ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-120/20 от 08.10.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-120/2020

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 октября 2020 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретарях А.С.Наседкиной, Е.А.Безуглой,

с участием прокурора Л.Н.Сырчиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» о признании недействующими в части постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 «Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы» и постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/5 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год», о возмещение судебных расходов,

у с т а н о в и л:

АО «Оборонэнерго» обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия двух нормативных правовых актов - постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 «Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы» в части установления на 2020 год необходимой валовой выручки (первая строка приложения № 1) и в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на 2020 года (приложение № 3); и постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/5 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год» в части учтенной при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» (вторая строка второй части таблицы «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год»).

Административный истец считает, что оспариваемые нормативные правовые акта не соответствуют положениям части 1 статьи 6 и части 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», пунктам 18, 24, 25, 26, 29 Основ ценообразования в сфере регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», поскольку размер необходимой валовой выручки и индивидуальный тариф рассчитаны с нарушением принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики. Так, при определении НВВ необоснованно не были включены или уменьшены заявленные суммы расходов по статьям затрат: «Аварийно-страховой запас», «МПЗ на ремонт спецтехники, автотранспорта и административных зданий», «Ремонт основных средств, объектов ЭСХ». Необоснованное занижение размера НВВ повлекло за собой и установление в меньшем размере индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на 2020 год. Такие действия административного ответчика нарушают права общества на установление экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение 2020 года на территории Хабаровского края.

Обязанность создавать аварийно-страховой запас предусмотрена статьей 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 3 и 4 постановления Правительства РФ от 10.11.1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом Минэнерго России от 19.06.20003 года № 229 «Об утверждении правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации». Министерством энергетики РФ ежегодно, в соответствии с Порядком оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 года № 543, производиться оценка готовности электроэнергетики к работе в отопительный сезон, в том числе по направлению «Противоаварийная и аварийно-восстановительная деятельность», целью которой является предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей электрической энергией при функционировании объектов электроэнергетики. АО «Оборонэнерго» в 2018 и 2020 года принято решение о формировании аварийного страхового запаса и резерва материальных ресурсов на 2018, 2019 и 2020 годы для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в филиале «Дальневосточный». Расчет потребности в материалах на пополнение аварийно-страхового запаса был представлен, нормативы запаса материалов обоснованы. Не включая в НВВ на 2020 год затраты на формирование аварийно-страхового запаса в размере 14 892,21 рублей, комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее по тексту – Комитет по ценам и тарифам) исходил из того, что данные расходы были учтены при установлении долгосрочных тарифов на 2015-2019 годы, и предложил АО «Оборонэнерго» производить восполнение этих запасов за счет материальных ресурсов, выделяемых на ремонт сетей. При этом не было учтено, что расходы на ремонт сетей определяются планом-графиком ремонта и не предусматривают расходы на формирование аварийно-страхового запаса, который должен иметь неснижаемый запас материалов.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя и расходы на топливо, расходы на сырье и материалы, а также расходы на ремонт основных средств. Уменьшая размер материально-производственных затрат (МПЗ) на ремонт спецтехники и автотранспорта в составе НВВ до 2 303,35 тыс. рублей, Комитет по ценам и тарифам принял за основу фактические данные по расходам за 9 месяцев 2019 года. В составе основных средств на балансе АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» находится 71 единица автотранспортных средств. Расчет расходов на техническое обслуживание автотранспорта (приобретение моторного масла, запасных частей и прочих материалов) и на приобретение автомашин в размере 3 043,92 тыс. рублей был произведен на 2020 год с учетом рекомендаций завода-изготовителя о сроках эксплуатации транспортных средств и запасных частей, что соответствует пункту 16 Основ ценообразования. Произвольное снижение размера этих расходов не соответствует закону.

Административный истец считает, что при определении размера НВВ на 2020 год необоснованно были исключены затраты, связанные с необходимостью проведения ремонта кровли административного здания РЭС «Хабаровский». Эти расходы в размере 3 986,71 тыс. рублей рассчитаны в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, подтверждены документами (сметой, дефектной ведомостью), поэтому подлежали включению в состав НВВ.

В соответствии с пунктом 28.10 Основ ценообразования в состав расходов включаются расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики, к которым относятся и установление охранных зон объектов электро-сетевого хозяйства (далее по тексту ЭСХ). Предписанием Ростехнадзора от 01.09.2014 года № 800-р-07/175 на АО «Оборонэнерго» возложена обязанность установить охранные зоны объектов ЭСХ. Для выполнения этого требования необходимо произвести кадастровые работы по изготовлению карты (плана) объекта землеустройства (охранной зоны). Общая сумма расходов по установлению охранных зон на 118 объектов энерго-сетевого хозяйства составит, согласно договору, 129,65 тыс. рублей, из которых на период 2020-2024 годы приходиться 12 446,06 тыс. рублей. К включению в состав НВВ на 2020 год была заявлена сумма в размере 2 489,21 тыс. рублей, которая не была включена Комитетом по ценам и тарифам со ссылкой на необоснованность этих затрат. Полагает, что имелась возможность определить экономически обоснованный объем этих расходов в ином размере, исходя из положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования.

Административный истец просит возложить на Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края обязанность принять новые нормативные акты, изменяющие содержание оспариваемых положений. Также просит взыскать с административного ответчика уплаченную за подачу административного искового заявления государственную пошлину.

Определением судьи Хабаровского краевого суда от 12.08.2020 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо АО «Дальневосточная распределительная компания».

В судебном заседании представители АО «Оборонэнерго» Луцай Е.И. (доверенность от 19.08.2020 года сроком действия по 31.12.2021 года) и Семерякова Н.В. (доверенность от 18.08.2020 года сроком действия по 31.12.2021 года) просили заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионова М.Н. (доверенность от 19.08.2020 года сроком действия по 31.12.2020 года) просил в удовлетворении требований АО «Оборонэнерго» отказать. В своих возражениях административный ответчик сослался на то, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров, расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующий орган рассчитывает НВВ на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования, на основе анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде и подтвержденных расходов. Критерии экономической обоснованности тех или иных видов расходов определены пунктами 16-34 Основ ценообразования. При этом обязанность по предоставлению обоснования затрат, предлагаемых к включению в тариф, возложена на организацию, осуществляющую регулируемую деятельность. Представленные АО «Оборонэнерго» документы в подтверждение заявленных к включению в НВВ расходов по статьям: аварийно-страховой запас, МПЗ на ремонт спецтехники и автотранспорта, услуги подрядчиков по ремонту объектов электро-сетевого хозяйства и административного здания, установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства, не соответствовали требованиям, предъявляемым к этим документам Основами ценообразования, Законом о бухгалтерском учете. Поэтому регулирующий орган не принял представленный АО «Оборонэнерго» расчет НВВ.

Представитель заинтересованного лица АО «Дальневосточная распределительная компания» Дружинина Д.А. (доверенность от 19.11.2020 года сроком действия по 31.12.2021 года) просила учесть, что размер установленных постановлением Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 индивидуальных цен (тарифов) влияет на размер котловых тарифов, установленных для поставляемой потребителям АО «Дальневосточная распределительная компания» электроэнергии, поэтому общество является заинтересованным в исходе дела лицом. Мнение об обоснованности заявленных административным истцом требований представители заинтересованного лица не выразили, указав, что полагаются на решение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, показания свидетелей ФИО1 (начальник отдела регулирования тарифов на услуги в ТЭК), ФИО2 (первый заместитель председателя комитета по ценам и тарифам по вопросам тарифного регулирования в ТЭК), ФИО3 (начальник производственно-эксплуатационной службы филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго»), заключение прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Сырчиной Л.Н., считающего требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные сторонами письменные доказательства и материалы дела, дав оценку доводам административного искового заявления, отзыва административного ответчика на административное исковое заявление, суд пришел к выводам.

В соответствии с уставом АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства. На территории Хабаровского края указанный вид деятельности осуществляет одно из обособленных подразделений организации - филиал «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго».

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 установлены: -необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) для акционерного общества "Оборонэнерго" (филиал "Дальневосточный") на долгосрочный период регулирования с 01.01.2020 по 31.12.2024 (приложение 1); -долгосрочные параметры регулирования для акционерного общества "Оборонэнерго" (филиал "Дальневосточный"), в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, с 01.01.2020 по 31.12.2024 (приложение 2); -индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям акционерного общества "Оборонэнерго" (филиал "Дальневосточный") для взаиморасчетов с акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") с календарной разбивкой согласно приложению 3 к настоящему постановлению. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии действуют с 01.01.2020 года по 31.12.2024 года.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/5 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края, поставляемой прочим потребителям на 2020 год с календарной разбивкой (приложение 1), которые действуют с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года.

Постановления опубликованы 30.12.2019 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту - Правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 года № 98-э (далее по тексту - Методические указания).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункт 63 Основ ценообразования).

В статье 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» указано, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 года № 142-пр утверждено Положение о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, который является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования, и осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям в соответствии с действующим законодательством (пункты 4.1.1, 4.1.2 Положения).

Законом Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" определено, что нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, вступают в силу после их официального опубликования, в том числе на официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).

Проанализировав вышеприведенные нормы во взаимосвязи с положениями Устава Хабаровского края, оценив представленные в материалы дела доказательства (постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 и от 27.12.2019 года № 46/5, протокол заседания правления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 46 от 27.12.2019 года), суд пришел к выводу, что оспариваемые постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края являются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Хабаровского края, приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. При их принятии соблюдены требования законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре их принятия и правилам введения в действие. Постановления вступили в силу в установленном законодательством порядке, на день подачи административного иска в суд являются действующими нормативными правовыми актами и применяются в отношение АО «Оборонэнерго».

По этим основаниям постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 и от 27.12.2019 года № 46/5 административным истцом не оспариваются.

Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил.

Цены (тарифы) в электроэнергетике - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (статья 3 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Согласно статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования цен.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункты 12, 19, 22 Правил государственного регулирования).

АО «Оборонэнерго» обратилось 30.04.2019 года в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением, в котором просило установить для филиала «Дальневосточный» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы с календарной разбивкой: величину необходимой валовой выручки и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям филиала «Дальневосточный» на территории Хабаровского края.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 «Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы» установлена необходимая валовая выручку (без учета оплаты потерь) для акционерного общества «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») на долгосрочный период регулирования с 01.01.2020 года по 31.12.2024 года, в том числе на 2020 год в размере 346354,87 тыс. рублей (пункт 1, первая строка приложения 1 к постановлению).

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/5 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края, поставляемой прочим потребителям на 2020 год с календарной разбивкой (приложение 1 к постановлению), которые действуют с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года. При утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Хабаровском крае была учтена необходимая валовая выручка (далее по тексту НВВ) сетевых организаций без учета оплаты потерь, в том числе АО "Оборонэнерго" филиал «Дальневосточный» в размере 346 354,87 тыс. рублей (вторая строка второй части таблицы «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 года» (приложение 1).

Постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 и № 46/5 приняты на основании экспертного заключения о проведении экономической экспертизы предложения об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности),установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») для взаиморасчетов с АО «Дальневосточная распределительная компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Оспаривая указанные нормативные правовые акты, АО «Оборонэнерго» ссылается на то, что комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее по тексту Комитет, Комитет по ценам и тарифам) при расчете необходимой валовой выручки (НВВ) неправомерно исключил/снизил экономически обоснованные затраты по следующим статьям расходов: «аварийно-страховой запас», «материально-производственные затраты (МПЗ) на ремонт спецтехники и автотранспорта», «услуги подрядчика по ремонту объектов энерго-сетевого хозяйства», «услуги подрядчика по ремонту административного здания», «установление охранных зон для объектов энерго-сетевого хозяйства».

Из положений пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Одним из основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) является учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

В пункте 12 Основ ценообразования указаны методы регулирования цен (тарифов), которыми является, в том числе, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): -установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; -расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; -рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; -рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).

При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).

Системное толкование положений пунктов 29, 31 Основ ценообразования и пункта 17 Правил государственного регулирования, позволяет сделать вывод, что в сфере тарифного регулирования предусмотрен последовательный порядок применения информации о ценах. В случае невозможности использования установленный источников информации и при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов орган регулирования использует при расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, предоставляемых регулируемой организацией о своей деятельности. Таким образом, при расчете тарифов регулирующий орган включает необходимые для осуществления регулируемой деятельности затраты, размер и объем которых установлен законодательством, а также иные документально подтвержденные расходы.

Обосновывающие материалы обязана предоставлять регулируемая организация. При этом их недостаточность и неоднозначность не является препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, и не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов от источников, перечень которых приведён в пункте 29 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.

Исход из положений пункта 7 Основ ценообразования, регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: -расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; -учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

В случае непредставления организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, обосновывающих материалов (бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования; документов, подтверждающих осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, обосновывающие материалы), регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении этой организации на основании результатов проверки её хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (тарифов) - пункт 24 Правил государственного регулирования.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на топливо, расходы на сырье и материалы, а также расходы на ремонт основных средств.

При определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые Министерством энергетики РФ (пункт 25 Основ ценообразования).

В состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются: расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ; расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг; расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 28 Основ ценообразования).

