ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1210/2021 от 26.08.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2021-000813-73

№ 3а-170/2022 (3а-1210/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 августа 2022 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

с участием представителя административного истца Сороковых С.И.,

представителя административного ответчика Конюшевич И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыгановой Светланы Алексеевны об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости,

установил:

Цыганова С.А. обратилась в Пермский краевой суд с административным иском об оспаривании решения ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.10.2021 № ОРС-59/2021/002290, об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **119, площадью 1610,3 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости 36327 000 рублей по состоянию на 25.07.2021, решения ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.10.2021 № ОРС-59/2021/002291, об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **132, площадью 75,9 кв.м, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости 2504 000 рублей по состоянию на 25.08.2021.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств. Решениями государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 13.10.2021 № ОРС-59/2021/002290, от 13.10.2021 № ОРС-59/2021/002291 отказано в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости. Административный истец полагает, что отчёт об оценке соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов оценки, определенная в отчете, рассчитана верно.

Административный истец Цыганова С.А. в судебное заседание не явилась. Представитель административного истца Сороковых С.И. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам административного искового заявления. Выводы судебной экспертизы не оспаривал.

Представитель административного ответчика государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Конюшевич И.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в части признания незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости. С выводами судебной экспертизы согласна.

Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 01.01.2017 до 01.01.2023.

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2023 устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

Порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 названного закона.

На территории Пермского края такой датой является 01.01.2021, что следует из постановления правительства Пермского края от 11.12.2020 № 973-п «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или му-ниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Пунктом 4.2 постановления Правительства Пермского края от 22.03.2017 № 121-п «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, с 01.07.2017 наделено государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края».

Из материалов дела следует, что Цыганова С.А. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами **119, **132, расположенных по адресу ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Правовой интерес административного истца в определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости основан на положениях пункта 2 статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 2 Закона Пермского края от13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае».

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **119 определена актом ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 16.06.2020 № 938 по состоянию на 23.03.2018 и составляет 82141113,15рублей, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **132 определена актом ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 16.06.2020 № 938 по состоянию на 03.08.2018 и составляет 4162325,64рублей, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.

17.09.2021 административный истец обратился в ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости по состоянию на 25.07.2021 и 25.08.2021, определенной в отчетах об оценке от 25.08.2021 №023-1-21, от 25.08.2021 № 023-2-21 оценщика ООО «Оценочная компания «Успех».

20.09.2021 Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края направил заявителю уведомления о поступлении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и принятии их к рассмотрению.

Решением Центра технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края № ОРС-59/2021/002290 от 13.10.2021 Цыгановой С.А. отказано в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **119 в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчетов об оценке от 25.08.2021 № 023-1-21.

В мотивировочной части решения указано на недостатки отчета об оценке: несоответствие отчета требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 5 Федерального стандарта оценки № 3, пункту 10 Федерального стандарта оценки № 1, подпунктам «б», «в», «г» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7.

Решением Центра технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края № ОРС-59/2021/002291 от 13.10.2021 Цыгановой С.А. отказано в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **132 в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчетов об оценке от 25.08.2021 № 023-2-21.

В мотивировочной части решения указано на недостатки отчета об оценке: несоответствие отчета требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 5 Федерального стандарта оценки № 3, пункту 10 Федерального стандарта оценки № 1, подпунктам «б», «в», «г» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7.

Порядок рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости закреплен частями 9-11 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ:

- бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки;

- заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления;

- бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В соответствии с установленным порядком Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края до истечения пяти рабочих дней со дня поступления заявлений об установлении рыночной стоимости направил Цыгановой С.А. уведомления о поступлении указанных заявлений и принятии их к рассмотрению, после чего, до истечения тридцати календарных дней рассмотрел заявления и принял решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений и нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости таких объектов недвижимости.

Решения Центра технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края от 13.10.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости суд находит обоснованными.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Пункт 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В силу пункта 10 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, объект-аналог - объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Согласно подпунктам «б» - «г» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:

б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;

в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке;

г) для выполнения расчетов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена или арендная плата за еди-ницу площади или единицу объема.

В результате судебной экспертизы эксперты С., Р. пришли к выводу, что отчет об оценке от 25.08.2021 № 023-1-21 и отчёт об оценке от 25.08.2021 № 23-2-21, выполненные оценщиком ООО «Оценочная компания «Успех»:

- не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 5 Федерального стандарта оценки № 3, пункта 10 Федерального стандарта оценки № 1, подпункта «б» «в» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7 (по схожести объектов - аналогов с объектами оценки).

Оснований не доверять выводам экспертов, которые предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется, соответствующие возражения по экспертизе сторонами не представлены, ходатайства не заявлены.

Выводы экспертов свидетельствуют о том, что оспариваемые решения бюджетного органа являются законными, поскольку отчеты об оценке от 25.08.2021 №023-1-21 и от 25.08.2021 № 023-2-21, выполненные оценщиком ООО «Оценочная компания «Успех», содержат недостатки, влияющие на рыночную стоимость оцениваемых объектов недвижимости, вследствие чего не могли быть приняты государственным учреждением для установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.

Оспариваемые решения приняты Центром технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края, являющимся государственным бюджетным учреждением, в пределах компетенции предоставленной этому учреждению частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и пунктом 4.2 постановления Правительства Пермского края от 22.03.2017 № 121-п «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Оценивая требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В связи с тем, что выявленные недостатки представленных административным истцом отчетов об оценке повлияли на итоговый результат оценки, экспертами ФБУ Пермская лаборатория судебной экспертизы С., Р. определен размер рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **119 в размере 55372611 рублей по состоянию на 25.07.2021, нежилого помещения с кадастровым номером **132 в размере 3758 708 рублей по состоянию на 25.08.2021.

Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы экспертов не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение экспертов С., Р. относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Заключение судебной экспертизы сторонами не оспорено, в связи с чем суд принимает его в качестве надлежащего доказательства размера рыночной стоимости перечисленных выше объектов недвижимости.

С учетом изложенного, суд устанавливает кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **119 в размере 55372611 рублей по состоянию на 25.07.2021, нежилого помещения с кадастровым номером **132 в размере 3758 708 рублей по состоянию на 25.08.2021.

Заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в бюджетное учреждение 17.09.2021, на что суд указывает в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Цыгановой Светланы Алексеевны к Государственному бюджетному учреждению Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 13.10.2021 № ОРС-59/2021/002290, от 13.10.2021 № ОРС-59/2021/002291 - отказать.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером **119, площадью 1610,3 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 55372 611 рублей по состоянию на 25.07.2021;

- нежилого помещения с кадастровым номером **132, площадью 75,9 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3758708 рублей по состоянию на 25.08.2021.

Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости считать 17.09.2021.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-170/2022 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 31.08.2022.