ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-11/2022 от 22.06.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Дело № 3а-11/2022

УИД 87OS0000-01-2022-000009-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь 22 июня 2022 года

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Принцева С.А.,

при ведении протокола помощником судьи Буриковой Л.И.,

с участием прокурора Талаевой О.И.,

представителя административного ответчика Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа Ивлева О.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-11/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис Групп» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании незаконным постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года № 29-к/8 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сервис Групп» (далее – ООО «Сервис Групп», Общество) обратилось в суд Чукотского автономного округа с указанным административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее – Комитет).

В обоснование заявленных требований указано, что 17 декабря 2021 года Комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа принято постановление № 29-к/8 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Сервис Групп» на 2022 – 2026 годы», которое было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 декабря 2021 года (номер опубликования 8701202112210005). Оспариваемое постановление принято с нарушением положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования), приказа Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Согласно постановлению Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-м/1 установление тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «Сервис Групп» органом регулирования определено с применением метода индексации.

При этом ООО «Сервис Групп» с заявлением об установлении тарифов на 2022-2026 годы в Комитет не обращалось, Комитет самостоятельно принял такое решение.

Необходимая валовая выручка определена без учёта экономически обоснованных расходов регулируемой организации, необходимых ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. Расчётный объём твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования необоснованно определён исходя из сведений территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа, утверждённой приказом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года, который признан недействующим в части утверждения новой территориальной схемы обращения с отходами решением суда Чукотского автономного округа от 4 октября 2021 года по делу № 3а-10/2021.

Кроме того не учтена расчётная предпринимательская прибыль регулируемой организации, которая определяется в размере 5 процентов от включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов (п. 55 Основ ценообразования).

На основании изложенного ООО «Сервис Групп» просит признать постановление Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/8 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы незаконным.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Комитет указал, что не согласен с предъявленными требованиями. Как следует из долгосрочного соглашения от 18 июня 2018 года № 234 об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Анадырского муниципального района ООО «Сервис Групп» является региональным оператором по обращению с ТКО и наделено соответствующим статусом на период 10 лет. Информация о прекращении регулируемых видов деятельности от ООО «Сервис Групп» либо об изменении регионального оператора в зонах 1-4 территориальной схемы обращения с ТКО Чукотского автономного округа в Комитет не поступало.

Регулируемая организация обязана обратиться в орган регулирования с предложением об установлении тарифов в срок до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования.

В целях исполнения норм действующего законодательства Комитетом направлено письмо-предостережение от 30 июля 2021года № 855/11/05, в том числе в ООО «Сервис Групп» о приёме заявлений об установлении тарифов в области обращения с ТКО, в котором определён срок подачи заявлений.

Утверждая тариф ООО «Сервис Групп», которое оказывает деятельность беспрерывно на основании действующего соглашения от 18 июня 2018 года № 234, Комитет исходил из условий целесообразности.

ООО «Сервис Групп» ранее устанавливались тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 года с применением метода индексации (постановление Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/12). На предстоящий период регулирования 2022 год в надлежащем виде и в установленные сроки предложения о выборе метода регулирования, проекты либо утверждённые производственные и инвестиционные программы от ООО «Сервис Групп» в адрес Комитета не поступали. Исходя из сведений, представленных Департаментом природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, на территории Чукотского автономного округа эксплуатируется один объект размещения отходов (полигон твердых бытовых отходов в г. Анадыре), включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в 2018 году. Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Чукотского автономного округа Департаментом в 2019-2021 годах не утверждался в связи с отсутствием заключений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возможности использования объектов для размещения ТКО. В связи с этим оснований для включения в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) расходов на реализацию мероприятий по достижению плановых значений показателей эффективности в отсутствие производственной и (или) инвестиционной программы ООО «Сервис Групп» не имелось. Расчётный объём и (или) масса твердых коммунальных отходов определены Комитетом исходя из данных территориальной схемы в соответствии с методическими указаниями в силу пункта 18 Основ ценообразования.

В декабре 2021 года Комитетом по результатам проведённой экспертизы в ООО «Сервис Групп» установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2022-2026 годы в соответствии с действующей на момент проведения расчётов территориальной схемой, утверждённой приказом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года № 32-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа». Решение суда Чукотского автономного округа от 4 октября 2021 года, которым признаны не действующими пункты 1, 2 указанного приказа, на момент подачи настоящего административного иска в суд в законную силу не вступило.

Расчётная предпринимательская прибыль регулируемой организации не учитывается в случае, если регулируемая организация владеет объектом в области обращения с ТКО на основании договора аренды, заключенного на срок менее 3 лет (абзац 2 пункта 39 Основ ценообразования). Из имеющихся в распоряжении органа регулирования документов – копий договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков, следует, что срок аренды для всех населённых пунктов, где осуществляет деятельность ООО «Сервис Групп», составляет менее 3-х лет, и данные договоры не содержат сведений об объектах размещения отходов, соответствующих нормам статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ. Поэтому Комитет установил тарифы без учёта расходов по статье «расчётная предпринимательская прибыль». Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме (л.д. 103-109).