Как следует из представленных сторонами документов (данных о фактической деятельности и фактических расходах АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» за 2018 и 2019 год, экспертных заключений об установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы и на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы) при формировании тарифа на долгосрочный период 2020-2024 года АО «Оборонэнерго» просило включить для филиала «Дальневосточный» в НВВ на 2020 год расходы на создание аварийного и резервного запаса материалов в сумме 34 356,75 тыс. рублей (в том числе: на создание аварийно-страхового запаса - 14 892,21 тыс. рублей, на резервный запас -19 464 тыс. рублей).

Регулирующим органом расходы на создание аварийно-страхового запаса в размере 14 892,21 тыс. рублей в НВВ на 2020 год не включены. Отказ мотивирован тем, что в 2011 году аварийно-страховой запас обществом был сформирован, и его пополнение в дальнейшем должно производиться за счет материальных ресурсов, выделяемых на ремонт электрических сетей, расходы на которые учтены в составе НВВ на 2020 год. Учтенные в составе НВВ на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годов расходы на формирование аварийно-страхового запаса полностью обществом не использованы.

Исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики», утвержденных приказом Минэнерго России от 25.10.2017 года № 1013, состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальными нормативными актами на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации (пункт 42). Субъекты электроэнергетики должны осуществлять: планирование номенклатуры и объемов аварийного запаса; приобретение и обеспечение условий хранения аварийного запаса; использование, пополнение и обновление аварийного запаса (пункт 43).

Нормы аварийного страхового запаса основных материалов, запасных частей и изделий для воздушных линий электропередачи 0,38 - 20 кВ. (НР 34-00-095-86), утвержденные Министерством энергетики и электрификации СССР 04.03.1986 года (действующие по настоящее время), определяют, что аварийный запас должен создаваться и пополняться из централизованных поступлений материальных ресурсов, выделяемых на ремонтно-эксплуатационные нужды электрических сетей 0,38 - 20 кВ, а финансироваться за счет оборотных средств (подпункт 2.1). Аварийный страховой запас должен быть неснижаемым, а после его расходования (полного или частичного) он должен пополняться до нормативного объема из первого поступления материальных ресурсов в предприятиях электрических сетей, а также из числа восстановленных после ремонта элементов демонтированных изделий при условии их полной исправности, устанавливаемой в результате квалификационного обследования, контрольных измерений или испытаний (пункты 3.2 – 3.3).

Оборотными средствами являются активы организации, которые потребляются в течение одного производственного цикла. Оборотные средства включают денежные средства, материалы, сырье, топливо, полуфабрикаты, запчасти и другие виды активов.

Исходя из положений пункта 12 Основ ценообразования, Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 года № 98-э и приказом ФСТ России от 18.03.2015 года № 421-э, при установлении НВВ расходы по такой статье, как формирование (пополнение) аварийно-страхового запаса, отдельному учету не подлежат. Учитывая, что аварийно-страховой запас формируется и пополняется за счет оборотных средств, то необходимые для него расходы подлежат учету при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования по статье затрат – сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования.

Исследованные в ходе судебного разбирательства письменные доказательства (материалы тарифного дела, экспертные заключения), объяснения сторон и показания свидетелей, подтверждают, что на долгосрочный период регулирования 2015-2019 года АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») в состав НВВ были включены расходы на создание (пополнение) аварийно-страхового запаса в общей сумме 2 890,29 тыс. рублей (по 542,61 тыс. рублей на каждый год долгосрочного периода регулирования). Размер этих расходов был определен регулируемым органом в соответствии с представленными обществом расчетами.

В АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») в 2011 году был сформирован аварийно-страховой запас в соответствии с установленными нормативами, который в течение 2015-2016 годов пополнялся. При этом на эти цели общество тратило меньше средств, чем было учтено на них в составе НВВ на каждый год долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годы. В течение 2017-2019 годов расходы на пополнение аварийно-страхового запаса АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») вообще не несло.

Представленные АО «Оборонэнерго» отчеты подтверждают, что в 2017- 2019 годах плановые значения уровня надежности оказываемых услуг по передаче электрической энергии достигнуты, аварийность электросетевого хозяйства не повысилась.

В состав НВВ на 2020 года АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») просило включить расходы на создание (пополнение) аварийно-страхового запаса в размере 14 892,21 тыс. рублей, при этом представило расчет этих расходы на 15 354,48 тыс. рублей. Заявленная сумма в 27 раз превышает ежегодные расходы на эти цели в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и такая существенная разница заявителем не мотивирована.

Исходя из положений «НР 34-00-095-86. Нормы аварийного страхового запаса основных материалов, запасных частей и изделий для воздушных линий электропередачи 0,38 – 20 кВ» и «Норм аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления линий электропередачи напряжением 0,4 – 35 кВ», утвержденных Министерством энергетики и электрификации СССР 05.08.1977 года, нуждаемость в пополнении АСЗ, объем и ассортиментный перечень материалов и оборудования определяется непосредственно регулируемой организацией, исходя из мощности оборудования подстанций и токовых нагрузках в ЛЭП.

Представленные АО «Оборонэнерго» приказы о создании аварийно-страхового запаса от 04.06.2018 года № 147 и от 12.12.2018 года № 288, прайсы о ценах на материалы, противоречат понятию и природе аварийно-страхового запаса и не объясняют причину не пополнения авариной-страхового запаса в течение долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годов. Эти документы не подтверждают, что сформированный в 2011 году и пополняемый до 2017 года аварийно-страховой запас полностью использован по состоянию на 2019 год и вновь нуждается в формировании. Эти документы также не подтверждают необходимость увеличения в 27 раз расходов на пополнение аварийно-страхового запаса в 2020 году по сравнению с предыдущим периодом долгосрочного регулирования.

Позиция административного истца, что в новый период регулирования необходимо создавать новый аварийно-страховой запас, противоречит положениям пункта 11 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 года № 98-э.

Суд соглашается с доводами административного ответчика, что созданный аварийно-страховой запас должен пополняться за счет материальных ресурсов, выделяемых на ремонтно-эксплуатационные нужды электрических сетей, а финансироваться за счет оборотных средств, так как это согласуется с положениями «НР 34-00-095-86. Нормы аварийного страхового запаса основных материалов, запасных частей и изделий для воздушных линий электропередачи 0,38 – 20 кВ», утвержденных Министерством энергетики и электрификации СССР 04.03.1986 года. Расходы на материалы для ремонта сетей и оборудования регулирующий орган учел в составе НВВ на 2020 год в размере 10 302,49 тыс. рублей – на уровне предложений АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный»).

Дав оценку установленным обстоятельствам, и учитывая положения пунктов 7 и 12 Основ ценообразования, суд считает, что заявленные АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») расходы на аварийно-страховой запас в размере 14 892,21 тыс. рублей обоснованно не учтены регулирующим органом при расчете НВВ на 2020 год, так как они не отвечают принципу экономической обоснованности расходов. Учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы расходы на аварийно-страховой запас АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») в течение 2017-2019 года фактически не несло. Аварийность электросетевого имущества в 2017-2019 годах, по сравнению с предыдущими периодами, не повысилась, объем электро-сетевого хозяйства значительно не увеличился. Документы, подтверждающие нуждаемость в пополнении аварийно-страхового запаса, объем и ассортиментный перечень материалов и оборудования АО «Оборонэнерго» не предоставило, поэтому Комитет по ценам и тарифам был лишен возможности определить экономически обоснованный объем указанных расходов.

Ссылка заявителя на применение при разрешение вопроса о расходах на формирование аварийно-страхового запаса Правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 года № 543, является несостоятельной. Указанные Правила применяются для проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше. АО «Оборонэнерго», как следует из представленных им документов, владеет объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 35 кВ.

АО «Оборонэнерго» просило при формировании тарифа на долгосрочный период включить в НВВ на 2020 года расходы на МПЗ для автотранспорта (запчасти) в размере 3 043,92 тыс. рублей. В судебном заседании административный истец указал, что сумма этих расходов рассчитана с учетом наличия в пользовании общества 71 единицы автотранспортных средств, необходимой потребности в приобретении автошин, моторного масла, запасных частей и прочих материалов для технического обслуживания автотранспорта.

Фактические расходы по статье - МПЗ для автотранспорта (запчасти), у АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» за 9 месяцев 2019 года составили 1 677,20 тыс. рублей, за 2018 год – 1 573,15 тыс. рублей.

Регулирующим органом расходы на МПЗ для автотранспорта (запчасти) в НВВ на 2020 год учтены в размере 2 303,35 тыс. рублей, исходя из анализа фактических расходов за 9 месяцев 2019 года с их индексацией на 103,0%.

