Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 03 августа 2018 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
с участием прокурора Ганцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-121/18 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 1 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2016 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 23 июня 2016 года № 5/35 в части утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства, признании недействующим пункта 135 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2017 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 20 июня 2017 года № 1/46 (в редакции от 12 июля 2017 года, решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 12 июля 2017 года № 4/47) в части установления платы в размер 41, 2 рубль в месяц за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>,
установил:
ФИО1 обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2016 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 23 июня 2016 года № 5/35 в части утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства, признании недействующим пункта 135 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2017 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 20 июня 2017 года № 1/46 (в редакции от 12 июля 2017 года, решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 12 июля 2017 года № 4/47) в части установления платы в размер 41, 2 рубль в месяц за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>.
В административном исковом заявлении административный истец указала, что она владеет на праве собственности жилым помещением (квартирой) по адресу: <...>.
Собственники помещений Многоквартирного дома по указанному адресу решение о способе управления многоквартирным домом не принимали.
Дом находится в управлении АО «Управление жилищного хозяйства» в соответствии с Договором №1 управления многоквартирным домом, заключенным по результатам открытого конкурса Управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного конкурсной комиссией, созданной Постановлением администрации городского Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20.04.2015г. № 164, отраженных в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № 21/6/2015 от 08 сентября 2015 года.
16.09.2015 г. на имя главы Городского поселения Одинцово ФИО2 Управляющей компанией направлен подписанный проект Договора управления МКД (письмо от 16.09.2015 г. исх. №2094).
Цена Договора управления установлена конкурсной документацией и составляет 37,91 руб./кв.м. в месяц.
01 июля 2016 года Управляющая компания, руководствуясь п. 2 Решения Совета депутатов г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23.06.2016г. №5/35, далее Решение №5/35, в одностороннем порядке увеличила размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД до 39,62 руб./кв.м. в месяц.
Решение №5/35 опубликовано изданием «Одинцовская неделя», № 26, дата публикации 01.07.2016 г.
01 июля 2017 года Управляющая компания, руководствуясь п. 2 Решения Совета депутатов г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20.06.2017 г. №1/46, в одностороннем порядке увеличила размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД до 41,20 руб./кв.м. в месяц.
Решение 1/46 опубликовано изданием «Одинцовская неделя», № 25, дата публикации 30.06.2017 г.
По мнению административного истца, пункт 1 Приложения № 1 Решения Совета депутатов от 23 июня 2016 года №5/35 и пункт 135 Приложения № 1 Решения Совета депутатов от 20 июня № 1/46 не соответствуют п. 34 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Согласно ч 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять правовое регулирование отношений по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности, собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и в порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил содержания. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации (Письмо Министерства регионального развития РФ от 05.03.2009 г. №6093-АД/14).
Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления, установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 2 ст. 161, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Согласно п. 34 Правил содержания, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Закон не наделяет орган местного самоуправления правом одностороннего изменения цены договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса.
Пунктом 34 Правил содержания не предусмотрена возможность органам местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт на очередной календарный год.
Кроме того, отношения между административным истцом и Управляющей организацией регулируются в соответствии с условиями Договора управления многоквартирным домом, заключенном в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 161 ЖК РФ, ст. 445 ГК РФ.
Условия Договора управления и цена Договора управления определена в соответствии с конкурсной документацией.
Сторонами Договора управления являются Управляющая организация и собственник помещения в МКД.
Орган местного самоуправления не является стороной Договора управления, а потому, в силу ч. 1 ст. 450 ГК РФ, не имеет возможности вмешиваться в договорные отношения между сторонами сделки и менять цену Договора.
Согласно ст. 20 КАС РФ Московский областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых
применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения оспариваемых Приложения № 1 Решения №5/35, и Приложения № 1 Решения №1/46 непосредственно применены Управляющей компанией в отношении административного истца посредством увеличения размера платы за содержание и ремонт принадлежащего ей жилого помещения, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Факт увеличения платы подтверждается Единым платежным документом от 29.11.2016 г., 29.08.2017 г.
