Дело № 3а-1211\2020
РЕШЕНИЕ
ИМНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Пермь 24 декабря 2020г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при секретаре Никулиной Е.В.
с участием прокурора Поносова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Комсомольский проспект-71», ТСЖ «Комсомольский проспект-77», ТСЖ «Покровские ворота», ТСЖ «Островского, 49», Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт», ЖК «Екатерининская, 98» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании недействующим с момента принятия пункты 2,4 приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 14 мая 2020г.№ СЭД-24-02-50-92 «О внесении изменений в нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края, утвержденные приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 23 ноября 2018г. № СЭД-46-09-23-2»,
у с т а н о в и л :
Региональной службой по тарифам Пермского края издан приказ от 23 ноября 2018г. № СЭД-46-09-23-2 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края». Нормативы были утверждены с применением расчетного метода потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края.
Решением Пермского краевого суда от 13 августа 2019г. признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2,4 приложения к данному приказу Региональной службы по тарифам Пермского края от 23 ноября 2018г. № СЭД-46-09-23-2 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края».
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 14 мая 2020 года № СЭД-24-02-50-92 во исполнение судебного акта внесены изменения в Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края, утвержденные приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 23 ноября 2018г. № СЭД-46-09-23-2.
В соответствии с пунктом 2 приложения к Приказу № СЭД -24-02-50-92 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, системами противопожарного оборудования и дымоудаления, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения, а также системами отопления и другим оборудованием, не оборудованные лифтами установлены в размере 2,29 кВТ ч в месяц на 1 кв.м.
Пунктом 4 приложения к Приказу установлены такие же нормативы в отношении категории многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, лифтами, системами противопожарного оборудования и дымоудаления, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения, а также системами отопления и другим оборудованием в размере 4,61 кВт ч в месяц на 1 кв.м. ( л.д.11 том 1)
Административные истцы с учетом уточненных требований (л.д.209-215) просят признать недействующим с момента принятия пункты 2,4 приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 14 мая 2020г.№ СЭД-24-02-50-92 «О внесении изменений в нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края, утвержденные Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 23 ноября 2018г. № СЭД-46-09-23-2».
В обоснование требований административные истцы указали, что дома, расположенные по адресам: Комсомольский проспект, 71, 77; ул. Ленина,87, а также по ул. Екатерининской, 98 находящиеся в их управлении отнесены ко 2 категории многоквартирных домов, а дом по ул. Николая Островского, 49 к 4 категории многоквартирных домов согласно приложению к приказу № СЭД-46-09-23-2. Полагают, что при утверждении оспариваемых нормативов административным ответчиком не были выполнены требования пункта 37 приложения №1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г.№ 306, чем нарушены их права как исполнителей коммунальных услуг для собственников в многоквартирных домах, а также права и законные интересы непосредственно самих собственников помещений.
В судебных заседаниях представители административных истцов-С., Г., З. на заявленных административных исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края-Ж., действующая на основании доверенности, административный иск не признала по основаниям приведенными в письменных возражениях и дополнениях к ним.
Привлеченное к участию в деле Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, извещенное о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд представителя не направило, письменные объяснения не представило.
Представитель заинтересованного лица публичного акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания»- Я., действующая на основании доверенности, административные исковые требования находит подлежащими отклонению.
Заслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора Поносова А.В. об обоснованности заявленных требований, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Указом губернатора Пермского края от 17 октября 2018г. № 99 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края» было образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Региональная служба по тарифам Пермского края переименована в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края. Этим же указом Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края переданы функции Региональной службы по тарифам Пермского края в сфере управления жилищным фондом Пермского края в части капитального ремонта, мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг, электроснабжения, развития газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018г.№ 630-п утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 2 августа 2012г. № 605-п «Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края было уполномочено на утверждение, в том числе нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному и горячему водоснабжению, отведению сточных вод, электроснабжению.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2020 № 804-п с ноября 2020г. данные функции переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (л.д.87).
Таким образом, оспариваемый приказ от 14 мая 2020 года № СЭД-24-02-50-92 принят уполномоченным исполнительным органом, в установленной форме, официально опубликован 15 мая 2020 на официальном сайте ЖКХ и 25 мая 2020 в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края и по этим основаниям не оспаривается.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относится, в частности утверждение нормативов потребления коммунальных услуг ( часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами № 306, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 306(далее Правила № 306)
Формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлена пунктом 37 приложения № 1 к Правилам № 306.
Согласно пункту 37 приложения №1 к Правилам № 306, норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
Осветительные установки (группа оборудования №1) – исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших лам, находящихся в стадии замены;
Силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт (группа оборудования №2)- исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
Системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование (группа оборудования №3)- исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле (формула 34)
, где:
Wобщ.i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 – количество месяцев в году.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчёте на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии используются следующие показатели: кВт.час на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «в» пункта 7(1) Правил № 306).