Исследованные судом материалы тарифного дела, содержание экспертного заключения, показания свидетелей и объяснения сторон, свидетельствуют, что в обоснование заявленных расходов МПЗ для автотранспорта (запчасти) АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») представило документы: расчет транспортного налога филиала «Дальневосточный» в границах Хабаровского края на 38 транспортных средств; договор № 35-2018 об организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (на территории Хабаровского края находится 38 транспортных средств, подлежащих страхованию); расчет расходов МПЗ на ремонт автотранспорта и спецтехники филиала «Дальневосточный» на сумму 3 043,92 тыс. рублей; счет на оплату от 25.03.2019 года № 314 с ООО «КГЗ» без заключенного договора; договоры от 07.02.2019 года № 06 ДЛВ-2019 с ООО «ДВТК», от 21.01.2019 года № 01-ДЛВ-2019 с ООО «МКСМ» (которые, исходя из фактических данных, были исполнены административным истцом частично, хотя срок их исполнения истек до 01.03.2019 года).

Документы, подтверждающие, что АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») использует для осуществления своей деятельности на территории Хабаровского края 71 единицу транспортных средств, отсутствуют (не были представлены в регулирующих орган и в суд). Расчет затрат на 2020 год на сумму 3 043,92 тыс. рублей не конкретизирован: не указано какое количество транспортных средств учитывалось при его составлении; не указано, какой срок эксплуатации (годности) имеют запасные части и материалы, и на каком количестве транспортных средств они подлежат замене; какое количество и на какие транспортные средства были приобретены автошины, масла. Сведения о рекомендациях по обслуживанию транспортных средств завода изготовителя, о сроках эксплуатации запасных частей и расходных материалов не представлены, факт покупки шин для конкретных транспортных средств не подтвержден.

Дав оценку установленным обстоятельствам с учетом положений пунктов 7 и 12 Основ ценообразования, суд считает, что заявленные АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») расходы на МПЗ на ремонт спецтехники и автотранспорта в размере 3 043, 92 тыс. рублей обоснованно не учтены регулирующим органом при расчете НВВ на 2020 год, так как они не отвечают принципу экономической обоснованности расходов, являются немотивированно завышены (рассчитаны на 71 транспортное средство при наличии в пользовании на территории Хабаровского кая 38 транспортных средств).

АО «Оборонэнерго» просило при формировании тарифа на долгосрочный период включить в НВВ на 2020 года расходы на оплату услуг подрядчиков по ремонту объектов электро-сетевого хозяйства в размере 12 229,05 тыс. рублей.

Согласно отчетам административного истца фактические расходы АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» по указанной статье расходов составили в 2018 году 1 687,88 тыс. рублей, за девять месяцев 2019 года – 5 880,932 тыс. рублей.

Комитетом по ценам и тарифам в составе НВВ на 2020 год были учтены расходы в размере 8 076,48 тыс. рублей, исходя из анализа фактических данных за 9 месяцев 2019 года с учетом инфляции 103,0 % (метод долгосрочной индексации НВВ – п. 11 Методических указаний).

Также АО «Оборонэнерго» просило включить по филиалу «Дальневосточный» в НВВ на 2020 год запланированные расходы на ремонт административного здания в размере 9 986,71 тыс. рублей, который будет проведен подрядным способом. Эти затраты регулирующим органом в составе НВВ на 2020 год не учтены.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики РФ.

Исходя из положений пункта 16 Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: -наименование документа; -дата составления документа; -наименование экономического субъекта, составившего документ; -содержание факта хозяйственной жизни; -наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; -подписи полномочных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Материалы тарифного дела и объяснения административного истца подтверждают, что в обоснование и подтверждение затрат на оплату услуг подрядчика по ремонту административного здания заявитель представил: локально-сметный расчет, в котором не указана дата его утверждения руководителем общества (филиала); дефектную ведомость, которая не утверждена главным инженером (хотя утверждение этого документа данным должностным лицом необходимо в соответствии с формой первичных учетных документов этого экономического субъекта). Договоры подряда на выполнение работ по ремонту административного здания не заключены. Документы, свидетельствующие об объявлении торгов на право заключить такой договор, отсутствуют.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.06.2003 года № 229, объем технического обслуживания и планового ремонта электро-сетевого хозяйства должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков (пункт 1.6.3). Периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и нормативно-техническими документами на ремонт данного вида оборудования (пункт 1.6.4).

В обоснование расходов на оплату услуг подрядчиков по ремонту объектов электро-сетевого хозяйства АО «Оборонэнерго» представило программу ремонта и график выполнения программы ремонта, которые не утверждены руководителем предприятия (филиала, - отсутствует дата утверждения документа).

Дефектные ведомости и дефектные акты об определении характера и объема ремонтных работ объектов электро-сетевого хозяйства не утверждены главным инженером филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» (хотя утверждение этих документов данным должностным лицом необходимо в соответствии с формой первичных учетных документов этого экономического субъекта).

