ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/2022 от 22.03.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2021-000239-36

дело № 3а-11/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Полищук Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р. и Р1. к Управлению Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости,

у с т а н о в и л:

Р. и Р1. обратились в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что до ДД.ММ.ГГГГ они являлись собственниками нежилого помещения с кадастровым номером площадью 210,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость этого помещения установлена в размере рыночной стоимости 405 000 руб., определённой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Данное помещение было разделено на три нежилых помещения:

- нежилое помещение площадью 191,2 кв.м, с кадастровым номером ;

- нежилое помещение площадью 10,2 кв.м, с кадастровым номером ;

- нежилое помещение площадью 9,1 кв.м, с кадастровым номером .

При этом кадастровая стоимость этих помещений определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере соответственно 7 779 939,47 руб., 415 038,61 руб. и 370 279,55 руб.

Административные истцы полагают, что определение кадастровой стоимости образованных нежилых помещений произведено неверно.

По мнению административных истцов, решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером установлена равной рыночной стоимости, фактически определён индивидуальный удельный показатель кадастровой стоимости в размере 1 923,99 руб. за 1 кв.м.

Учитывая положения статьи 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункта 15 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 г. N 514, указанный индивидуальный удельный показатель кадастровой стоимости подлежал применению при определении кадастровой стоимости образованных 23 октября 2020 года нежилых помещений с кадастровыми номерами , и

Соответственно, кадастровая стоимость этих нежилых помещений должна была быть определена в следующих размерах 367 866,89 руб. (191,2 х 1923,99), 19 624,70 руб. (10,2 х 1923,99) и 17 508,31 руб. (9,1 х 1923,99).

Определение кадастровой стоимости образованных нежилых помещений без учета индивидуального удельного показателя кадастровой стоимости свидетельствует об использовании недостоверных сведений об объекте недвижимости, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости в завышенном размере затрагивает права административных истцов как плательщиков налогов.

Административные истцы просят установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере соответственно 367 866,89 руб., 19 624,70 руб. и 17 508,31 руб.

Судом исключен из участвующих в деле лиц Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, изменено процессуальное положение администрации Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика.

В судебном заседании административный истец Р1. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что образованные нежилые помещения не являются вновь учтёнными. Они уже были учтены ранее в составе нежилого помещения с кадастровым номером Следовательно, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости этих помещений должна была руководствоваться пунктом 15 порядка определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость нежилого помещения до его раздела составляла 400 000 рублей, а после образования из этого помещения трёх нежилых помещений их совокупная кадастровая стоимость составила 8 000 000 рублей, что вынуждает снова обращаться в суд для определения рыночной стоимости помещений и соответственно нести расходы. Однако фактически ничего не поменялось, помещение качественно не изменилось, просто было разделено. Это помещение представляет собой места общего пользования, именно поэтому решением суда установлена достаточно низкая его рыночная стоимость (400 000 рублей). Использование кадастровой палатой недостоверных сведений об объектах недвижимости (неверного удельного показателя кадастровой стоимости) повлекло неверное определение кадастровой стоимости.

Административный истец Р., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что производство по делу подлежит прекращению на основании статьи 194 Кодекса административного производства Российской Федерации, суду пояснила (в отзывах указала), что нежилые помещения с кадастровыми номерами , и не являются ранее учтенными объектами недвижимости, поскольку поставлены на кадастровый учет только 23 октября 2020 года. Они образованы в результате раздела нежилого помещения с кадастровым номером . Это нежилое помещение после раздела снято с кадастрового учета. Кадастровая стоимость образованных нежилых помещений определена согласно пункту 13 порядка определения кадастровой стоимости, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 г. N 514. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости рассчитано путём сложения кадастровой стоимости всех нежилых помещений в здании и деления полученной суммы на совокупную площадь нежилых помещений здания. Затем среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости умножено на площадь каждого из образованных при разделе нежилых помещений. Применение пункта 13 указанного порядка обусловлено тем, что имел место именно раздел нежилого помещения, при котором разделённое нежилое помещение перестало существовать, а образовалось три новых нежилых помещения. Если бы из большего по площади нежилого помещения было выделено одно или несколько нежилых помещений меньшей площади, то кадастровая стоимость выделенных нежилых помещений была бы рассчитана согласно пункту 13 порядка, а кадастровая стоимость нежилого помещения, из которого произошел выдел, рассчитали бы в соответствии с пунктом 15 порядка.

Представители административных ответчиков – администрации Костромской области и Управления Росреестра по Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений относительно заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Кострома ФИО2 в письменном отзыве указала, что возражает против удовлетворения требований ввиду снижения налогооблагаемой базы.

Выслушав участвующих в деле лиц и их представителей, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Р. с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 210,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> 1 /л.д. 17, 19-20/. Данное помещение расположено в здании с кадастровым номером .

Р. и Р1. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 15/.

Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 449 067,14 руб.

Решением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены административные исковые требования Р1. и Р., кадастровая стоимость нежилого помещения установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 405 000 рублей /л.д. 44-47/.

