ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1206/2022 от 20.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 20 июня 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца – Бобылева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1206/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НВС» об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «НВС» (далее также ООО «НВС», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных в г. Самара, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021: с кадастровым номером – в размере 33 197 127 руб. 13 коп., с кадастровым номером – в размере 4 440 318 руб. 69 коп.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам очередной государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.

В судебном заседании представитель административного истца Бобылев О.А., действующий на основании доверенности, просил рассмотреть административный иск по существу.

Представители административных ответчиков Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями ст.ст. 150 и 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» в письменном отзыве просит суд обязать административного истца представить доказательства нарушения прав общества оспариваемой кадастровой стоимостью нежилых помещений.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что ООО «НВС» является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: , с кадастровыми номерами , площадью 1207, 4 кв.м и , площадью 246 кв.м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 29.04.2022.

Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 и составляет: КН – 41 794 633, 96 рублей, КН – 12 977 033, 82 рублей, что подтверждено выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 04.05.2022.

В обоснование заявленных требований ООО «НВС» ссылается на отчеты об оценке от 26.04.2022 № 22/21-01 и № 22/21-02, подготовленные оценщиком ООО «», согласно которым итоговая величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2021 определена в размере: КН –33 197 127, 13 рублей, КН – 4 440 318, 69 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 137-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии со ст.ст. 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.

Статьей 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В силу пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся на территории Самарской области, по состоянию на 01.01.2021 подлежат применению в целях налогообложения с 01.01.2022.

В силу п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения.

Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в целях налогообложения.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.

Названный приказ в установленном порядке опубликован.

Вместе с тем, судом установлено, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами и , как и здание с кадастровым номером , в котором они расположены, в указанный выше Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год не включены, в связи с чем не являются объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установленная в отношении указанных объектов капитального строительства кадастровая стоимость, права административного истца не затрагивает, налоговой базой по налогу на имущество организаций, в данном случае, является среднегодовая стоимость объектов налогообложения, а поэтому в настоящее время у ООО «Самара-ВС» отсутствует субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.

В связи с изложенным, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «НВС» об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: г. , равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.06.2022.