Согласно представленным в регулирующий орган документам и объяснениям административного истца, выполнение ремонтных работ объектов электро-сетевого хозяйства в 2020 году запланировано подрядным способом, путем заключения договоров с организациями на проведение регламентных работ. Заявителем, в подтверждение обоснованности указанных расходов представлены договоры подряда, в которых отсутствуют сведения о подрядчике, о цене договора, о проведении торгов для заключения этих сделок, договоры не подписаны подрядчиком.

Оценивая документы, которыми АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») обосновывает затраты на услуги подрядчиков по ремонту административного здания и объектов электро-сетевого хозяйства, суд приходит к выводу, что они не соответствуют требованиям, установленным статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», которым должны соответствовать первичные учетные документы. Иные документы, перечень которых приведен в пункте 29 Основ ценообразования, заявитель не представил. Определить фактические значения расходов (цен) с использованием официальной статистической информации или с учетом рыночных цен регулирующему органу не представлялось возможным, так как он не располагал перечнем сетей и оборудования, подлежащих ремонту, и утвержденным объёмом необходимых работ.

При таком положении включение при расчете НВВ на 2020 год затраты на услуги подрядчиков по ремонту объектов электросетевого хозяйства в размере фактических расходов объекта регулирования с учетом индексации, соответствует положениям пункта 7 Основ ценообразования, пунктов 12, 22 Правил государственного регулирования, пункта 11 Методических указаний.

Суд также считает, что Комитет по ценам и тарифам обоснованно не включил в НВВ на 2020 года расходы по оплате услуг подрядчиков по ремонту административного здания, так как административный истец свою обязанность по представлению документов, отвечающих требованиям пункта 29 Основ ценообразования, в подтверждение обоснованности этих расходов не представил, а регулирующий орган самостоятельно определить размер этих расходов объективно не имел возможности.

Довод административного истца, что дефектные ведомости и дефектные акты подписаны членами комиссии, что является достаточным для придания этим документам легитимности, суд признает несостоятельным и не принимает во внимание. АО «Оборонэнерго» установило форму первичных учетных документов, к которым относятся дефектные ведомости и дефектные акты. Согласно этой форме, указанные документы должны утверждаться только главным инженером филиала либо лицом, исполняющим его обязанности. Иные лица (группа лиц – члены комиссии) такими полномочиями не наделены.

АО «Оборонэнерго» просило включить по филиалу «Дальневосточный» в НВВ на 2020 год запланированные расходы на установление охранных зон объектов электро-сетевого хозяйства в размере 2 489,21 тыс. рублей. Эти затраты регулирующим органом учтены не были.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) является зоной с особыми условиями использования территорий. В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков (пункт 3 статьи 105, часть 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ).

Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Сведения о границах охранной зоны должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Указанные Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления - до 17.03.2009 год.

Согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 – до 17.03.2009 год, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется. Сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до 17.03.2009 года, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании до 1 января 2015 года (пункт 3 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 года № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства»).

Федеральным законом от 13.07.2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории продлен до 1 января 2022 года (часть 2 статьи 5).

Для подготовки документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета охранных зон (ограничений использования земельных участков) сведения о координатах характерных точек границ охранной зоны и входящих в её состав земельных участков, нужно выполнить кадастровые работы. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер (пункты 4, 4.1, 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Представленные АО «Оборонэнерго» документы подтверждают, что на территории Хабаровского края филиал «Дальневосточный» осуществляет регулируемую деятельность с 2011 года. Установленная законом обязанность по внесению сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства в государственный кадастр недвижимости до настоящего времени им не исполнена. Ранее расходы по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства на долгосрочный период регулирования административным истцом не были заявлены, и в структуру НВВ на долгосрочный период регулирования регулирующим органом не включались.

За предыдущий период долгосрочного регулирования 2015-2019 годы фактические расходы по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» составили 0,0 рублей.

Материалы тарифного дела и объяснения административного истца свидетельствуют, что регулирующему органу документы, соответствующие требованиям пункта 29 Основ ценообразования и статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в подтверждение затрат на установление охранных зон в 2020 году, не были представлены. Определить фактические значения таких расходов (цен) с использованием официальной статистической информации и с учетом рыночных цен регулирующему органу не представлялось возможным так как: договоры на оказание услуг кадастрового инженера подлежат заключение только по результатам торгов; отсутствовали сведения об объектах, в отношение которых в 2020 году планируется провести работы по установлению охранных зон; отсутствовали сведения об объектах, в отношение которых охранные зоны были установлены в 2018-2019 годах и ранее.

Ссылка административного истца на договор об оказании услуг по установлению охранных зон № 060-18/37 от 08.11.2017 года на территории г.Хабаровска, который был заключен на общую сумму 129,65 тыс. рублей, признается судом несостоятельной, так как такой договор регулирующему органу не предоставлялся в ходе проведения тарифной компании. Доказательства, подтверждающие, что этот договор обществом был исполнен, отсутствуют. Фактические затраты общества, согласно представленным отчетам, по данной статье расходов в 2018 году составили 0,0 рублей.

Учитывая, что в соответствии с пунктами 12-31 Основ ценообразования и пунктом 17 Правил регулирования, в расчет цен (тарифов) в электроэнергетике подлежат включению только те расходы регулируемой организации, которые подтверждены соответствующими установленным требованиям документами, и обязанность по экономическому обоснованию исходных данных для расчета тарифов возложена на регулируемую организацию, суд считает, что Комитет по ценам и тарифам обоснованно отказал АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») включить в НВВ заваленные им расходы – на оплату услуг подрядчика по ремонту административного здания в размере 3 986,71 тыс. рублей, на установление охранных зон объектов электро-сетевого хозяйства в размере 2 489,21 тыс. рублей, и частично (в размере фактических затрат с учетом индексации) включил МПЗ на ремонт спецтехники и автотранспорта. Позиция административного ответчика мотивированно изложена в экспертном заключении и письменных возражениях, подтверждается материалами судебного дела и дела об установлении тарифов.

Примененный органом регулирования подход к определению расчетной величины НВВ соответствует пункту 7 Основ ценообразования, согласно которому органы регулирования принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов регулируемых организаций, а также обеспечивает принцип достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения тарифов на данный вид ресурса.

Положения пункта 9 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 года № 98-э, согласно которым в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования, предоставляет АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный» обратиться в регулирующий орган с заявлением о корректировке НВВ на очередной календарный год периода долгосрочного регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Довод административного истца, что регулирующий орган должен был запросить необходимые документы для проверки представленных расчетов о составе расходов, подлежащих включению в НВВ, суд признает несостоятельным и не принимает во внимание.

В соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а регулируемые организации представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

При непредставлении организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами государственного регулирования, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 24 Правил).

Таким образом, АО «Оборонэнерго» должно было на момент принятия Комитетом по ценам и тарифам решения об установлении показаний НВВ предоставить соответствующие документы, которые бы подтверждали обоснованность включения требуемого уровня расходов на оспариваемые статьи расходов. Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью сетевой организации.

Следует отметить, что АО «Оборонэнерго», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Вопреки доводам административного истца Правилами государственного регулирования не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы. Пунктом 19 Правил государственного регулирования установлено, что запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом в случае такой необходимости. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности, в случае иной оценки этой категории другим лицом.

Отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа. Согласно пункту 24 Правил государственного регушлирования в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (тарифов).

Оспаривая постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 «Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы» в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на 2020 года (приложение № 3), административный истец считает, что регулирующим органом занижены значения НВВ, что повлекло за собой необоснованное снижение размера индивидуального тарифа.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии (долгосрочные тарифы), рассчитываемые с применением Методических указаний, устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями (пункты 5, 6 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 года № 98-э).

В ходе судебного разбирательства оснований для вывода о неверном определении НВВ на 2020 год - первый год долгосрочного периода регулирования, не установлено. Расчет НВВ для АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») на 2020 год признан судом правильным. Поэтому оснований признавать неверным размер установленных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на 2020 года у суда не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 и от 27.12.2019 года № 46/5 приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию, не нарушает права АО "Оборонэнерго", поэтому оснований к их отмене не имеется.

Исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http//laws.khv.gov.ru.

Исходя из положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, требования административного истца о взыскании судебных расходов – уплаченной при подаче административного искового заявления в суд государственной пошлины в размере 9 000 рублей, также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Акционерному обществу «Оборонэнерго» в удовлетворении административного иска о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/10 «Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы», в части установления на 2020 год необходимой валовой выручки (первая строка приложения № 1) и в части установления размера индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на 2020 года (приложение № 3), отказать.

Акционерному обществу «Оборонэнерго» в удовлетворении административного иска о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 года № 46/5 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год», в части учтенной при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» (вторая строка второй части таблицы «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2020 год»), отказать.

Акционерному обществу «Оборонэнерго» в удовлетворении требований о возмещение судебных расходов, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 16 октября 2020 года.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская