№ 3а-121/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 октября2018 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретареМакаршиной А.А., с участием прокурора Иовлева Д.С., представителей административного истцаПередковаИ.Г., Крылова К.С., представителей административного ответчикаЧереповойИ.С., Ткачук А.С.рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» о признании не действующимприказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 г. №156 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия» в редакции приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия» от 19 декабря 2017 г. №326 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 г. №156» в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью«Петербургтеплоэнерго» (далее – ООО «Петербургтеплоэнерго», Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 г. №156 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия» (далее – приказ №156) в редакции приказа Министерства строительства, жилищно-коммунальногохозяйства и энергетики Республики Карелия» от 19 декабря 2017 г. №326 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 г. №156» (далее - приказ №326) в части установления норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд равным 0 куб.м в месяц на кв.метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, посколькунарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, приведет к возникновению убытков, противоречит положениям п.п. «а» п.4(1), п.10, п.29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306.
Определениями судьи от 11 сентября 2018 г. и 24 сентября 2018 г. к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
В судебном заседании представители административного истца поддержали административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители административного ответчика возражали против удовлетворения административного иска, указав, что оспариваемый приказ принят в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Ишуковой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего административные требования удовлетворению не подлежащими, суд приходит к следующим выводам.
Общественные отношения, возникающие при утверждении норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находятся в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (жилищное законодательство).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 25 июля 2016 г. №2045-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» Правительство Республики Карелия определяет орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия в области утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов утверждает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 вышеназванного закона).
Таким органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим функциив сфере, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерствестроительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 г. №216-П (далее – Положение) являетсяМинистерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В силу подпункта 29 пункта 10 Положения Министерство утверждает нормативы потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при реализации возложенных на него функций в установленном порядке издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия, нормативные правовые и иные акты, контролирует выполнение указанных актов, дает разъяснения по их применению.
Пунктом 2 Порядка издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требований, предъявляемых к их проектам, утвержденных Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. №64 предусмотрено, что нормативные акты органов исполнительной власти Республики Карелия принимаются (издаются) в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций.
Приказ №156 опубликован в газете «Карелия» №32 (2787) от 08 июня 2017 г., приказ №326 опубликован 25 декабря 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, оспариваемый приказ издан уполномоченным органом, в пределах переданных федеральным законодательством полномочий, форма и вид правового акта, а также порядок его опубликования были соблюдены и участниками судебного процесса не оспариваются.
Приложением № 2 приказа № 156 утверждены нормативы потребления горячей воды в целях содержания общего имущества для категории многоквартирных домов «многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением и водоотведением» в зависимости от количества этажей в доме.
Приказом № 326 в приложение № 2 приказа № 156 внесены изменения, помимо разграничения многоквартирных домов в зависимости от этажей, в столбце «этажность» появилась строка «где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд», в столбце «норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества» напротив этой строки указана цифра «0».
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) правом на обращение с административным иском обладают лица, в отношении которых этот акт применен, а также лица, являющиеся субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы или законные интересы.
Судом установлено, что административный истец ООО «Петербургтеплоэнерго» является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом №326, поскольку является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей на территории г.ПиткярантаПиткярантского района Республики Карелия поставку коммунальных ресурсов для многоквартирных домов, в том числе на отопление, на горячее водоснабжение, что подтверждается представленными в материалы дела договорами теплоснабжения в горячей воде №(...) от 01 декабря 2015 г., №(...) от 01 октября 2011 г., №(...) от 01 сентября 2012 г. и другими, а также счетами-фактурами.
В соответствии с заключенными договорами Общество оказывает поставку ресурсов, в том числе и на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения.
В силу подпункта 27 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, административный истец оказывает услуги по отоплению и централизованному горячему водоснабжению в многоквартирных домах г.ПиткярантаПиткярантского района Республики Карелия.
Следовательно, оспариваемым приказом затрагиваются законные интересы и права Общества.
Доводы административного ответчика о том, что Общество не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом, поскольку не предоставляет услуги централизованного горячего водоснабжения, не основаны на законе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а потому судом не принимаются.
Убедительных доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Пунктом 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказать законность принятого нормативного правового акта возлагается на принявший такой акт орган.
В соответствии с пунктами 1, 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306 (в редакции от 29 сентября 2017 г.) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила №306).
Пунктом 3Правил № 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 4(1) Правил №306 следует, что при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, в том числе в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаютсяв отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении №2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Согласно пункту 19 названных правил, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (пункт 29 Правил № 306).
Из пункта 43 названных Правил следует, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1к настоящим Правилам.
Требования вышеперечисленных положений федерального законодательства административным ответчиком нарушены.
Так, в приложении № 2 к приказу №326 утвержден норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованным холодным и горячим водоснабжением и водоотведением, где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд равным «0».
При этом административным ответчиком не представлено доказательств, того, что в ранее изданном приказе №156, где также утверждены нормативы потребления, в том числе горячей воды в целях содержания общего имущества, в уже установленных нормативах потребления отсутствуют дома, в которых не имеется технической возможности для забора воды для общедомовых нужд.
Более того, административный ответчик не располагает данными о наличии таких многоквартирных домов. Норматив «0» установлен без применения методов, предусмотренных Правилами, а такжетщательного изучения и анализа конструктивных и технических параметров многоквартирных домов (этажности, износа внутридомовых инженерных систем, видов системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вида системы горячего водоснабжения, оснащенности в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием).
Доводы представителей Министерства о том, что отсутствие технической возможности для забора воды для общедомовых нужд исключает нормативные технологические потери коммунальных ресурсов холодной и горячей воды основаны на предположениях и документально не подтверждены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, чтоадминистративным ответчиком оспариваемый норматив установлен произвольно, что противоречит положениям пунктов 4(1), 10, 11, 29, 43 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306.
Также положения в оспариваемомприказе №326 выделение отдельно конструктивной особенности в виде неоснащенности мест общего пользования водоразборными устройствами вызываютнеоднозначное толкование,поскольку ранее установленныеприказом №156 категории многоквартирных домов включали в себя все многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением и водоотведением и дифферинцировались только по конструктивным особенностям в виде этажности.При этом нормативы для такой категории не изменились. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Вышеозначенные обстоятельства вызывают неоднозначное толкование,допускают правовую неопределенность, что в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»(далее – постановление № 48) являетсясамостоятельным основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления №48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые нормы не соответствуют положениям Правил №306, а также с учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основе реализованы права юридических лиц, суд признает его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом следует иметь в виду, что в случае, если судебное разбирательство по делу об оспаривании нормативного правового акта осуществлялось в закрытом судебном заседании, опубликованию подлежит сообщение о принятии решения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемые административным истцом положения применялись и к иным лицам, не участвующим в деле, суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Правительства Республики Карелия.
Суд не находит предусмотренных частью 4 статьи 216 КАС РФ оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части предусмотрены частями 1-3 статьи 216 КАС РФ и не нуждаются в отражении в решении суда.
По существу удовлетворяя требования ООО «Петербургтеплоэнерго» в полном объеме, суд, руководствуясь статьей 111КАС РФ, взыскивает в его пользу с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелияпонесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 215-217КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 г. №156 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия» в редакции приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия» от 19 декабря 2017 г. №326 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 31 мая 2017 г. №156» в части установления норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, где отсутствует техническая возможность забора воды для общедомовых нужд равным 0 куб.м в месяц на кв.метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» судебные расходы в сумме 4500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
СудьяЕ.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 г.