В силу положений пп. «а» п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, в том числе, выясняет полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов.
Согласно п. 7, 8 статьи 25 Устава г.п. Одинцово (принят решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО от 19.12.2005 N 4/2), далее Устав, к компетенции Совета депутатов г. п. Одинцово не относятся полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Так, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, то она в перечне, объемах и качестве услуг и работ должна учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Оспариваемые решения Совета депутатов г.п. Одинцово, изменяют размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, при этом не содержат обязательного минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения, стоимость каждой услуги.
Представитель Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1
Представитель пояснила, что согласно ст. 12 п. 4.1 Устава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Оспариваемые решения Совета депутатов опубликованы в официальных средствах массовой информации «Одинцовская неделя» от 01.07.2016 года № 26 (решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23.06.2016 года № 5/35) и от 30.06.2017 № 25 (решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20.06.2017 года № 1/46).
В решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20.06.2017 года № 1/46 внесены изменения решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 12.07.2017 года № 4/47.
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Следовательно, размер платы определяется собственниками помещений в МКД на общем собрании, но с учетом предложений управляющей организации, так как она будет оказывать услуги и определять экономически выгодный для себя тариф. Если предложенный управляющей компанией тариф не устроит собственников, они вправе в любой момент по решению общего собрания изменить способ управления или расторгнуть договор с управляющей организацией.
Согласно ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. Сроки, порядок его проведения и порядок уведомления о принятых на собрании решениях также устанавливаются общим собранием собственников помещений в МКД.
Таким образом, закон предусматривает обязанность собственников по проведению годового общего собрания, на котором и будут определены порядок и сроки его проведения.
Согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления
Следовательно, если собрание собственников не проводилось или на нем не было принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья на новый период, управляющая компания вправе применять тариф, установленный соответствующим органом местного самоуправления на новый год.
При отсутствии решения собственников об определении тарифа на содержание и ремонт помещений в МКД на новый период управляющая компания вправе взимать плату за данные услуги исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления.
При этом в договоре управления МКД, заключенном между управляющей компанией и потребителями, должно содержаться условие о применении тарифа, установленного органом местного самоуправления при отсутствии решения собственников дома на соответствующий период. В данном случае доведение названных тарифов до собственников помещений в МКД должно осуществляться в уведомительном порядке. Обязанность оформления дополнительных соглашений к договору управления на каждый последующий период отсутствует.
В соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники обязаны выбрать один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений, управление ТСЖ (ЖСК либо иным специализированным потребительским кооперативом) или управление управляющей организацией.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в МКД на основании ст. 162 ЖК РФ с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом собственники помещений, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
При наличии в договоре управления условия о том, что управляющая компания вправе индексировать в определенном порядке размер платы за обслуживание и ремонт МКД, не требуется заключения дополнительного соглашения или проведения собрания собственников, так как с условиями договора они согласились при его подписании. В таком случае управляющая компания вправе индексировать тариф, не изменяя при этом перечень утвержденных собственниками услуг, в зависимости от роста цен и уровня инфляции, внесений изменений в налоговое законодательство без согласия собственников, а только лишь уведомив их о данном повышении.
По мнению представителя решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23.06.2016 года № 5/35 и решение Совета депутатов городского поселения Одинцово, Одинцовского муниципального района Московской области от 20.06.2017 года № 1/46, принято в соответствии с действующим законодательством - направлены на установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Представитель АО «Управление жилищного хозяйства» не согласился с требованиями заявленными ФИО1 Пояснил, что АО «Управление жилищного хозяйства» на основании договора № 1 от 16 сентября 2015года, заключенного по результатам проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее по тексту - Договор управления) осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г, Одинцово, ул. М. Бирюзова, д.2А.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Так в соответствии с пунктом 4.1 Договора управления цена договора и размер платы за помещение устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорциональной принадлежащему собственнику жиломго/нежилого помещению согласно ст. 249,289 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 37,39 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Размер платы для собственника устанавливается по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. М. в месяц, устанавливаемым уполномоченным государственным (муниципальным) органом на очередной календарный год (если на общем собрании собственником помещений не принято решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения)
Размер платы для собственника цены и ставки за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемые органами местного самоуправления на очередной календарный год.
Решением Совета депутатов г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области №1/19 от 26.06.2015г. утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для нанимателей муниципального жилищного фонда и для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, проживающих с многоквартирных жилых домах на территории г.п. Одинцово, обслуживание которых осуществляется управляющей организацией МУП «Управление жилищного хозяйства» согласно приложению 1.В соответствии с приложением 1 для жилых домов, имеющих все виды благоустройства, не оборудованных газовыми приборами, установлен тариф в размере 37,91 руб. за квадратный метр в месяц.
Приложением 2 к Договору управления установлен перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имуществ собственников помещений в многоквартирном доме с указанием расчетной стоимости каждой из обязательных работ и услуг (всего 37,91 руб).
Таким образом, в данной ситуации орган местного самоуправления не изменяет цену договора управления в одностороннем порядке, как утверждает административный истец. Зависимость цены договора управления от утверждаемых органами местного самоуправления тарифов на очередной календарный год определена условиями договора управления.
Орган местного самоуправления утверждает размер платы на очередной календарный год. Поскольку в соответствии с условиями Договора управления цена договора определяется тарифами, утверждаемыми органом местного самоуправления, изменяется плата и для административного истца. Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме содержится в приложении 2 Договора управления. Он подлежит изменению только по решению общего собрания собственником помещений.
Таким образом, перечень обязательных работ и услуг не изменялся, но в связи с утверждением новых тарифов изменилась стоимость работ и услуг. И в соответствии с пунктом 4.2 Договора управления по письменному обращению собственника ему предоставляется на подписание измененные приложения.
В административном исковом заявлении не указано, какие именно права, свободы и интересы ФИО1 нарушены решениями Совета депутатов.
Административный истец, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, имеет право на изменение условий договора управления, в том числе на изменение условия порядка определения размера платы за содержание жилого помещения, путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако собственники помещений, и административный истец в частности, не проводили общих собраний с целью изменения каких-либо условий договор; управления.
Управляющая организация инициировала в соответствующие периоды проведение общих собраний собственников помещений, размещала информации на информационных стендах и на сайте АО «Управление жилищного хозяйства» о проведении собраний по вопросу утвержден размера платы за выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на 2- ое полугодие 2016г. и 2-ое полугодие 2017г. Однако собрания собственников помещений по этим вопросам не состоялись в связи с отсутствием кворума. По мнению представителя, оспариваемые решения Совета депутатов права и интересы административного истца не нарушают. Административный истец сам не желает пользоваться своим правом.
По мнению прокурора пункт 1 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2016 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 23 июня 2016 года № 5/35 в части утверждения платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для жилых домов, имеющих все виды благоустройства, не оборудованные газовыми приборами в размере 39, 62 рублей, пункт 135 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2017 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 20 июня 2017 года № 1/46 в части установления платы в размере 41, 2 рубль в месяц, нарушают права, законные интересы административного истца, подлежит признанию недействующим.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения решения Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23 июня 2016 года № 5/35, решения Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 июня 2017 года № 1/46, суд приходит к следующему.
Дом 2А по ул. Маршала Бирюзова находится в управлении АО «Управление жилищного хозяйства» в соответствии с Договором №1 управления многоквартирным домом, заключенным по результатам открытого конкурса (Л.Д. 11-21).
16 сентября 2015 года Главе городского поселения Одинцово Управляющей компанией направлен подписанный проект договора управления.
Согласно приложению к договору цена обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома для собственников жилых помещений составила 37,91 руб. за кв.м. в месяц.
01 июля 2016 года Управляющая компания, руководствуясь п. 2 Решения Совета депутатов г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23 июня 2016 года №5/35, увеличила размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД до 39,62 руб. за кв.м. в месяц.
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23 июня 2016 года, пунктом 1 Приложения № 2 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, который на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 39, 62 рублей за квадратный метр.
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 июня 2017 года, пунктом 135 Приложение 1 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, который на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в доме 2 А, по ул. Маршала Бирюзова в г. Одинцове, в размере 41, 20 рубль за квадратный метр.
Оспариваемые нормативны акты были опубликованы в официальных средствах массовой информации «Одинцовская неделя» от 01 июля 2016 года № 26 (решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23 июня 2016 года № 5/35) и от 30 июня 2017 № 25 (решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 июня 2017 года № 1/46).
По мнению административного истца пункт 1 Приложения № 1 Решения Совета депутатов от 23 июня 2016 года №5/35№ и пункт 135 Приложения № 1 Решения Совета депутатов от 20 июня № 1/46 не соответствуют п. 34 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Закон не наделяет орган местного самоуправления правом одностороннего изменения цены договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в абзаце первом пункта 25 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признаётся не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П и от 21.01.2010 № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределённость правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты «а», «ж» пункта 3), утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределённость условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объёма прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределённость (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).
В соответствии с п. 4.1, ст. 12 Устава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Соответственно размер платы определяется собственниками помещений в много квартирном доме на общем собрании собственников, с учетом предложений управляющей организации. Собственники жилых помещений вправе решением общего собрания изменить способ управления или расторгнуть договор с управляющей организацией.
Управляющая организация инициировала проведение общих собраний собственников помещений, размещала информации на информационных стендах и на сайте АО «Управление жилищного хозяйства» о проведении собраний по вопросу утверждения размера платы за выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома 2016 – 2017 годы. Собрания собственников жилых помещений по этим вопросам не состоялись.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Соответственно Совет депутатов городского поселения Одинцово имел основания и полномочия для утверждения размера платы за содержание и ремонт помещений для собственников многоквартирного дома расположенного по адресу: <...> А.
В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года, № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло, газо и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с п. 31 указанных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, являющаяся основой предложения управляющей организации.
Оспариваемыми положениями нормативных правовых актов установлена плата за содержание и ремонт помещений в много квартирном доме, но экономического обоснования, расчета размера установленной платы Советом депутатов городского поселения Одинцово суду не представлено.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих фактический объем финансовых затрат, необходимых на содержание и ремонт помещений многоквартирного дома, суд приходит выводу о том, что увеличение размера платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме является необоснованным.
Оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают и нарушают права административного истца, т.к. в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг, направляемых ФИО1, в начислениях за содержание жилых помещений и капитальный ремонт применяются тарифы: 39, 62 руб. и 41, 20 руб. (Л.Д. 271 – 275).
Таким образом, оспариваемые: пункт 1 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2016 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 23 июня 2016 года № 5/35 в части утверждения платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для жилых домов, имеющих все виды благоустройства, не оборудованные газовыми приборами в размере 39, 62 рублей, пункт 135 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2017 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 20 июня 2017 года № 1/46 (в редакции от 12 июля 2017 года, решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 12 июля 2017 года № 4/47) в части установления платы в размере 41, 2 рубль в месяц за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации, и подлежат признанию недействующими со дня принятия.
руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2016 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 23 июня 2016 года № 5/35 в части утверждения платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для жилых домов, имеющих все виды благоустройства, не оборудованные газовыми приборами в размере 39, 62 рублей, признать недействующим со дня принятия пункт 135 Приложения № 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области «Об установлении с 01 июля 2017 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги» от 20 июня 2017 года № 1/46 (в редакции от 12 июля 2017 года, решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 12 июля 2017 года № 4/47) в части установления платы в размере 41, 2 рубль в месяц за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>.
На решение могут быть принесены апелляционные жалобы и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Терещенко А.А.