И.о. прокурора Чукотского автономного округа направило в суд правовую позицию по заявленному административному иску, в которой указано, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству, поскольку при установлении Комитетом единого тарифа на услугу регионального оператора на 2022-2026 годы производственная программа Общества в области обращения с ТКО не утверждалась, проект производственной программы не рассматривался. Кроме того, приказ Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 13 августа 2021 года № 272-од «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чукотского автономного округа» признан недействующим решением суда Чукотского автономного округа. При таких обстоятельствах и.о. прокурора округа полагает, что Комитетом допущены существенные нарушения процедуры утверждения тарифов, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению (л.д. 97-99).

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета Ивлев О.В. иск прокурора не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления ООО «Сервис Групп» отказать по основаниям, изложенным в возражениях на него.

В судебном заседании прокурор Талаева О.И. полностью поддержала письменную правовую позицию и.о. прокурора округа, дополнительно пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим и на том основании, что тарифы Обществу были установлены Комитетом по собственной инициативе без заявления ООО «Сервис Групп».

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Сервис Групп» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в известность суд не поставил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Суд, руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Заслушав представителя Комитета Ивлева О.В., заключение прокурора Талаевой О.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу статьи 1, пункта «г» части 2 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года №25-ОЗ (далее по тексту – Кодекс) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе Комитетом) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе, постановления Комитета.

Оспариваемое постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/8, определяет единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы для потребителей Чукотского автономного округа, то есть обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц.

Принимая во внимание, что постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/8, является нормативным правовым актом, оно может быть обжаловано в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).

Оспариваемое постановление № 29-к/8 принято на заседании Правления Комитета правомочным составом, подписано председателем Правления К.., действующей на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 августа 2020 года № 83-лг, опубликовано 21 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (номер опубликования 8701202112210005).

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемому виду деятельности в области обращения с ТКО, для которого предусмотрено установление предельных тарифов (пункты 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ).

Утверждение предельных тарифов и производственных программ в области обращения с ТКО относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу пункта 1.1, подпункта 28 пункта 2.2, пункта 2.24 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года № 75, Комитет является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает предельные тарифы в области обращения с ТКО, утверждает производственные программы операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.

Согласно статьям 12.1, 40, частям 1, 2, 3 статьи 41 Кодекса НПА Комитет в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты исключительно в форме постановлений. Порядок подготовки и принятия постановлений Комитета устанавливаются правовыми актами указанного органа исполнительной власти. Постановления Комитета публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания, что считается их официальным опубликованием.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят Правлением Комитета во исполнение предоставленных ему законодателем полномочий, в пределах его компетенции, в надлежащей правовой форме.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами регионального оператора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, установление единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы произведено Комитетом по инициативе органа регулирования на основании имеющихся данных.

Извещением от 15 декабря 2021 года № 39 Общество извещено о том, что 17 декабря 2021 года в 15.00 состоится заседание Правления Комитета (л.д. 179-180).

Экспертиза расчёта необходимой валовой выручки и тарифов проведена сотрудником Комитета Б. Согласно заключению Общество заявлений и расчётов тарифов в Комитет не направляло. Государственное регулирование единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Сервис Групп» на территории Анадырского муниципального района осуществляется с августа 2018 года, Общество осуществляет деятельность в сфере обращения с ТКО на основании Соглашения от 18 июня 2018 года № 234 (зоны 1, 4), срок действия которого составляет 10 лет. ООО «Сервис Групп» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности от 22 сентября 2017 года № 8700049. Тариф на захоронение ТКО ООО «Сервис Групп» на 2022 год не утверждался. При установлении тарифов Комитетом ввиду отсутствия динамики по фактическим данным за несколько периодов регулирования объёмы ТКО приняты в соответствии с п. 86 Методических указаний в размере, определённом территориальной схемой (утверждена приказом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа). При расчёте тарифа Комитетом учтены собственные расходы Общества, в том числе: расходы на сбор и транспортирование ТКО, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, расходы на уборку мест погрузки ТКО, расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантией. Также учтен налог на прибыль (л.д.137-139, 140-146).

Комитетом на заседании Правления от 17 декабря 2021 года (протокол № 30) при установлении единых тарифов на 2022-2026 годы на основании заключения специалиста Комитета по результатам экспертизы расчёта необходимой валовой выручки (НВВ) и единых тарифов на услугу регионального оператора в состав НВВ включены собственные расходы регионального оператора, включающие в себя: расходы на сбор и транспортирование ТКО; расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО; расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров; расходы на уборку мест погрузки ТКО; расходы, связанные с предоставлением банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению. Расходы по захоронению ТКО в состав тарифа не включены. Согласно пункту 86 Методических указаний при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2022-2026 годы Комитетом приняты объёмы ТКО в размере, определённом территориальной схемой (приказ Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года № 32-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа»). При этом указано, что рассмотрение вопроса проведено по инициативе Комитета без открытия дела по установлению тарифов (л.д. 120-136).

На заседании принято постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/8 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы» (л.д. 119).

Выписка из протокола заседания Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 30 направлена ООО «Сервис Групп» 22 декабря 2021 года (л.д. 182), постановление Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/8 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы» направлено ООО «Сервис Групп» 21 декабря 2021 года сопроводительным письмом от 21 декабря 2021 года № 1474/11-05 (л.д. 181).

Указанное постановление направлено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу письмом от 22 декабря 2021 года № 1518/11-05 (л.д. 167-169).

В силу пункта 2 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, в редакции, действующей на момент принятия постановления Правления Комитета от 17 декабря 2021 года № 29-к/8, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.

Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

В соответствии с Административным регламентом Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа по предоставлению государственной услуги «Государственное регулирование цен и тарифов», утверждённым постановлениемостановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 20 мая 2016 года № 1 (далее по тексту – Административный регламент), для установления тарифов организация, осуществляющая регулируемую деятельность, представляет в Комитет предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых материалов, перечень которых утвержден Приложением 1 к данному Административному регламенту. Заявление подписывается руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и заверяется печатью заявителя (п. 2.6.1).

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в Комитет предложения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами - до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования (подп. 2 п. 2.6.4).

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием, проверка и регистрация заявления и документов на установление тарифов;

2) рассмотрение заявления и документов ответственным должностным лицом Комитета;

3) осуществление необходимых проверок и экспертиз;

4) принятие решения об установлении тарифов;

5) доведение решения до заявителя (п. 3.1).

Основанием для начала административной процедуры является поступление в Комитет заявления заявителя об установлении на последующий период регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 3.2.1).

Комитет в течение 14 дней с даты регистрации проводит анализ представленных документов. По результатам рассмотрения Председатель Комитета (лицо, исполняющее обязанности Председателя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела (п. 3.3.1).

Таким образом, установление тарифов в области обращения с ТКО носит заявительный характер, то есть регулируемая организация должна обратиться в регулирующий орган в соответствующим предложением. Возможности установления тарифов с области обращения с ТКО без открытия дела об установлении тарифов Правилами регулирования тарифов № 484 не предусмотрено.

По настоящему делу усматривается, что Комитетом нарушены Правила установления тарифов и Административный регламент оказания государственной услуги «Государственное регулирование цен и тарифов», поскольку тарифы были установлены по инициативе Комитета без заявления Общества и без открытия дела об установлении тарифов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

На основании подпункта «д» пункта 8 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагается копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.

Порядок утверждения производственной программы урегулирован Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424 (далее – Правила № 424).

Согласно пунктам 1-3 Правил № 424 данные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией. Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации.

С учётом того, что деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности (пункт 1 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ) для данного вида деятельности также должны разрабатываться и утверждаться производственные программы.

Согласно пункту 8 Правил № 424 регулируемая организация обязана направить проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы, согласно пункту 13 указанных Правил уполномоченный орган обязан утвердить производственную программу в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы, а согласно пункту 6 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов подаётся в срок до 1 сентября.

Пунктом 13 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что в случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных пунктом 8 указанных Правил обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата.

Как установлено в судебном заседании, при установлении Комитетом единых тарифов на услугу регионального оператора ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы Общество с заявлением об установлении данных тарифов в регулирующий орган не обращалось, производственная программа Общества в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждалась.

Таким образом, единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО утверждены Комитетом на 2022-2026 годы при отсутствии заявления ООО «Сервис Групп» об установлении тарифов и соответствующей производственной программы в области обращения с ТКО, что противоречит приведённым выше положениям Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов и Правил № 424.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комитетом было допущено нарушение процедуры утверждения тарифов.

Положениями подпункта «в» пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что Комитет неправомерно установил ООО «Сервис Групп» единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО на 2022-2026 годы по собственной инициативе без заявления Общества в отсутствие представленного регулируемой организацией проекта производственной программы либо копии ранее утверждённой производственной программы.

Указанные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, вопреки доводам административного ответчика, являются существенными, влекущими признание его не действующим.

Поскольку Комитет не имел оснований для установления тарифов на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы, суд не входит в обсуждение доводов административного истца о неправильном расчёте Комитетом при установлении тарифов необходимой валовой выручки и расчётных объёмов твердых коммунальных отходов, поскольку данные обстоятельства в рассматриваемой ситуации юридического значения не имеют.

Определяя момент, с которого оспариваемое постановление Комитета подлежит признанию недействующим, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что в данной ситуации у Комитета отсутствовали основания для рассмотрения вопроса об установлении тарифов ООО «Сервис Групп», суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В связи с этим суд находит необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании – газете «Крайний Север».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сервис Групп» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа удовлетворить.

Признать постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года № 29-к/8 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сервис Групп» на 2022-2026 годы» не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия.

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Чукотского автономного округа.

Судья С.А. Принцев

Мотивированное решение изготовлено 6 июля 2022 года.