По смыслу пункта 11 Правил № 306 и пункта 37 приложения № 1 к названным правилам определение нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода производится по вышеприведенной формуле 34. Таким образом, исходя из содержания формулы 34, при расчете нормативов потребления коммунальной услуги о электроснабжению на общедомовые нужды используется совокупность общих площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах соответствующей категории, и суммарное потребление электрической энергии оборудованием, относящимся к такому имуществу.
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что в рамках реализации полномочий по утверждению нормативов в соответствии с требованиями Правил № 306, Министерством 6.02.2020г. были направлены запросы главам городских округов и муниципальных образований Пермского края о предоставлении необходимой информации по всем многоквартирным домам на территории Пермского края; 7.02.2020г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о запросе актуального перечня многоквартирных домов на территории Пермского края; 10.02.2020г. за № СЭД-24-03-11-исх-5 в ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» о запросе технических паспортов на многоквартирные дома на территории Пермского края; дополнительные запросы в администрацию г.Перми, в Управление Росреестра, 7.02.2020г. в ПАО «Пермэнергосбыт» о количестве многоквартирных домов на территории Пермского края.
Из позиции административного ответчика следует, что на основе анализа представленной информации были произведены расчеты при утверждении норматива потребления электроэнергии с применением расчетного метода с использованием вышеприведенной формулы 34 на основании суммарного годового потребления электрической энергии по группам оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах ( кв.м.).
Суду представлены расчеты по 3 группам оборудования, а именно: осветительные установки (группа оборудования 1); силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт (группа оборудования 2); системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование (группа оборудования 3) с разбивкой – основной реестр и реестр по городу Перми.
По 1 группе оборудования – осветительные установки, в расчете учитывались следующие показатели: общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД- 9 050 946,02 кв.м; потребление по осветительным приборам -10 723 059 кВтч в месяц, всего в расчете использована информация по 16910 многоквартирным домам. Норматив потребления электрической энергии делением суммарного потребления электрической энергии (кВТ ч) 1-й группой оборудования (осветительные установки), входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах определен равным -1,18 кВт ч в месяц на 1 кв.метр;
По 2 группе оборудования – лифты в расчете норматива участвовали следующие показатели: общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД -3306 267,04 кв.м., потребление электрической энергии по 2-й группе оборудования 7662777,83 кВт, использована информация по 885 домам. Норматив потребления электрической энергии определен путем деления суммарного потребления электрической энергии (кВт ч) 2-й группой оборудования (лифты), входящего в состав общего имущества многоквартирного дома на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах равным - 2,32 кВт ч в месяц на 1 кв.м.
По 3 группе оборудования - прочее оборудование при расчете норматива учитывалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД - 5478438,55, потребление электрической энергии по 3-й группе оборудования составило 6087087,46, использована информация по 5928 домам, норматив установлен равным 1,11 кВт ч в месяц на 1 кв.м.
Для оспариваемой категории многоквартирных домов (пункт 2 Приложения), оборудованных осветительными установками, системами противопожарного оборудования и дымоудаления, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения, а также системами отопления и другим оборудованием, не оборудованные лифтами указанных в приложении 2 оспариваемого приказа норматив установлен 1,18 (осветительные установки)+ 1,11(прочее оборудование) равным -2,29 кВт ч в месяц на 1 кв.м.
Для категории многоквартирных домов (пункт 4 Приложения) многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, лифтами, системами противопожарного оборудования и дымоудаления, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения, а также системами отопления и другим оборудованием норматив установлен 1,18м(осветительные установки)+2,32(лифты)+1,11( прочее оборудование) равным -4,61 кВт ч в месяц на 1 кв. м.( л.д.11 том 1оборот).
Как следует из вступившего в законную силу решения Пермского краевого суда от 13 августа 2019 г. основанием для признания недействующими пункты 2,4 приложения к приказу Региональной службы по тарифам Пермского края от 23 ноября 2018г № СЭД-46-09-23-2 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края» послужили нарушения допущенные при расчете нормативов потребления электрической энергии при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, использование данных не соответствующих техническим паспортам домов о площади таких помещений.
Вместе с тем вопреки вышеприведенным правовым положениям, указанные нарушения не устранены и вновь допущены при утверждении оспариваемого нормативного правового акта.
Из представленных суду доказательств следует, что регулирующий орган при расчете нормативов учитывал сведения по ряду многоквартирных домов на территории Пермского края, достоверность всех сведений о которых документально не подтверждена.
