Дело № 3а-120/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 21 июля 2020 г.
Курганский областной суд в составе председательствующего судьи судебной коллегии по административным делам Менщикова С.Н.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
установил:
ФИО1 3 июля 2020 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска ФИО1 указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1392+/-13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость данного земельного участка, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, составляет 897 380,64 руб.
Согласно отчету оценщика - индивидуального предпринимателя ФИО2 от 11 марта 2020 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 6 октября 2011 г. составила 354 000 руб.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, а именно в размере 354000 руб.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление организации почтовой связи о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований не возражал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности, возникшем на основании договора купли-продажи от 1 февраля 2018 г., принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под трамвайные, автобусные, троллейбусные парки, площадью 1392+/-13 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 13 июля 2020 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:040105:88, составляет 897 380,64 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Принадлежащий на праве собственности истцу земельный участок с кадастровым номером № в перечень объектов, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2010 г. была утверждена указанным нормативным правовым актом, не вошел.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Вместе с тем, как следует из содержания представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области сведений и документов, объект недвижимости с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет после 1 января 2010 г. – 6 октября 2011 г.
Актом Управления Росреестра по Курганской области б/н от 31 января 2012 г. определена кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером № после актуализации сведений в размере 897380,64 руб.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, как вновь образованного и поставленного на государственный кадастровый учет после 1 января 2010 г. (6 октября 2011 г.), в силу вышеприведенных положений закона может быть определена именно на эту дату – 6 октября 2011 г. вне зависимости от актуализации сведений о данном земельном участке.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету индивидуального предпринимателя ФИО2 от 11 марта 2020 г. № № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 6 октября 2011 г. составляла 354 000 руб., что значительно меньше кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной актом определения кадастровой стоимости земельных участков б/н от 31 января 2012 г. Управления Росреестра по Курганской области.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком на правильную дату оценки – дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит установлению кадастровая стоимость объекта оценки.
Достоверность выводов указанного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных ФИО1 требований, представителями государственных органов власти и местного самоуправления суду представлено не было (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении по состоянию на 6 октября 2011 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету индивидуального предпринимателя ФИО2 от 11 марта 2020 г. № №, в сумме 354 000 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, обратившегося в суд 3 июля 2020 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1392+/-13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под трамвайные, автобусные, троллейбусные парки, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 354 000 (триста пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья С.Н. Менщиков