ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/2022 от 21.03.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

дело № 3а-11/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Калуга 21 марта 2022 года

Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Евсютиной Е.И., при секретаре Сухоруковой В.А., с участием прокурора Бисиркиной И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Сельской Думе муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы»Дзержинского района Калужской области о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области, утвержденных решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» №58 от 18 сентября 2006 года (в редакции решений от 11 ноября 2014 года №267, от 26 декабря 2016 года №104, от 29 июля 2020 года №333),

УСТАНОВИЛ:

решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» №58 от 18 сентября 2006 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области, которые включают в себя карту градостроительного зонирования территории.

Решениями Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» от 11 ноября 2014 года №267, 26 декабря 2016 года №104, 29 июля 2020 года №333 утверждены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы».

25 августа 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление ФИО1, в котором, уточнив требования административного иска, административный истец просит признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области, утвержденные решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» №58 от 18 сентября 2006 года (в редакции решений от 11 ноября 2014 года №267, от 26 декабря 2016 года №104, от 29 июля 2020 года №333) в части не установления на карте градостроительного зонирования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером территориальной зоны.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного за границей населенного пункта, вид разрешенного использования и категория которого относятся к землям сельскохозяйственного назначения, земельный участок также находится в санитарно-защитной зоне СПК «Правда». В январе 2020 года административный истец обратился в администрацию муниципального района «Дзержинский район» Калужской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада сельскохозяйственной продукции на названном земельном участке, однако в выдаче разрешения на строительство ему было отказано в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» земельный участок не входит ни в одну территориальную зону.

Административный истец полагает, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки не соответствуют Градостроительному и Земельному кодексам Российской Федерации, нарушают его права, поскольку не отнесение находящегося у него на праве аренды земельного участка ни к одной территориальной зоне препятствует использованию земельного участка по целевому назначению.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» ФИО2 полагал требования административного иска подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска.

Представители заинтересованных лиц администрации муниципального района «Дзержинский район» Калужской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, общества с ограниченной ответственностью «Правда Н», будучи уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Бисиркиной И.И., полагавшей требования административного иска не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемое решение принято уполномоченным представительным органом – Сельской Думой муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области в надлежащей форме (статья 25 Устава муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области).

Частями 1, 2 статьи 46 Устава муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области предусмотрено, что муниципальные правовые акты сельского поселения, носящие нормативный характер и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию). Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается: первая публикация муниципального правового акта в местных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории сельского поселения, первое вывешивание в специально отведенных местах на территории сельского поселения.

Решения Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области от 18 сентября 2006 года №58 «О Правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования сельское поселение «Село Дворцы», от 11 сентября 2014 года №267 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение «Село Дворцы» обнародованы путем вывешивания на стенде в специально отведенных и утвержденных сельской думой местах для размещения муниципальных правовых актов.

Решения Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области от 26 декабря 2016 года №104 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение «Село Дворцы», от 29 июля 2020 года №333 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» обнародованы и размещены в сети Интернет на официальном сайте администрации Дзержинского района в разделе муниципального образования сельское поселение «Село Дворцы».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением правил о компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, поскольку населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает нормативно-правовой акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием.

Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 28 декабря 2020 года по делу №2а-1-572/2020 решение Дзержинского районного суда Калужской области от 30 июля 2020 года по административному иску ФИО1 к администрации муниципального района «Дзержинский район» об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указанным апелляционным определением установлено, что ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от 22 октября 2018 года, заключенного с администрацией муниципального района «Дзержинский район», предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м, расположенный в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование «для сельскохозяйственного использования».

23 января 2020 года ФИО1 обратился в администрацию муниципального района «Дзержинский район» Калужской области с заявлением, датированным 22 января 2020 года, о выдаче разрешения на строительство склада сельскохозяйственной продукции на названном земельном участке.

Письмом администрации муниципального района «Дзержинский район» Калужской области от 27 января 2020 года заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием на то, что согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Село Дворцы» земельный участок не входит ни в одну территориальную зону. В ответе имеется ссылка на градостроительный план земельного участка от 5 сентября 2019 года, содержащий информацию о характеристиках земельного участка, не предназначенного к застройке.

Кроме того, апелляционным определением также установлено, что спорный земельный участок расположен за границами населенного пункта, относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования». Правила землепользования и застройки МО СП «Село Дворцы» Дзержинского района в редакции решения Сельской Думы МО СП Село «Дворцы» от 26 декабря 2016 года №104, в статье 29 содержат описание видов разрешенного использования, согласно которому для земельных участков с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного использования» предусмотрено ведение сельского хозяйства, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом в статье 28 Правил, содержащей перечень территориальных зон, в зоне сельскохозяйственного использования установлены следующие территориальные зоны: С-1 Зона сельскохозяйственного использования (сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями); С-2 Зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства; С-3 Зона размещения садово-дачных участков. В соответствии с частью 8 статьи 5, частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31.8 Правил для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно выписке из Правил, выкопировки из карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий, арендуемый административным истцом земельный участок не входит в установленные территориальные зоны, его целевое назначение определено как «земли сельскохозяйственного назначения», градостроительный регламент для него не установлен. Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объектов сельскохозяйственного производства. В дело представлен подготовленный на основании заявления ФИО1 градостроительный план земельного участка от 5 сентября 2019 года, не предусматривающий возможности осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером . Как указано в градостроительном плане, градостроительный регламент не установлен, земельный участок не входит ни в одну территориальную зону. Таким образом, с учетом приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации на спорном земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого не установлен градостроительный регламент, не может быть возведено какое-либо здание, являющееся объектом капитального строительства.

Следовательно, административный истец, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт, полагает, что данным актом нарушаются его права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения, по которым представительный орган местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного установление зонирования, а также изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что не установление зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:04:092402:21, находящегося в аренде у административного истца, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в данном случае установление зонирования земельного участка возможно только после перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В связи с чем требования административного иска удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Сельской Думе муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы»Дзержинского района Калужской области о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» Дзержинского района Калужской области, утвержденных решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» №58 от 18 сентября 2006 года (в редакции решений от 11 ноября 2014 года №267, от 26 декабря 2016 года №104, от 29 июля 2020 года №333) в части не установления на карте градостроительного зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:04:092402:21 территориальной зоны.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.И. Евсютина

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2022 года.