По заявлениям Р. и в соответствии с приложенными к ним документами, поданными в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ, на государственный кадастровый учет поставлены:

- нежилое помещение площадью 191,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (при постановке на кадастровый учет присвоен кадастровый );

- нежилое помещение площадью 10,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (при постановке на кадастровый учет присвоен кадастровый );

- нежилое помещение площадью 9,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (при постановке на кадастровый учет присвоен кадастровый ).

Нежилое помещение с кадастровым номером снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

Нежилые помещения с кадастровыми номерами , и образованы в результате раздела нежилого помещения с кадастровым номером . Кадастровые номера указанным нежилым помещениям присвоены ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день зарегистрировано право собственности Р. на образованные нежилые помещения. Данные помещения расположены в здании с кадастровым номером /заявления Р. от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 199-200, 228-245, 132-134, 135-137, 138-140/.

Кадастровая стоимость образованных нежилых помещений утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для нежилого помещения с кадастровым номером в размере 7 779 939,47 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером в размере 415 038,61 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером в размере 370 279,55 руб. /л.д. 141-143, 122-127/.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Аналогичные нормативные положения закреплены в части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (пункт 1 части 1 статьи 248 КАС РФ).

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

В частности к недостоверным сведениям об объекте недвижимости, использованным при определении его кадастровой стоимости, относится неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19. Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 г. N 514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее также – порядок определения кадастровой стоимости, порядок).

Данный порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе в случае осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (подпункт «а» пункта 1).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 порядка кадастровая стоимость помещения (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади помещения на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, в котором расположено такое помещение.

При этом согласно пункту 16 порядка среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений в здании, в котором расположено помещение, рассчитывается как отношение суммарной кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании к суммарной площади помещений соответствующего назначения в здании, имеющих ненулевое значение кадастровой стоимости.

Из пояснений представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области ФИО1, показаний свидетеля Б. (начальник отдела определения кадастровой стоимости ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области) и представленных суду документов следует, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами , и определена в соответствии с подпунктом «а» пункта 13 порядка определения кадастровой стоимости, то есть путём умножения площади каждого помещения на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, в котором расположено это помещение (191,2 х 40 690,06; 10,2 х 40 690,06; 9,1 х 40 690,06). Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений в здании определено в соответствии с пунктом 16 порядка определения кадастровой стоимости.

Согласно представленным суду расчетам сумма кадастровых стоимостей всех помещений, имеющихся в здании с кадастровым номером (всего 81 помещение), поделена на сумму площадей этих помещений (за исключением площади помещений, кадастровая стоимость которых определялась). В расчетах использованы сведения о кадастровой стоимости, имевшиеся у кадастровой палаты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на день определения кадастровой стоимости. В результате среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений определено в размере 40 690,06 руб. /л.д. 201-209, 210-218, 219-227/.

Суду не представлено данных и доказательств того, что при определении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , и использованы недостоверные сведения или нарушен порядок определения кадастровой стоимости. Арифметическая правильность расчетов участвующими в деле лицами не оспаривалась.

Следовательно, при отсутствии данных об использовании недостоверных сведений в ходе определения кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, не имеется оснований для пересмотра результатов определения этой кадастровой стоимости.

В связи с этим заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводом административного истца Р1. о том, что образованные нежилые помещения не являются вновь учтёнными, ранее они уже были учтены в составе нежилого помещения с кадастровым номером 44:27:040402:337 (то есть являются ранее учтенными).

Из представленных суду документов и пояснений административного истца, представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области ФИО1, показаний свидетеля Б., как уже указано выше, следует, что нежилые помещения с кадастровыми номерами и были образованы ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела нежилого помещения с кадастровым номером То есть до указанной даты этих нежилых помещений не существовало как объектов недвижимости, они являлись частями объекта недвижимости с кадастровым номером , на кадастровый учет поставлены только ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" нежилые помещения, образованные в результате раздела большего по площади нежилого помещения, ранее учтенными объектами недвижимости не являются.

К ранее учтенным объектам недвижимости, в частности относятся объекты недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Учет объекта недвижимости, в результате раздела которого образовалось несколько объектов недвижимости, в силу положений вышеуказанной статьи не является правовым основанием для того, чтобы считать образованные объекты недвижимости ранее учтёнными.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с порядком определения кадастровой стоимости кадастровая стоимость ранее учтённых помещений (при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости) и ранее не учтённых помещений определяется одинаковым образом.

Пункт 15 порядка определения кадастровой стоимости применяется в том случае, если изменяется площадь помещения, но само помещение продолжает оставаться на учете. Однако в рассматриваемой ситуации имело место не изменение площади помещения, а его раздел со снятием с учета разделённого помещения и образованием трёх новых помещений. Следовательно, не было оснований для определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 15 порядка.

Значительное превышение совокупной кадастровой стоимости образованных помещений над кадастровой стоимостью разделённого помещения не является юридически значимым обстоятельством.

Оснований для прекращения производства по административному делу суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Р. и Р1. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 367 866,89 руб., кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 624,7 руб., кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 508,31 руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Лукоянов

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.