ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-120/19 от 08.04.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело 3а-120/2019

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р.

при секретаре судебного заседания Козловской Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Насиб» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

ООО «Насиб» обратилось с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование иска административный истец указал, что является собственником объектов недвижимости:

земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , вид разрешенного использования: под административным зданием, аптекой и судейской, общей площадью 9555 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>

нежилого административного здания, с кадастровым номером , общей площадью 3041,3 кв.м, этажность: 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года определена: с кадастровым номером в размере 27609172,50 рублей, с кадастровым номером в размере 65028580,88 рублей.

21 декабря 2018 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером в размере 8840800,00 рублей, с кадастровым номером в размере 18433 898,00 рублей, равной их рыночной, определенной оценщиком <данные изъяты> в отчете об оценке от 11 декабря 2018 года № 142/2018 по состоянию на 01 января 2015 года.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 14 января 2019 года № 3462 указанное заявление отклонено.

Административный истец, считая оспариваемую кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости недостоверной, существенно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика налога на недвижимое имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов, просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, определенную в отчете об оценке от 11 декабря 2018 года № 142/2018.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, по делу проведена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы проведенной <данные изъяты> от 26 марта 2019 года № 013-19-ОК рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года определена: с кадастровым номером в размере 16211000,00 рублей, с кадастровым номером в размере 24868000,00 рублей.

В судебное заседание представители административных ответчиков Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, представители заинтересованных лиц Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска, Министерства финансов Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились, сведений о причинах неявки суду не представили. Заявления об отложении слушания дела от них не поступили.

От представителя административного истца ООО «Насиб» ФИО10 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ранее от представителя заинтересованного лица администрации города Пятигорска ФИО11 поступало ходатайство о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащих образом.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В силу статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 375, статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135- ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

На основании статьи 24.12 Федерального закона № 135-Ф3 для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена их кадастровая стоимость.

В силу статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Таким образом, в силу вышеизложенных законоположений, ООО «Насиб», являясь плательщиком налога на имущество юридических лиц и земельного налога, исчисляемых из кадастровой стоимости этого недвижимого имущества, имеет право на пересмотр результатов определения их кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Насиб» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером вид разрешенного использования: под административным зданием, аптекой и судейской, общей площадью 9555 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 декабря 2018 года №

нежилое административное здание, с кадастровым номером , общей площадью 3041,3 кв.м, этажность: 3, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 декабря 2018 года №

Приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» и №1382 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и объектов недвижимости в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.

Согласно представленным в деле кадастровым справкам от 11 декабря 2018 года, выданными филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года установлена: с кадастровым номером размере 27609172,50 рублей, с кадастровым номером в размере 65028580,88 рублей.

Из чего следует, что результаты определения кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности общества, поскольку принадлежащие данному обществу объекты недвижимости являются объектами налогообложения административного истца, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость недвижимого имущества.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости перечисленных объектов недвижимости, ООО «Насиб» в подтверждение величины их рыночной стоимости представил составленный оценщиком <данные изъяты> отчет об оценке от 11 декабря 2018 года № 142/2018 согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года определена: с кадастровым номером в размере 8840800,00 рублей, с кадастровым номером в размере 18433 898,00 рублей.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости объектов, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы от 26 марта 2019 года № 013-19-ОК, выполненной экспертом <данные изъяты> рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года определена: с кадастровым номером в размере 16211000,00 рублей, с кадастровым номером в размере 24868000,00 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, содержит подробное описание проведенного исследования.

При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж. Экспертом проведен анализ рынка недвижимости, тех его сегментов, к которым относятся оцениваемый объект. Анализ фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков произведен за период, предшествующий дате государственной кадастровой оценке. Представлен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости. В экспертном исследовании приведено описание объектов-аналогов, их характеристики.

В рамках сравнительного подхода расчета рыночной стоимости земельного участка эксперт отобрал 3 объекта-аналога коммерческого назначения, расположенных, как и объект оценки в городе Пятигорске, предложенных к продаже в период с июня 2014 года по август 2014 года, приближенный к дате государственной кадастровой оценки и сопоставимых по своим основным экономическим, материальным и другим характеристикам с объектом оценки.

Объекты-аналоги №1 и № 2 принадлежат продавцам на праве долгосрочной аренды, объект-аналог № 3 на праве собственности, в связи с чем, экспертом применена повышающая корректировка на имущественные права в отношении аналогов № 1 и № 2 в размере 14,9 %.

Все объекты-аналоги, как и объект оценки, расположены в г. Пятигорске, эксперт учел их локальное местоположение по районам города. Локальное местоположение объекта исследования и объекта-аналога № 1, схоже и по своим качественным показателям инвестиционной привлекательности, оно относится в соответствии с планетарной моделью «Район вокруг крупных промпредприятий» согласно справочнику оценщика ФИО1 В связи с имеющимися различиями в расположении объектов-аналогов № 2 и № 3, расположенных в районах крупных автомагистралей города, отличающихся по своим качественным показателям инвестиционной привлекательности, экспертом применена понижающая корректировка 13,9% на их локальное местоположение.

Эксперт применил корректировку расположения объектов-аналогов относительно красной линии, объект исследования расположен внутри квартально, в месте с низким трафиком, на первой линии второстепенной дороги, объект-аналог № 2 также расположен внутриквартально, в месте с низким трафиком. Понижающая корректировка 26,5% на расположение относительно красной линии применена в отношении объектов-аналогов № 1 и № 3, расположенных на красной линии в месте, с высоким трафиком.

На имеющиеся различия в площади, применена понижающая корректировка в размере 8% в отношении объектов-аналогов №1 и №3, повышающая в размере 50% в отношении объекта-аналога №2.

Поправка на торг составила 14 % в размере среднего значения для неактивного рынка под коммерческую застройку.

При определении корректировок, эксперт руководствовался справочником оценщика ФИО1

Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов использованных экспертом при оценке земельного участка получена из объявлений о продаже имущества, размещенных в архиве объявлений на общедоступном Интернет-сайте https://www.avito.io/ (https://ruads.org/), что подтверждается представленными в заключении скрин-шотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, содержащими сведения о местоположении, категории, размере, стоимости объекта и иных его характеристиках. Недостающая информация по характеристиках объектов-аналогов уточнена в ходе консультаций с продавцами.

Установленная экспертом рыночная стоимость 1696,59 рублей за 1 кв.м земельного участка находится в границе среднего значения рыночной стоимости земель коммерческого назначения, сложившихся в г. Пятигорске на 01 января 2015 года.

При расчете рыночной стоимости объекта капитального строительства эксперт использовал один подход, затратный. Выбор единственного метода с применением только одного подхода к оценке объекта недвижимости экспертом мотивирован.

В соответствии с пунктом 24 Приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» о оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

При определении рыночной стоимости объекта капитального строительства в рамках затратного подхода эксперт исходил из принципа восстановления объекта (стоимость воспроизводства), стоимости затрат на создание аналогичного объекта, отвечающего тем же функциональным требованиям, что и оцениваемый объект, с применением современных материалов и строительных норм. Им использован метод сравнительной единицы имущества.

Эксперт учел особенность состава объекта, который состоит из административной части и части здания занятой трибунами и под трибунными помещениями. Поэтому в качестве аналога для определения стоимости воспроизводства административной части объекта исследования - нежилое здание, назначение - административное, общей площадью 3041,3 кв.м, этажность 3, в том числе подземных 1 эксперт принял объект с кодом «ru03.03.000,0007» Справочника КО-ИНВЕСТ «Общественные здания» 01.01.2014 г. В качестве аналога для определения стоимости воспроизводства части объекта исследования, занятой трибунами и под трибунными помещениями - нежилое здание, назначение - административное, общей площадью 3041,3 кв.м, этажность 3, в том числе подземных 1, эксперт принял объект с кодом «ru03.03.000,0071» Справочника КО-ИНВЕСТ «Общественные здания» 01.01.2014 г.

В экспертном заключении приведен подробный расчет стоимости оцениваемого объекта капитального строительства затратным подходом.

Основания сомневаться в правильности выводов эксперта у суда отсутствуют, поскольку они мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Каких-либо доказательств недостоверности выводов экспертного заключения суду не представлено. Ходатайство о назначении по делу повторной оценочной экспертизы не заявлялось.

Значительное же отличие от кадастровой стоимости объектов недвижимости величины их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

На основании изложенного, административный иск ООО «Насиб» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением судебной оценочной экспертизы.

Представленный отчет об оценке <данные изъяты> от 11 декабря 2018 года № 142/2018 не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость объектов оценки, поскольку его выводы опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.

Иск административный иск ООО «Насиб» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

С 01 января 2017 года вступил в действие Федеральный закон №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.1ст.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом РОСРЕЕСТРА от 28 октября 2009 года №325, на территории Ставропольского края функции по государственной кадастровой оценке осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по Ставропольскому краю).

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В Приказе Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» приведены общие полномочия органа регистрации прав, не связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, из содержания приведенных приказов Росреестра следует, что права Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости ограничены, она наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии с Уставом ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденным Приказом Росреестра от 13 декабря 2016года № П/0595, его филиалы наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; формированию и предоставлению перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и др.

В рамках настоящего дела оспаривается кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная на 01 января 2015 года, то есть на дату составления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в Ставропольском крае.

Согласно части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной являются: государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

Перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки 2015 года был сформирован и предоставлен (предоставлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края) Управлением Росреестра по Ставропольскому краю.

При таких обстоятельствах, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является надлежащим ответчиком по данному делу.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отказе административному истцу в иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, как предъявленному к ненадлежащему ответчику.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона №135-Ф3 установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Заявление ООО «Насиб» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю стоимости 21 декабря 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО «Насиб» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером вид разрешенного использования: под административным зданием, аптекой, судейской, общей площадью 9 555 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 16211000,00 (шестнадцать миллионов двести одиннадцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого административного здания, с кадастровым номером , общей площадью 3041,3 кв.м, этажность: 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 24868000,00 (двадцать четыре миллиона восемьсот шестьдесят восемь тысяч) рублей.

Заявление ООО «Насиб» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 21 декабря 2018 года.

В удовлетворении административного иска ООО «Насиб» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья подпись

Копия верна.

Судья С.Р. Мекерова