Так, из расчета норматива потребления энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме усматривается, что в нем отсутствуют сведения об общей площади многоквартирного дома, но вместе с тем указаны сведения об общей площади нежилых помещений: № 8243 <...> <...> <...> <...> г. Лысьва, д.Заимка, ул.Ленина,11; №19658 г.Лысьва, <...> г.Лысьва, <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> Сивинский район, п.Сива, Комсомольская,9; № 23833 <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...>. По данным многоквартирным домам органы местного самоуправления информацию об общей площади многоквартирных домов не предоставили, что не может не вызывать сомнение в достоверности, правильности отраженных в расчете административным ответчиком сведений по данным многоквартирным домам о площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, учитываемой при расчете норматива.
При разрешении дела стороной административного истца в подтверждение доводов о погрешности произведенных расчетов представлены первичные документы, подтверждающие технические параметры многоквартирных домов по адресам: ул.Уральская,91, ул. Калинина,60 г.Перми.
Так, согласно техническому паспорту на многоквартирный жилой дом по ул.Уральская, 91, общая площадь всего здания составляет -4 412,5 кв/м/, из них общая площадь жилых помещений составляет – 3345,1 кв7м77, в связи с чем указанная в расчете норматива площадь помещений, входящих в состав общего имущества( нежилые помещения), в размере 3 606,99 кв.м. является необоснованной, достоверность размера площади документально не подтверждена.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом по ул.Калинина,60, площадь помещений, входящих в состав общего имущества ( нежилые помещения), в паспорте не указана, в то время как в расчете норматива административным ответчиком размер данной площади приведен. Учитывая, что технические параметры здания отражаются в техническом паспорте на многоквартирный дом, размер приведенной площади нежилых помещений в расчете норматива также достоверной признать нельзя.
При расчете потребления электроэнергии запирающими устройствами в многоквартирных домах, расположенных в г.Перми по адресам: улица Бенгальская,2, ул. Ушакова,32, ул. Екатерининская, 87, ул. Лебедева, 45, ул. Краснофлотская,30а, ул. Красноводская,27, ул.Луначарского,51а, ул.Таганрогская,17, ул. Сысольская, 10/4, ул.Свободы,15, ул.Репина,71, ул. Рабочая, 7, ул.Декабристов,17, ул.Полевая,10, ул.Норильская,11, ул. Левченко, 17,21, ул. Архитектора ФИО1,16,18,22,24,28,30, ул. Милиционера ФИО2,17,19,21,23,25,27 административным ответчиком использована не соответствующая действительности, не подтвержденная документально информация. Как следует из объяснений ответчика при условии отсутствия информации о данных показателях, ими были использованы показатели расхода электрической энергии по данной группе оборудования являющегося общим имуществом многоквартирного дома, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства от 03.09.2012 № СЭД-38-01-03-12. Вместе с тем, используемые при расчете нормативов показатели явно превышают расход электрической энергии по данной группе оборудования, утвержденного приведенным Приказом. Первичные документы, из которых бы следовали соответствующие величины потребления электрической энергии указанным оборудованием, суду не представлены.
В соответствии со ст.213 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта возложено на орган государственной власти, принявший такой акт.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Министерством исчерпывающих мер для получения необходимой информации, обеспечивающей полноту и правильность произведенных при определении нормативов расчетов, в материалах дела не имеется, суду не представлено. Нельзя не учесть, что запрос о предоставлении запрошенной информации из ЦТИ, остался неисполненным. Как следует из пояснений свидетеля В., допрошенной судом по ходатайству ответчика, часть информации, которая вызывала сомнение у ответчика, в том числе по расходу электрической энергии проверялась в ходе телефонных разговоров с представителями муниципальных образований, содержание которых не оформлялось. Первичные документы, позволяющие проверить обоснованность и достоверность произведенных расчетов, суду не представлены.
Изложенные обстоятельства указывает на ошибочность установления норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что не может не повлечь нарушения прав административных истцов как исполнителей коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку утвержденные показатели применяются для расчета платы за предоставленные коммунальные услуги и влекут необоснованные расходы граждан.
С учетом того, что регулирующим органом при расчете нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Пермского края регулирующим органом были допущены нарушения требований пункта 37 приложения №1 Правил 306, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что оснований не доверять представленной информации органами местного самоуправления не имелось, не влекут отказа в административном иске. Действительно, Правила № 306 не ограничивают возможность выбора источников информации используемой при утверждении норматива, Вместе с тем, данное обстоятельство не освобождает регулятора от необходимости проверки ее достоверности как уполномоченного органа. В любом случае, информация используемая при утверждении норматива должна быть проверяемой, отсутствие возможности ее проверки дает суду основание полагать о недоказанности расчетных значений используемых при их утверждении.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд полагает, что признание отдельных положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект,71», товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект,77», товарищества собственников жилья «Покровские ворота», товарищества собственников жилья «Островского, 49», ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», жилищного кооператива « Екатерининская,98» удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия пункты 2, 4 приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 14 мая 2020 года № СЭД-24-02-50-92 « О внесении изменений в Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края, утвержденные приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 23 ноября 2018 г. № СЭД-46-09-23-2».
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http//www/pravo.gov/ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись