ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1212/2022 от 12.08.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

3а-1212/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2022 года г.Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора Абрамёнок Е.А.,

представителя административного истца Меркулова А.А,

представителем административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Урясовой Т.Н.,

представителя заинтересованного лица ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки по Оренбургской области» Гончаровой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пивень Н.А. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года -р, размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 25 декабря 2019 года на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Согласно пункту 27 Перечня на 2020 год, нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: (адрес), является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база на налоговый период 2020 года определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года -р, размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 29 декабря 2020 года на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Согласно пункту 71 Перечня на 2021 год, нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: (адрес), является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база на налоговый период 2021 года определяется как его кадастровая стоимость.

Пивень Н.А., являясь собственником спорного здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 27 Перечня на 2020 год, а также пункта 71 Перечня на 2021 года, указав в обоснование требований, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку площадь помещений, которые фактически используются для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, составляет менее 20% от общей площади здания. Включение здания в Перечень на 2020 и 2021 года нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.

В ходе рассмотрения дела определением суда от 8 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области».

Представитель административного истца Меркулов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Урясова Т.Н. и представитель заинтересованного лица ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки по Оренбургской области» Гончарова И.Б., действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Абрамёнок Е.А., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года №613/70-III-ОЗ (в редакции от 29 июня 2020 года) «О налоге на имущество организаций» налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и является обязательным к уплате на территории Оренбургской области.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года №613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Спорный объект недвижимости Министерством включен в Перечни на 2020 и 2021 года в связи с использованием более 20 процентов общей площади спорного здания для размещения офисных помещений и торговли.

Из материалов дела следует, что Пивень Н.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание - административно-торговый комплекс с кадастровым номером , расположенный по адресу: (адрес).

На момент составления акта от 2 сентября 2019 года спорный объект недвижимости имел площадь 1457,2 кв. м.

На момент принятия распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года -р и распоряжения Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года -р спорный объект недвижимости:

имел площадь 1425,2 кв. м;

имел назначение «нежилое здание», наименование «Административно-торговый комплекс» (Свидетельство о государственной регистрации права от 21 марта 2016 г., технический план здания от 14 ноября 2019 г.);

располагался на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «земли под объектами торговли, административно-управленческими объектами: с размещением административно-торгового комплекса с шиномонтажной мастерской.

Анализируя вид разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу о том, что он не предполагает однозначного размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2020 и 2021 года включено быть не могло.

Согласно акту о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 2 сентября 2019 года в спорном здании расположены офисные административные помещения на площади 974,2 кв. метров, доля фактической площади объекта составляет 66,85% и торговые помещения на площади 483 кв.м., доля фактической площади объекта составляет 33,15 %.

Согласно акту о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 6 ноября 2020 года в спорном здании расположены офисные административные помещения на площади 973 кв. метров, доля фактической площади объекта составляет 66,77% и торговые помещения на площади 339,8 кв.м., доля фактической площади объекта составляет 23,32 %, помещения под гараж площадью 144,4 кв.м.

Из технического паспорта спорного здания, экспликации к поэтажному плану строения следует, что оно включает в себя торговые залы, помещения, лестничные клетки, подвал.

В подтверждение фактического использования помещений, расположенных в спорном здании, к актам от 2 сентября 2019 года и 6 ноября 2020 года административным ответчиком в ходе рассмотрения дела представлены фотографии фасада здания и информационных стендов.

Вместе с тем, представленные административным ответчиком в материалы дела фотографии по своему содержанию не подтверждают, что не менее 20% помещений спорного здания в юридически значимый период фактически использовалось под размещение офисов и торговли, поскольку на данных фотографиях изображены только информационные стенды на фасаде здания.

В судебном заседании представитель административного истца Меркулов А.А. пояснил, что в 2019 году был составлен новый технический план с измененной общей площадью здания на 1425,2 к.в.м., который не был принят во внимание Министерством.

Согласно техническому плану здания от 14 ноября 2019 г. по результатам кадастровых работ учтено изменение площади здания в результате возведения перегородок, площадь нежилого здания с кадастровым номером , трехэтажного с подвалом - 1 425,1 кв.м. (л.д.42-51).

В судебном заседании дал пояснения специалист ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Гончарова И.Б., из которых следует, что при составлении акта от 2 сентября 2019 года и 6 ноября 2020 года специалисты ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», делая вывод об использовании спорного здания для размещения офисов, ориентировались на информационные стенды, в каждое помещение не заходили, с арендаторами не разговаривали, замеры площади помещений не делали, сведения из содержания технического плана от 14 ноября 2019 г. не учитывали.

Таким образом, данные документы по содержанию не отвечают требованию достоверности.

При таких обстоятельствах акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 2 сентября 2019 года и акт от 6 ноября 2020 года не могут служить доказательством фактического использования спорного здания для размещения офисов, торговли на площади, составляющей более 20% от общей площади здания.

Административным истцом в материалы дела представлены копии договоров аренды, заключенных ФИО2, в соответствии с которыми в 2019 году помещения спорного здания занимали ИП ФИО7 (нежилая площадь 44 кв.м.), ИП ФИО8 (нежилая площадь 20 кв.м.), ООО «***» (нежилая площадь 24 кв.), ИП ФИО9 (торговая площадь 44 кв.м.), ФИО10 (нежилая площадь 15 кв.м.), ООО «АРС» (площадь под офисы 17,8 кв.м.). Указанная площадь помещений (164,8 кв. метров) составляет 11,56% от общей от общей площади здания 1 425,1 кв. метров, то есть, менее 20% здания.

Согласно представленным административным истцом копий договоров аренды, заключенных ФИО2 в 2020 году помещения спорного здания занимали ООО «***» (торговая площадь 17,5 кв.м.), ИП ФИО8 (нежилая площадь 20 кв.м.), ООО «Оренбургские системы безопасности» (нежилая площадь 16 кв.), ИП ФИО9 (торговая площадь 119,5 кв.м.).

Указанная площадь помещений (172,5 кв. метров) составляет 12,1% от общей площади здания 1 425,1 кв. метров, то есть, менее 20% здания.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что спорное здание не подлежало включению в Перечни на 2020, 2021 годы, исходя из критерия фактического использования помещений для размещения офисных зданий и торговли.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем, Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.

Допустимым доказательством фактического использования здания (строения, сооружения) для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, является полученный в установленном порядке документ, подтверждающий реальное использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения помещений, фактически используемых под размещение офисов и торговых объектов.

Таких доказательств административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты в оспариваемой части должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год и 2021 год) и признание оспариваемых положений нормативных правовых актов недействующими со дня их принятия будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В настоящее время официальным источником опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области считается сайт http://www.pravo.orb.ru. Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Пивень Н.А. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Пивень Н.А. удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт 27 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года -р «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Признать недействующим с момента принятия пункт 71 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года -р «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Сообщение о решении суда опубликовать на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области в информационного – телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Пивень Н.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Оренбургского

областного суда Т.С. Дорохина

Мотивированное решение составлено 18 августа 2022 года

Судья Оренбургского

областного суда Т.С. Дорохина