Дело № 3а-1201/2021
22OS0000-01-2021-001053-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л.,
при секретаре Бабичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тютюнникова П. В. к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Тютюнников П.В. является арендатором и собственником следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 2774 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (на праве аренды);
- земельный участок с кадастровым номером *** площадью 575 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>(на праве аренды);
- земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1199 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (на праве собственности);
- земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 364 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (на праве собственности).
Приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый ***, определена в размере 4 989 427,36 руб.; земельного участка, кадастровый *** в размере 1 509 135,50 руб.; земельного участка, кадастровый *** в размере 746 363,80 руб.; земельного участка, кадастровый *** в размере 1 962 475,24 руб.
07 июня 2021 года Тютюнников П.В. обратился в суд с указанным административным иском об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости на 01 января 2020 года в равной рыночной стоимости размере согласно отчету об оценке.
Определением судьи Алтайского краевого суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, комитет администрации Каменского района Алтайского края по управлению имуществом и земельным отношениям.
Административный истец, представители административных ответчиков управления имущественных отношений Алтайского края, управления Росреестра по Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, администрации Каменского района Алтайского края, комитета администрации Каменского района Алтайского края по управлению имуществом и земельным отношениям не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Алтайского края в письменных возражениях полагает представленный отчет об оценке недостоверным в связи с наличием ряда недостатков.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
На основании абзаца 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из условий договоров аренды, арендная плата, подлежащая внесению арендатором земельных участков, исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем арендатор является надлежащим истцом по заявленным требованиям.
Кроме этого административный истец, являясь плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью на праве собственности земельных участков, для расчета налоговой базы по которым применяется их кадастровая стоимость, также вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объектов недвижимости.
В подтверждение размера рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков оценщика ООО «<данные изъяты>» К от 27 мая 2021 года, согласно которому (отчету) на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет 1 017 951 руб.; рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, - 354 172 руб.; рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, - 559 475 руб.; рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, - 2 355 126 руб.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствуют требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход, мотивировал отказ от использования затратного и доходного подходов. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.
Возражения административного ответчика, касающиеся допущенных при составлении отчета недостатков, опровергаются письменными пояснения стороны административного истца, с обоснованностью которых согласился и сам оценщик. Так, в частности административный истец в своих пояснениях правомерно указал, что все параметры сделки продажи аналога № 3 соответствуют понятию рыночной стоимости, в связи с чем применения соответствующей корректировки не требовалось; на стр. 33 отчета оценщик дважды указал, что исследует рынок в районах и малых городах Алтайского края, Краснощеково, Смоленское, Павловск являются райцентрами сельскохозяйственных районов; требований о приложении к отчету копий дипломов закон не содержит, при этом вся информация об оценщике находится в открытом доступе в реестре оценщиков; исследуемые участки находятся в допустимом интервале, в «серые зоны» не попадают, в связи с чем применение корректировок являлось обоснованным; на дату продажи на земельном участке (аналог № 2) имелся фундамент, в связи с чем у оценщика имелись основания для уменьшения стоимости земельного участка либо на стоимость фундамента, либо на затраты по его демонтажу, однако указанные корректировки не применялись с целью избежание необоснованного занижения рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку они мотивированны, ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных объектов недвижимости. Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, указанной в отчете.
На основании изложенного представленный административным истцом отчет является достаточным и достоверным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости, а административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в комиссию, - 07 июня 2021 года.
В то же время с учетом положений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд полагает, что надлежащими административными ответчиками по административному делу являются управление имущественных отношений Алтайского края, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, а краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика без правовых оснований, в связи с чем требования административного истца к указанному лицу не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2774 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2020 года в равном его рыночной стоимости размере 2 355 126 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 575 кв.м., расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года в равном его рыночной стоимости размере 559 475 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1199 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года в равном его рыночной стоимости размере 1 017 951 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером *** площадью 364 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года в равном его рыночной стоимости размере 354 172 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 07 июня 2021 года.
Административные исковые требования к краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Л. Соболева