норматива финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств, утвержденная пунктом 4 оспариваемого в части приказа Минтранса занижена, что нарушает права и законные интересы субъекта правоотношений в сфере перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам Пермского края и имеющим намерения участвовать в конкурсных процедурах на право осуществлять перевозки по регулируемым тарифам на основании государственных контрактов, ограничивает начальную (максимальную) цену контракта (пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В ходе судебного разбирательства вынесено определение Пермского краевого суда от 8 июня 2021 года об объединении дел в одно производство общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Автодан», индивидуального предпринимателя Гонцова В.М. определением Пермского краевого суда от 11 ноября 2021 года объединены в одно производство дела по административному исковому заявлению ООО «Транспортная компания «Автодан», общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Виктория».

7 октября 2021 года Пермским краевым судом вынесено определение о принятии отказа административного истца Гонцова В.М. от административных исковых требований о признании недействующим приказа Министерства транспорта Пермского края № СЭД-44-01-02-414 от 26 декабря 2019 года «О регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края по регулируемым тарифам». Производство в части административных исковых требований Гонцова В.М. прекращено.

Представители административных истцов Якимова О.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, в дополнительных письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта Пермского края Ивлев С.В., представитель административного ответчика Министерства транспорта Пермского края и заинтересованного лица Правительства Пермского края Жданович А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления, поддержали письменные возражения.

Заинтересованное лицо ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» в судебное заседание представителей не направило, ранее представило отзыв, поддерживает позицию административного ответчика.

Суд, заслушав представителей сторон, прокурора, полагавшего обоснованным административное исковое заявление и подлежащее удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Заинтересованность административных истцов Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Автодан», общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Виктория» подтверждается тем, что они осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (автобусами), являются потенциальными субъектом правоотношений по закупкам на обслуживание межмуниципальных маршрутов.

Федеральный законодатель решение вопросов транспортного обслуживания населения в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением субвенций из федерального бюджета (подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), регулирующего отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1, часть 1 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1).

Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).

В силу прямого указания, содержащегося в части 2 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ, законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулируются отношения по организации регулярных перевозок, при условии, если они не урегулированы нормативными правовыми актами федерального уровня.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых указанным Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого приказа, он содержит предписания, связанные с осуществлением полномочий, вытекающих из части 2 статьи 15 Федерального закона № 220-ФЗ, которая предусматривает, что регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Статей 6 Закон Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» установлено, что регулирование тарифов на перевозки пассажиров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 7 сентября 2012 года № 828-п, данное Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию по вопросам, отнесенным настоящим Положением к его компетенции.

Целями деятельности Министерства являются помимо прочего выработка и реализация региональной политики и нормативное правовое регулирование в сферах рационального и перспективного развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Пермском крае в пределах своей компетенции; осуществление государственных полномочий в сфере развития транспорта Пермского края.

К функциям Министерства относится осуществление нормативного правового регулирование в установленных сферах деятельности в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктами 3.3.1, 3.5.15 Положения о Министерстве транспорта Пермского края Министерство обеспечивает транспортное обслуживание населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляет в установленной сфере деятельности иные функции, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно пункту 3.5.11.2 Положения № 828-п Министерство выполняет функции главного распорядителя средств краевого бюджета по направлениям деятельности Министерства, в том числе, расходов бюджета Пермского края в сфере дородной деятельности и развития транспортной инфраструктуры. Пунктом 1.1 Положения к полномочиям Министерства отнесено нормативное правовое регулирование по вопросам, отнесенным указанным Положением к его компетенции.

В соответствии с указом губернатора Пермского края от 24 июля 2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского рая, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края» все нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Пермского края подлежат официальному опубликованию в установленном порядке.

Приказ Министерства транспорта Пермского края от 26 декабря 2019 года № СЭД-44-01-02-414 «О регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края по регулируемым тарифам» опубликован 26 июня 2020 года на сайте Министерства Транспорта Пермского края http://mintrans.permkrai.ru. Согласно пункту 7 данного приказа он вступает в силу с даты его подписания.

22 сентября 2020 года Министерством транспорта Пермского края издан приказ № 44-01-02-168 «О внесении изменений в средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, в зависимости от класса транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Пермского края от 26 декабря 2019 года № СЭД-44-01-02-414 «О регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края по регулируемым тарифам», который был опубликован на сайте Министерства транспорта Пермского края http://mintrans.permkrai.ru, 22 сентября 2020 года.

С учетом изложенного довод административных истцов о том, что оспариваемый приказ принят в нарушением полномочий органа, издавшего акт, не соответствует приведенным выше нормам.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 29 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом не установлено существенных нарушений положений нормативных правовых актов, регулирующих процедуру принятия оспариваемых решений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа, отсутствуют основания для признания недействующим оспариваемого приказа Министерства транспорта Пермского края по мотиву отсутствия полномочий.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ применительно к межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо иным государственным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ.

Пунктом 1 обжалуемого приказа установлено, что в рамках осуществления полномочий по транспортному обслуживанию населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Пермского края предусмотреть необходимость заключения государственным заказчиком государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Предметом государственного контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный контракт (далее - Подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам.

В соответствии с государственным контрактом плата за проезд пассажиров и провоз багажа на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, полученная Подрядчиком, в полном объеме подлежит перечислению в бюджет Пермского края начиная с 1 июня 2020 года.

Таким образом, установленный в пункте 4 средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, в зависимости от класса транспортных средств является расчетной величиной для определения размера бюджетных ассигнований.

В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1 статьи 8 Закона Пермского края от 12 октября 2007 года № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» (далее - Закон № 111-ПК) главным распорядителем бюджетных средств Пермского края является в частности орган государственной власти Пермского края, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств, которым в соответствии с абзацем девятнадцатым указанной статьи отнесены и казенные учреждения.

Абзацем тридцать пятым статьи 1 Закона № Ill-ПК определено, что лимитом бюджетных обязательств является объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.

Бюджетными являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац тридцатый статьи 1 Закона № 111-ПК).

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Пермского края или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из бюджета Пермского края (абзац тридцать первый статьи 1 Закона № 111-ПК).

Статьей 8 Закона № 111-ПК определено, что в бюджете Пермского края предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств края в связи с осуществлением органами государственной власти края полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 111-ПК формирование расходов бюджета Пермского края осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, законодательству Пермского края, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета Пермского края.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств (часть 4 статьи 8 Закона № 111-ПК).

В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона № 111-ПК планирование бюджетных ассигнований при формировании проекта бюджета Пермского края осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой Министерством финансов Пермского края.

Приказом Министерства финансов Пермского края от 15 сентября 2015 года № СЭД-39-01-22-208 утверждена «Методика планирования бюджетных ассигнований Пермского края».

Пунктом 3.10.2 указанной Методики установлено, что бюджетные ассигнования на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края определяются следующим образом:

где Cавт - планируемая общая стоимость работы автобусов на год, руб.;

- планируемая стоимость работы автобусов i-го класса на год, руб.

Cавт i-го класса = Оработ i-го класса x Si-го класса,

где Cавт i-го класса - планируемая стоимость работы автобусов i-го класса на год, руб.;

О работ i-го класса - планируемый пробег автобусов i-го класса на год, км;

Si-го класса - средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега автобусов i-го класса на соответствующий финансовый год согласно приказу Министерства транспорта Пермского края, руб./км.

Из формулы видно, что бюджетные ассигнования на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края напрямую зависят от среднего норматива финансовых затрат на 1 км пробега автобусов.

Согласно пункту 21.2 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2016 года № 1028 «О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем такой порядок» при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Министерством транспорта Российской Федерации устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.

Согласно пункту 5.5 Раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в области в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), внеуличного, городского наземного электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Перевозки по регулируемым тарифам осуществляются в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) контрактами по итогам конкурсных процедур. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта должна определяться в соответствии с законодательством о контрактной системе. В случае с пассажирскими перевозками автомобильным транспортом - в соответствии с нормативным правовым актом Минтранса России, а именно с Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации № 158 от 30 мая 2019 года.

В приложении № 1 к данному приказу установлены общие требования к определению себестоимости 1 км пробега транспортных средств (автобусов) без учета себестоимости транспортных средств, приобретаемых для выполнения работ по перевозке пассажиров.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона № 111-ПК планирование бюджетных ассигнований при формировании проекта бюджета Пермского края осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой Министерством финансов Пермского края.

Методика планирования бюджетных ассигнований Пермского края, утверждена приказом Министерства финансов Пермского края от 15 сентября 2015 года № СЭД-39-01-22-208 (далее Методика).

Пунктом 2.2 Методики планирование бюджетных ассигнований осуществляется по следующим основным направлениям расходов: оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; обслуживание государственного долга; исполнение судебных актов по искам к Пермскому краю о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов.

Пунктом 2.3 Методики порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) утверждается органом государственной власти с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Однако, такой Порядок по определению среднего норматива финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств, который является нормативными затратами бюджета на выполнение работ по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным тарифам на межмуниципальных маршрутах Пермского края за единицу выполненной работы, отсутствует. При этом Министерством транспорта Пермского края 12 сентября 2016 года издан приказ № СЭД-44-01-02-239 о Порядке определения нормативных затрат на оказание государственных услуг государственными бюджетными учреждениями, которые подведомственны Министерству транспорта Пермского края.

Оказание государственных услуг (выполнение работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным тарифам на межмуниципальных маршрутах Пермского края осуществляется казённым учреждением.

Распоряжением Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 246-рп «О создании государственного казенного учреждения «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» (далее соответственно -распоряжение № 246-рп, ГКУ «ОПП») создано упомянутое учреждение. Пунктом 3 распоряжения № 246-рп ГКУ «ОПП» отнесено к ведению Министерства. Согласно пункту 3.5 приложения 1 к распоряжению № 246-рп одним из видов деятельности ГКУ «ОПП» является обеспечение функций государственного заказчика по выполнению работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Пермского края, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Из отзыва ГКУ «ОПП» следует, что норматив финансовых затрат, утвержденный приказом Министерства № СЭД-44-01-02-414 от 26 декабря 2019 года используется для определения лимитов учреждения. Это базовый показатель, формирующий цену государственной услуги или работы. На его основании определяют итоговую стоимость государственных услуг учреждения и рассчитывают объем финансирования на осуществление финансово-хозяйственной деятельности. Планируемые расходы перевозчиков равны лимитам, которые складываются из объема транспортной работы умноженного на утвержденный норматив финансовых затрат. Порядка утверждения норматива финансовых затрат в отношении казенных учреждений не принято, но с целью обоснования применения норматива Министерством был заключен государственный контракт и осуществлен сбор информации от подрядчиков.

Из пояснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица следует, что величина норматива установлена в соответствии с расчетами, которые были произведены на основании данных научно-исследовательской работы общества с ограниченной ответственностью «Агентство дорожной информации РАДАР», выполненной в рамках государственного контракта от 19 октября 2018 года, заключенного с Минтрансом Пермского края.

В обоснование позиции в материалы дела со стороны административного ответчика представлены: пояснительная записка по формированию среднего норматива затрат на 1 км пробега пассажирского транспорта; таблица; государственный контракт от 19 октября 2018 года; отчеты о выполнении работ; акты; рефераты.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что они не отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренные статьями 61, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Пояснительная записка никем не подписана. Утвержденный норматив не представляется возможным проверить в силу отсутствия методики расчета результата по итогам исследования, равно как не установлено, в силу отсутствия данных в представленных документах, на основании каких данных произведены расчеты. В государственном контракте от 19 октября 2018 года не указано, что результатом выполнения обязательств ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» явился расчет среднего норматива финансовых затрат. Представленные административным ответчиком акты о приемке работ по исполнению государственного контракта, содержание указание на соответствие результата работ (этапов работ) соответствуют требованиям законодательства, но не указано в чем именно заключаются работы, на соответствие каким нормативным требованиям они проверены. По изложенным причинам акты о приёмке работ также не доказывают обоснованность утвержденного норматива.

Поскольку в данном случае для определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с требованиями пункта 2.3 Методики должен быть утвержден Порядок их определения с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Порядок определения норматива финансовых затрат на 1 км пробега автобусов (транспортных средств при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, в зависимости от класса транспортных средств) не установлен, суд приходит к выводу, что величины среднего норматива финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств, утвержденные пунктом 4 оспариваемого в части приказа Министерства транспорта Пермского края № СЭД-44-01-02-414 являются незаконными и необоснованными, установлены при отсутствии утвержденного Порядка определения норматива финансовых затрат.

Принимая во внимание, что признанные судом обоснованными доводы влияют на порядок расчета и размер средний норматив финансовых затрат, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

В связи с тем, что заявленные административными истцами требования судом удовлетворены, расходы, понесенные ими по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей, подлежат взысканию в их пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Виктория» подтверждается платежными поручениями № 780 от 22 сентября 2021 года, № 765 от 16 сентября 2021 года, обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Автодан» - чек ордером от 26 апреля 2021 года.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Автодан», общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Виктория» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказа Министерства транспорта Пермского края № СЭД-44-01-02-414 от 26 декабря 2019 года «О регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края по регулируемым тарифам» в редакции приказа № 44-01-02-168 от 22 сентября 2020 года в части норм, установленных пунктом 4 приказа устанавливающей средний норматив финансовых затрат на 1 км. Пробега транспортных средств при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, в зависимости от класса транспортных средств.

Возложить на Министерство транспорта Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Министерства транспорта Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Автодан», судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Взыскать с Министерства транспорта Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Виктория», судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 24 мая 2022 года.

Судья: подпись