УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2022 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-120/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесресурс» к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Лесресурс» (далее по тексту – ООО «Лесресурс»), действуя через своего представителя по доверенности ФИО6, обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований указывает, что является собственником земельных участков:
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (промышленная база (железнодорожный тупик № 45, подкрановые пути к железнодорожному тупику № 45, проходной путь № 1, площадка № 1 для хранения толстомерного сырья, железнодорожный тупик № 43, погрузочная эстакада, подкрановые пути к железнодорожному тупику № 43, административно-бытовой корпус со встроенной столовой, центральный склад, окорочное отделение, оздоровительный комплекс № 1, резервуар воды пожарного назначения, цех производства пиломатериалов, станция сбора отходов, (цех № 1), закрытая стоянка на 19 автомашин, рубильно-сортировочная станция, сушильный комплекс с навесами, цех доработки пиломатериалов с бытовыми помещениями, склад готовой продукции, котельная), для размещения промышленных объектов, площадью 92 236 (+/-212,59) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 24 796 726,24 руб., по состоянию на 01.01.2020;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов промышленности (площадка для хранения круглых лесоматериалов), площадью 63 630 (+/-88) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 17 106 289,20 руб., по состоянию на 01.01.2020;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 30 163 (+/-61) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 9 205 445,97 руб., по состоянию на 01.01.2020;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 65 116 (+/-179) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 17 505 785,44 руб., по состоянию на 01.01.2020;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для размещения нижнего склада, в т.ч. подъездной ж/д путь и тупик, площадью 265 963 (+/-364) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 38 285 373,85 руб., по состоянию на 01.01.2020;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленную площадку (ГСМ, депо), площадью 37 348,28 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 6 373 857,46 руб., по состоянию на 01.01.2020;
Рыночная стоимость объектов недвижимости определена оценщиком ФИО5 ООО «Центр экспертизы и управления собственностью». Согласно отчету Номер изъят от Дата изъята , рыночная стоимость земельных участков составляет:
- с кадастровым Номер изъят – 8 686 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 6 336 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 3 359 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 6 461 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 15 171 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 2 465 000,00 руб.
Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (промышленная база (железнодорожный тупик Номер изъят, подкрановые пути к железнодорожному тупику Номер изъят, проходной путь Номер изъят, площадка № 1 для хранения толстомерного сырья, железнодорожный тупик № 43, погрузочная эстакада, подкрановые пути к железнодорожному тупику № 43, административно-бытовой корпус со встроенной столовой, центральный склад, окорочное отделение, оздоровительный комплекс № 1, резервуар воды пожарного назначения, цех производства пиломатериалов, станция сбора отходов, (цех № 1), закрытая стоянка на 19 автомашин, рубильно-сортировочная станция, сушильный комплекс с навесами, цех доработки пиломатериалов с бытовыми помещениями, склад готовой продукции, котельная), для размещения промышленных объектов, площадью 92 236 (+/-212,59) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020, в размере 8 686 000,00 рублей;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов промышленности (площадка для хранения круглых лесоматериалов), площадью 63 630 (+/-88) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020, в размере 6 336 000,00 рублей;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 30 163 (+/-61) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020, в размере 3 359 000,00 рублей;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 65 116 (+/-179) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020, в размере 6 461 000,00 рублей;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для размещения нижнего склада, в т.ч. подъездной ж/д путь и тупик, площадью 265 963 (+/-364) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира<адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020, в размере 15 171 000,00 рублей;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленную площадку (ГСМ, депо), площадью 37 348,28 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020, в размере 2 465 000,00 рублей.
Административный истец – ООО «Лесресурс», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Представителем административного истца ФИО4, действующим на основании доверенности, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя, а также об уточнении исковых требований и о приобщении к материалам административного дела, уточненного Отчета Номер изъят в редакции от Дата изъята . Итоговая величина стоимости объектов оценки изменена с учетом замечаний Правительства Иркутской области.
Административный истец с учетом уточненных заявленных требований, просит суд установить кадастровую стоимость, по состоянию на 01.01.2020 в размере:
- с кадастровым Номер изъят – 17 279 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 11 635 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 5 761 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 12 853 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 23 615 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 4 109 000,00 руб.
Административный ответчик - Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный дополнительный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что отчет об оценке в уточненной редакции, представленный административным истцом, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки.
Административный ответчик - ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.
Административный ответчик - Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в компетенцию Управления не входит осуществление оценочной деятельности, следовательно, оно не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельного участка, с которой административный истец не согласен.
Заинтересованное лицо - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области поступил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного административного дела, не имеет материально-правового интереса.
Заинтересованное лицо - администрация Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района, в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, представила возражение на административное исковое заявление, дополнительно указав, что существенным снижением кадастровой стоимости земельных участков на основании установления рыночной стоимости, могут быть затронуты его права и законные интересы, в том числе связанные с поступлением налоговых доходов в местный бюджет, а также просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо - администрация Небельского сельского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Суд, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 01.01.2020 результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп.
Судом установлено, что ООО «Лесресурс» является собственником земельных участков с кадастровыми Номер изъят, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет:
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята .
14 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 24 796 726,24 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.11.2021.
14 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 17 106 289,20 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.11.2021.
14 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 9 205 445,97 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.11.2021.
12 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 17 505 785,44 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.11.2021.
11 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 38 285 373,85 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.11.2021.
11 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 6 373 857,46 рублей, по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.11.2021.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 5 указанной статьи закреплено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят, могут повлиять на права ООО «Лесресурс» и его обязанности как плательщика земельного налога, поэтому у административного истца имеется право на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков равной их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости:
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята ;
- с кадастровым Номер изъят – Дата изъята .
С настоящим иском ООО «Лесресурс» обратилось в суд Дата изъята (согласно штампу Службы доставки корреспонденции), то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке - ООО «Центр экспертизы и управления собственностью». Согласно отчету Номер изъят в редакции от Дата изъята .
В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно отчету Номер изъят в редакции от Дата изъята , рыночная стоимость земельных участков составляет:
- с кадастровым Номер изъят – 17 279 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 11 635 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 5 761 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 12 853 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 23 615 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят – 4 109 000,00 руб.
Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов оценки, суд, приходит к выводу, что он соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Отчет содержит точное описание объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объектов недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.
Полномочия оценщика ФИО5 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно свидетельству о членстве в саморегулируемой организации оценщиков Номер изъят от 22.08.2021ФИО5 является членом саморегулируемой организации «Союз «ФИО1 Специалистов Оценщиков», включена в реестр членов с Дата изъята , регистрационный Номер изъят. Статус данного оценщика действительный. Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от Дата изъята Номер изъят, сроком действия до Дата изъята .
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.
Лица, участвующие в деле, откорректированный отчет не оспаривали, согласились с ним, возражений относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной отчетом, не заявили. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом сведений о величине рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, доказательств того, что рыночная стоимость объекта оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Правительства Иркутской области, указал на то, что представленный откорректированный отчет соответствует действующему законодательству и федеральным стандартам оценки.
Возражения заинтересованного лица администрации администрация Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района, относительно заявленных административных исковых требований основаны лишь на том, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости приведет к уменьшению размера денежных средств, поступающих в бюджет Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района в виде земельного налога, однако каких-либо доводов о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не приведено.
Сам по себе факт несогласия администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района с заявленным административным иском при отсутствии доводов о конкретных нарушениях, допущенных оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков, основанием для назначения по делу оценочной экспертизы на предмет проверки представленного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, не является.
Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетами сведений о величине рыночной стоимости спорных земельных участков, суду не представлено.
На основании изложенного, суд признает отчет рыночной стоимости объекта оценки Номер изъят в редакции от Дата изъята , составленный оценщиками ООО «Центр экспертизы и управления собственностью» ФИО5 надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми Номер изъят, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований ООО «Лесресурс» об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (промышленная база (железнодорожный тупик № 45, подкрановые пути к железнодорожному тупику № 45, проходной путь № 1, площадка № 1 для хранения толстомерного сырья, железнодорожный тупик № 43, погрузочная эстакада, подкрановые пути к железнодорожному тупику № 43, административно-бытовой корпус со встроенной столовой, центральный склад, окорочное отделение, оздоровительный комплекс № 1, резервуар воды пожарного назначения, цех производства пиломатериалов, станция сбора отходов, (цех № 1), закрытая стоянка на 19 автомашин, рубильно-сортировочная станция, сушильный комплекс с навесами, цех доработки пиломатериалов с бытовыми помещениями, склад готовой продукции, котельная), для размещения промышленных объектов, площадью 92 236 (+/-212,59) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020, в размере 17 279 000,00 (семнадцать миллионов двести семьдесят тысяч) руб.;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов промышленности (площадка для хранения круглых лесоматериалов), площадью 63 630 (+/-88) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020, в размере 11 635 000,00 (одиннадцать миллионов шестьсот тридцать пять тысяч) руб.;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 30 163 (+/-61) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020, в размере 5 761 000,00 (пять миллионов семьсот шестьдесят одна тысяча) руб.;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 65 116 (+/-179) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020, в размере 12 853 000,00 (двенадцать миллионов восемьсот пятьдесят три тысячи) руб.;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для размещения нижнего склада, в т.ч. подъездной ж/д путь и тупик, площадью 265 963 (+/-364) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020, в размере 23 615 000,00 (двадцать три миллиона шестьсот пятнадцать тысяч) руб.;
- с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленную площадку (ГСМ, депо), площадью 37 348,28 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020, в размере 4 109 000,00 (четыре миллиона сто девять тысяч) руб.
В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «Лесресурс» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят, равной рыночной стоимости является – Дата изъята
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Лесресурс» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (промышленная база (железнодорожный тупик № 45, подкрановые пути к железнодорожному тупику № 45, проходной путь № 1, площадка № 1 для хранения толстомерного сырья, железнодорожный тупик № 43, погрузочная эстакада, подкрановые пути к железнодорожному тупику № 43, административно-бытовой корпус со встроенной столовой, центральный склад, окорочное отделение, оздоровительный комплекс № 1, резервуар воды пожарного назначения, цех производства пиломатериалов, станция сбора отходов, (цех № 1), закрытая стоянка на 19 автомашин, рубильно-сортировочная станция, сушильный комплекс с навесами, цех доработки пиломатериалов с бытовыми помещениями, склад готовой продукции, котельная), для размещения промышленных объектов, площадью 92 236 (+/-212,59) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 17 279 000,00 (семнадцать миллионов двести семьдесят тысяч) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов промышленности (площадка для хранения круглых лесоматериалов), площадью 63 630 (+/-88) кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 11 635 000,00 (одиннадцать миллионов шестьсот тридцать пять тысяч) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 30 163 (+/-61) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 5 761 000,00 (пять миллионов семьсот шестьдесят одна тысяча) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты промышленности (производственная база), площадью 65 116 (+/-179) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 12 853 000,00 (двенадцать миллионов восемьсот пятьдесят три тысячи) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для размещения нижнего склада, в т.ч. подъездной ж/д путь и тупик, площадью 265 963 (+/-364) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 23 615 000,00 (двадцать три миллиона шестьсот пятнадцать тысяч) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъятНомер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленную площадку (ГСМ, депо), площадью 37 348,28 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, в размере 4 109 000,00 (четыре миллиона сто девять тысяч) рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.
Установить, что датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Лесресурс» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят, равной рыночной стоимости является – Дата изъята
В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Лесресурс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята