ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-120/19 от 17.10.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-120/2019

УИД 21OS0000-01-2019-000090-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2019 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Иванова П.Д.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Яковлева А.Г.,

представителя административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованного лица Министерства юстиции и имущественных отношений Марковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Шумерлинский электрощит» к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующими пункты 1.4 и 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Шумерлинский электрощит» (далее также ООО «Шумерлинский электрощит») обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующими пункты 1.4 и 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148 (далее Порядка).

В обоснование исковых требований административным истцом указано, что ООО «Шумерлинский электрощит» имеет в собственности объект незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, относящемся к собственности Чувашской Республики. Между административным истцом и Минюстом Чувашии договор аренды указанного земельного участка не заключался. Арбитражным судом Чувашской Республики рассматривается дело № А79-5599/2019 о взыскании с ООО «Шумерлинский электрощит» суммы задолженности за фактическое использование земельного участка, по которому исковые требования Минюста Чувашии основаны на оспариваемом Постановлении. По мнению административного истца, пункт 1.4 Порядка, абзацами 2, 3 и 4 которого предусмотрено применение понижающих коэффициентов при определении арендной платы для государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и для хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50%, создает неравные условия для арендаторов и землепользователей по признаку организационно-правовой формы юридического лица в зависимости от доли участия Чувашской Республики в уставном капитале хозяйственных обществ, не соответствует принципу запрета необоснованных предпочтений, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», нарушает установленный ФЗ «О защите конкуренции» порядок предоставления государственной преференции. Пункт 2.1 Порядка, устанавливающий случаи и периодичность одностороннего изменения размера аренной платы по требованию арендодателя, перерасчет ее путем индексации с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, не соответствует принципу экономической обоснованности, поскольку индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги не учитывает доходность земельного участка и, значит, не может быть признано экономически обоснованным. Кроме того, абз. 3 п. 2.1 Порядка противоречит Методическим основам оценки рыночной стоимости права аренды земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества РФ от 10 апреля 2003 года № 1102-р.

Представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Шумерлинский электрощит» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя административного истца.

Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованного лица Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Маркова Е.В. исковые требования не признала, пояснив суду, что оспариваемые положения Порядка в действующей на момент рассмотрения иска редакции, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованного лица Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Марковой Е.В., исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Яковлева А.Г., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу ООО «Шумерлинский электрощит» принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, по адресу: <адрес>. В отношении указанного земельного участка между ООО «Шумерлинский электрощит» и Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики договор аренды не заключался.

В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находится исковое заявление Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики к ООО «Шумерлинский электрощит» о взыскании суммы задолженности за фактическое использование земельного участка за период с 29 января 2019 года по 31 марта 2019 года в сумме 108530 руб. 18 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами. Расчет задолженности произведен соразмерно арендной плате, рассчитанной на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов».

ООО «Шумерлинский электрощит», указывая на применение в отношении общества оспариваемого Порядка, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункты 1.4 и 2.1 Порядка в виду несоответствия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кабинетом Министров Чувашской Республики 19 июня 2006 года принято постановление № 148, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Чувашской Республики и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

В силу части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемой правовой нормы, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливались соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, также устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 2 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного и положений пп. 3, 4.1 ст. 14 Закона Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики» от 30 апреля 2002 года № 13 оспариваемый акт следует считать принятым уполномоченным органом и в надлежащей форме.

Соблюдение закона при принятии данного нормативно-правового акта было предметом исследования ранее состоявшихся судебных разбирательств, которыми проверялись иные пункты оспариваемого Порядка (решение Верховного Суда Чувашской Республики от 27 мая 2016 года, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2016 года).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 сентября 2017 года № 349 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2019 года № 24 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148» внесены изменения в Порядок, в том числе п. 1.4. Указанные постановления были опубликованы соответственно в официальном органе печати - в газете «Вести Чувашии» № 36 от 16 сентября 2017 года и № 7 от 22 февраля 2019 года, в сети Интернет – 11 сентября 2017 года и 20 февраля 2019 года.

В настоящее время п. 1.4 Порядка изложен в следующей редакции:

1.4. Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 1.2, 1.3, 14, 15.1 настоящего Порядка, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.

При предоставлении земельного участка в аренду в случаях, не указанных в пунктах 1.2, 1.3, 14, 15.1 - 15.3 настоящего Порядка, при определении арендной платы за пользование земельным участком применяются корректирующие коэффициенты к размеру арендной платы, равные:

0,25 - для государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, включенных в утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики перечень крупных, экономически или социально значимых организаций в Чувашской Республике на текущий год;

0,5 - для хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов, и санаторно-курортных организаций.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 сентября 2017 года № 349 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148» внесены изменения в Порядок, в том числе п. 2.1 Указанные постановления были опубликованы соответственно в официальном органе печати - в газете «Вести Чувашии» № 48 от 3 декабря 2016 года и № 36 от 16 сентября 2017 года, в сети Интернет – 25 ноября 2016 года и 11 сентября 2017 года.

В настоящее время п. 2.1 Порядка изложен в следующей редакции:

2.1. При заключении договора аренды земельного участка в таком договоре предусматриваются случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, в таком договоре предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, не проводится.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, в таком договоре предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, не проводится.

Таким образом, при принятии постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148 и постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489, от 8 сентября 2017 года № 349, от 13 февраля 2019 года № 24 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148» соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики на принятие данных нормативных правовых актов, форма и вид, в которых Кабинет Министров вправе принимать нормативные правовые акты, процедура их принятия, правила введения их в действие, опубликования и вступления их в силу.

Проверяя соответствие оспариваемой части нормативного правового акта в действующей редакции актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации также следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

К утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в указанном Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Суд считает, что оспариваемый пункт 1.4 Порядка соответствует указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как видно из возражений Кабинета Министров Чувашской Республики на административное исковое заявление постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2019 года № 24 в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148 были внесены изменения, в том числе предусматривающие изменение редакции абзаца второго пункта («При предоставлении земельного участка в аренду в случаях, не указанных в пунктах 1.2, 1.3, 14, 15.1 - 15.3 настоящего Порядка, при определении арендной платы за пользование земельным участком применяются корректирующие коэффициенты к размеру арендной платы, равные:») и дополнение указанного пункта новыми абзацами («0,25 - для государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, включенных в утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики перечень крупных, экономически или социально значимых организаций в Чувашской Республике на текущий год; 0,5 - для хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов, и санаторно-курортных организаций.»). Принятие постановления № 24 было обусловлено целями улучшения инвестиционного климата в Чувашской Республике и дополнительной поддержки социально значимых видов деятельности и недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей.

Ответчиком представлено заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148», подготовленное Министерством экономического развития, промышленности и торговли 16 января 2018 года, и сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148».

Из заключения об оценке регулирующего воздействия следует, что проект постановления разработан в целях реализации Указа Главы Чувашской Республики от 5 ноября 2018 года № 133 «О мерах по улучшению инвестиционного климата в Чувашской Республике» и оказания дополнительной поддержки организациям, осуществляющим социально значимые виды деятельности и не допущения ухудшения состояния определенных категорий землепользователей. Проект постановления предусматривает в том числе установление размера арендной платы за земельные участки для государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет 50 и более процентов, с использованием корректирующих коэффициентов к размеру арендной платы, рассчитанной в соответствии с пунктом 1.4 Порядка. В ходе проведения ОРВ выявлено, что проект постановления затрагивает интересы порядка 20 организаций, арендующих около 60 земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, кроме того, могут быть затронуты землепользователи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Проект постановления не содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, по ограничению конкуренции.

Как следует из сводного отчета была произведена оценка регулирующего воздействия вносимых в Порядок изменений в двух вариантах и рекомендован вариант, предусматривающий внесение изменений в Порядок, в том числе введение дополнительных корректирующих коэффициентов к размеру арендной платы для государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, включенных в утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики перечень крупных, экономически или социально значимых организаций в Чувашской Республике, и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики 50 и более процентов.

В соответствии с пунктами 24, 26 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в целях применения принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности целесообразно исходить из необходимости учета интересов лиц, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также лиц, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При реализации указанного принципа рекомендуется в том числе исходить из целей, обусловленных приоритетами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации на определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, только соблюдением указанных выше принципов, не устанавливая каких-либо иных ограничений, п. 10 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы также может основываться на ставках арендной платы, а также повышающих или понижающих коэффициентах, применяемых в случаях, предусмотренных порядком определения размера арендной платы.

Таким образом, п. 1.4 Порядка, предусматривающий исчисление размера арендной платы в случаях, предусмотренных в указанном пункте, исходя из рыночной стоимости права аренды, и применение корректирующих коэффициентов к размеру арендной платы для государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, включенных в утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики перечень крупных, экономически или социально значимых организаций в Чувашской Республике на текущий год, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов, и санаторно-курортных организаций, с учетом его экономического обоснования, направленности на оказание дополнительной поддержки организациям, осуществляющим социально значимые виды деятельности, и не допущения ухудшения состояния определенных категорий землепользователей, обеспечивающий справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельных участков, соответствуют принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, экономической обоснованности и учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, не противоречит принципу необоснованных предпочтений и положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», как это указал административный истец.

Суд также приходит к выводу, что п. 2.1 Порядка соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пункт 2.1 Порядка предусматривает, что при заключении договора аренды земельного участка в таком договоре устанавливаются случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. Устанавливает, что при этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, в таком договоре предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен не проводится.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, в таком договоре предусматривается возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня среднегодового индекса потребительских цен не проводится.

Установление случаев изменения арендной платы не противоречит ст. 614 ГК РФ.

Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Оспариваемый административным истцом пункт 2.1 Порядка никаких ставок и показателей не устанавливает, а предусматривает возможность увеличения в связи с инфляционными процессами размера арендной платы, определенной в экономически обоснованном размере.

Инфляцией является повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени и, как следствие, обесценивание денежных средств в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

Применительно к Чувашской Республике в соответствии ст. 53 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» при утверждении основных характеристик республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового регионального продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).

К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесен принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, что и устанавливается оспариваемым Порядком.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Исходя из анализа названных норм, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 11 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, согласно которым при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем, вследствие чего рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, следует вывод, что само по себе изменение арендной платы на уровень инфляции не противоречит нормам федерального законодательства, поскольку призвано приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен, то есть направлено на сохранение реальной арендной платы на прежнем уровне.

То обстоятельство, что в оспариваемом п. 2.1 Порядка уровень инфляции указан как уровень среднегодового индекса потребительских цен не свидетельствует о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку инфляция измеряется показателем индекса потребительских цен и соответственно значения индекса потребительских цен и уровня инфляции идентичны.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административный истец не доказал нарушения своих прав и законных интересов (о нарушении которых им в административном исковом заявлении также не было указано) оспариваемым им нормативным правовым актом и оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «Шумерлинский элетрощит» не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Шумерлинский электрощит» к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующими пункты 1.4 и 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составлено 30 октября 2019 года.

Судья