ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-121/19 от 15.11.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-121/2019

Решение

Именем Российской Федерации

15 ноября 2019 года город Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Воробьевой В.А.

с участием прокурора Полещук Р.С.,

представителей:

административного истца ООО «ИНТЕРШИНА» ФИО1,

административных ответчиков: Законодательного Собрания Тверской области ФИО2, Губернатора Тверской области ФИО3 и ФИО4,

заинтересованных лиц: Министерства транспорта Тверской области ФИО5, Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «ИНТЕРШИНА» об оспаривании Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области»,

установил:

11 июля 2019 года Законодательным Собранием Тверской области принят и 23 июля 2019 года Губернатором Тверской области подписан Закон Тверской области № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области», который официально опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 июля 2019 года; в газете «Тверские ведомости» от 31 июля - 6 августа 2019 года № 31.

Законом Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО «О внесении изменений в Закон Тверской области «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области», опубликованным на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28 октября 2019 года, в газете «Тверские ведомости» от 30 октября - 5 ноября 2019 года № 44, в указанный Закон внесены изменения.

Закон Тверской области № 45-ЗО в действующей редакции содержит следующие положения.

Статья 1

Настоящий закон в соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления городского округа город Тверь и муниципального образования Тверской области «Калининский район» и органами государственной власти Тверской области, а также отношения, связанные с прекращением осуществления органами местного самоуправления городского округа город Тверь отдельных государственных полномочий Тверской области по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области.

Статья 2

1. Органы государственной власти Тверской области осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Тверь и муниципального образования Тверской области «Калининский район» по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок:

1) утверждение порядка установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядка рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также оснований для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, оснований для отмены данных маршрутов);

2) установление, изменение, отмена маршрутов регулярных перевозок;

3) изменение вида регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок;

4) организация перевозок по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и по нерегулируемым тарифам;

5) формирование конкурсной документации на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу, проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу (далее - открытый конкурс) в соответствии с федеральным законодательством, установление шкалы для оценки критериев на участие в открытом конкурсе;

6) утверждение порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок (в том числе внесение в него изменений);

7) утверждение документа планирования регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок (в том числе внесение в него изменений);

8) выдача, переоформление, прекращение или приостановление действия карт маршрутов регулярных перевозок;

9) выдача, переоформление, прекращение или приостановление действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

10) организация мероприятий по обследованию пассажиропотоков, изучение географии поездок населения по маршрутам регулярных перевозок;

11) прием граждан, рассмотрение их обращений по проблемам организации регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок;

12) сбор сведений о работе транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки населения по маршрутам регулярных перевозок;

13) формирование статистической отчетности о работе транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки населения по маршрутам регулярных перевозок;

14) обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок;

15) ведение реестра маршрутов регулярных перевозок и размещение сведений, включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок (за исключением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

16) организация контроля в пределах своей компетенции.

2. Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, перераспределяются между органами местного самоуправления городского округа город Тверь, муниципального образования Тверской области «Калининский район» и органами государственной власти Тверской области на неограниченный срок, но не менее срока полномочий Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва.

Статья 3

1. Полномочия по организации регулярных перевозок, указанные в части 1 статьи 2 настоящего закона, осуществляются Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области либо подведомственные им государственные казенные учреждения Тверской области.

2. Полномочия по организации регулярных перевозок, указанные в части 1 статьи 2 настоящего закона, осуществляются за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Тверской области на 2020 и последующие годы (с учетом изменения, внесенного пунктом 1 статьи 1 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО).

Статья 7

1. В целях повышения качества оказываемых пассажирам услуг, эффективного планирования пассажирских перевозок на территории городского округа город Тверь, муниципального образования Тверской области «Калининский район», со дня официального опубликования настоящего закона до 1 января 2020 года устанавливается переходный период.

2. В течение переходного периода Правительство Тверской области в целях обеспечения осуществления с 1 января 2020 года полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 2 настоящего закона, принимает необходимые для этого правовые акты, определяет и (или) формирует исполнительные органы государственной власти Тверской области, которые будут осуществлять данные полномочия, подведомственные им государственные казенные учреждения Тверской области, устанавливает их компетенцию (с учетом изменения, внесенного подпунктом «а» пункта 3 статьи 1 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО).

3. В течение переходного периода исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющий на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, либо подведомственные ему государственные казенные учреждения Тверской области в рамках их компетенции:

принимают правовые акты (решения), необходимые для обеспечения осуществления с 1 января 2020 года полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 2 настоящего закона;

обеспечивают в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организацию закупок работ, связанных с осуществлением с 1 января 2020 года регулярных перевозок по регулируемым тарифам (с учетом дополнения, внесенного подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО).

Статья 8

1. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением статей 5 и 7 настоящего закона.

2. Статьи 5 и 7 настоящего закона вступают в силу со дня его официального опубликования.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления городского округа город Тверь, муниципального образования Тверской области «Калининский район» до вступления в силу настоящего закона, регулирующие осуществление органами местного самоуправления городского округа город Тверь, муниципального образования Тверской области «Калининский район» полномочий, указанных в части 1 статьи 2 настоящего закона, применяются после 1 января 2020 года в части, не противоречащей настоящему закону и принятым в соответствии с ним правовым актам органов государственной власти Тверской области (с учетом изменения, внесенного подпунктом «в» пункта 3 статьи 1 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО).

Статьей 2 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО установлено, что настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 1); его действие, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие с 24 июля 2019 года (пункт 2).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИНТЕРШИНА», осуществляющее деятельность, связанную с регулярными перевозками в городе Твери, и имеющее свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок действующие до ДД.ММ.ГГГГ, обратилось в суд с административным иском о признании статей 1-3, 7, 8 Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области» недействующими.

Заявленные требования мотивированы доводами о том, что статьи 1-3 Закона, предусматривающие перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок между органами местного самоуправления города Твери и органами государственной власти Тверской области, не соответствуют статье 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьям 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку указанные полномочия могут быть перераспределены между органами местного самоуправления, но не между данными органами и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Часть 2 статьи 7 Закона в первоначальной редакции, наделяющая Правительство Тверской области и уполномоченные органы и учреждения правом осуществлять полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок, части 2 и 3 статьи 8 в этой же редакции, содержащие положения о дате вступления в силу статьи 7 (день официального опубликования данного Закона), и об ограничении действия принятых по этому вопросу до вступления в силу настоящего закона муниципальных правовых актов, по утверждению административного истца, противоречат части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей, что законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие перераспределение полномочий, вступают в силу с начала очередного финансового года.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в связи с принятием Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО представлено заявление об уточнении административных исковых требований, в котором ООО «ИНТЕРШИНА» просит признать недействующими:

- статьи 1-3, 7, 8 основного закона в первоначальной редакции;

- пункт 3 статьи 1 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО (то есть части 2 и 3 статьи 7, часть 3 статьи 8 основного закона в новой редакции), пункт 2 статьи 2 изменяющего закона.

В обоснование уточненных административных исковых требований общество указало, что части 2 и 3 статьи 7 основного закона в новой редакции не соответствуют части 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту 7 части 2 статьи 14, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку необоснованно наделяют Правительство Тверской области и исполнительный орган государственной власти Тверской области правом осуществлять полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, к тому же такое перераспределение производится с 24 июля 2019 года, а не с начала очередного финансового года.

Пункт 2 статьи 2 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО, распространяющий его действие на правоотношения, возникшие с 24 июля 2019 года, придает данному нормативному акту обратную силу в нарушение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 102 Устава Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал и уточнил, что ООО «ИНТЕРШИНА» фактически оспаривает статьи 1-3, 7, 8 основного закона в первоначальной и в действующей, с учетом внесенных изменений редакции, а также пункт 2 статьи 2 изменяющего закона.

Представители административных ответчиков: Законодательного Собрания Тверской области ФИО2, Губернатора Тверской области ФИО3 и ФИО4, заинтересованных лиц: Министерства транспорта Тверской области ФИО5, Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери ФИО6 возражали против удовлетворения административного иска на основании доводов, приведенных в письменных отзывах, где указано, что оспариваемый закон принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Тверской области с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования нормативных правовых актов, прав административного истца не нарушает.

Заинтересованные лица: Администрация города Твери, Администрация Калининского района Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора Полещук Р.С. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и городского округа, статусом которых на основании Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов» наделены Калининский район Тверской области и город Тверь, пунктом 6 части 1 статьи 15, пунктом 7 части 1 статьи 16 поименованного Федерального закона отнесено к вопросам местного значения соответственно муниципального района и городского округа.

Статья17 того же Федерального закона, определяя круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения, в части 1.2 закрепляет право субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, своим законом, вступающим в силу с начала очередного финансового года, перераспределить полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Одновременно федеральный законодатель в абзаце втором части 1.2 приведенной статьи установил запрет на отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи17 и частью 10 статьи35 названного Федерального закона.

Аналогичное положение содержится в части 6.1 статьи26.3 Федерального закона от 06 октября 1999года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Возможность перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа установлена Федеральным законом от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно части 5 статьи 2 которого законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 1 Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО устанавливает предмет регулирования данного нормативного правового акта, включающий отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления городского округа город Тверь и муниципального образования Тверской области «Калининский район» и органами государственной власти Тверской области.

Статья 2 данного закона определяет перечень полномочий, которыми наделяются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, и срок их осуществления, а статья 3 - органы государственной власти, уполномоченные на осуществление перераспределенных полномочий (часть 1), а также источник их финансирования (часть 2).

Полномочия, наделение которыми органов государственной власти Тверской области предусмотрено оспариваемыми статьями 1-3 Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО, к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, перечисленным в пунктах 1, 2, 7, 8 части 1, части 1.2 статьи17, части 10 статьи35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не относятся. Запрета на их передачу от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации федеральное законодательство не устанавливает.

Наделение данными полномочиями Правительства Тверской области, уполномоченных им исполнительных органов государственной власти Тверской области и подведомственных им государственных казенных учреждений Тверской области соответствует подпунктам «г», «з» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которым высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет полномочия, установленные в том числе законами субъекта Российской Федерации, а также частям 1, 2 статьи 1, статье 22 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», предусматривающим, что Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляет на всей территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тверской области, осуществляет закрепленные за ним полномочия самостоятельно или, если иное не установлено законодательством, через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области.

Указание на то, что источником финансирования перераспределенных полномочий являются средства областного бюджета Тверской области на 2020 год и последующие годы согласуется с установленным пунктом 1 статьи 26.3 указанного Федерального закона общим принципом самостоятельного за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам их ведения, требованием пункта 6.1 этой же статьи о том, что законы субъекта Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года, а также пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что стати 1-3 оспариваемого закона нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Часть 1 статьи оспариваемой истцом статьи 7 основного закона устанавливает переходный период со дня его официального опубликования до 01 января 2020 года. Целью такого правового регулирования является повышение качества оказываемых услуг и эффективное планирование пассажирских перевозок на территории города Твери и Калининского района Тверской области.

Части 2 и 3 этой же статьи (в редакции пункта 3 статьи 1 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО) на переходный период определяют функции Правительства Тверской области, а также исполнительного органа государственной власти Тверской области, осуществляющего на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, подведомственных ему государственных казенных учреждений в рамках их компетенции.

Возможность установления в нормативном правовом акте переходного периода действующему законодательству не противоречит. Напротив, как следует из пункта 3.18.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 года № 290, нормативным правовым актом может быть установлен переходный период при наличии технологических, экономических, организационных либо иных ограничений, не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, а также в связи со значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.

Из представленных административными ответчиками и заинтересованными лицами отзывов и возражений следует, что в данном случае установление переходного периода обусловлено невозможностью осуществления уполномоченными органами перераспределенных полномочий с 01 января 2020 года без подготовительных процедур, необходимостью учета потребностей населения и обеспечения надлежащих условий для оказания транспортных услуг, своевременного проведения конкурсов с целью осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам и обеспечения их бюджетного финансирования.

Таким образом, приведенные положения статьи 7 Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО не устанавливают каких-либо обязанностей участников регулируемых им правоотношений, а их содержание в системном единстве со статьями 1, 2, 3, частью 3 статьи 8 этого же Закона свидетельствует о направленности приведенного правового регулирования на обеспечение с 01 января 2020 года транспортного обслуживания населения и осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по новым, установленным на основании данного Закона на будущее правилам, требующим соответствующего правового регулирования, предварительной подготовки и проведения организационных мероприятий, в том числе с целью выполнения требований статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам на основании государственных контрактов, заключенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо иным государственным заказчиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Доводы административного искового заявления о том, что принятие правовых актов, определение уполномоченных органов государственной власти, организация конкурсных процедур требуют дополнительного, не предусмотренного областным бюджетом на 2019 год финансирования, носят характер предположения и опровергаются содержанием письменных отзывов и возражений административных ответчиков и заинтересованного лица, объяснениями их представителей в судебном заседании, откуда следует, что реализация предусмотренных статьей 7 регионального закона полномочий в переходный период осуществляется без дополнительного финансирования, в рамках текущего исполнения возложенных полномочий и обязанностей соответствующими исполнительными органами государственной власти Тверской области и должностными лицами.

В силу частей 1 и 2 статьи 8 оспариваемого закона данный нормативный правовой акт, за исключением статьи 7, а также не оспариваемой истцом статьи 5 (содержащей предписания в отношении органов местного самоуправления города Твери в связи с осуществлением ими на основании ранее принятых законов Тверской области отдельных государственных полномочий по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам), вступает в силу с 01 января 2020 года.

Установление такого срока вступления в силу - с начала очередного финансового года согласуется с частью 2 статьи 3 этого же закона, где указано, что финансирование осуществления перераспределенных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета, начиная с 2020 года, и направлено на выполнение соответствующего требования пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Часть 3 статьи 8 Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО о том, что после 01 января 2020 года муниципальные правовые акты, регулирующие осуществление органами местного самоуправления перераспределенных полномочий, действуют в части не противоречащей настоящему закону и принятым в соответствии с ним правовыми актами органов государственной власти Тверской области, также соответствует установленному порядку вступления в силу нормативных правовых актов и направлена на устранение правовой неопределенности в вопросе конкуренции норм муниципальных и региональных правовых актов по вышеуказанному вопросу.

С утверждением административного истца о несоответствии действующему законодательству пункта 2 статьи 2 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО, на основании которого действие поименованного закона, за исключением пункта 2 статьи 1 (о признании утратившей силу части 1 не оспариваемой истцом статьи 5), распространено на правоотношения, возникшие с 24 июля 2019 года, также нельзя согласиться.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года № 71-О указано, что содержащееся в указанной норме закона регулирование не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Тверской области определен в Законе Тверской области от 16 марта 2004года № 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области», согласно пункту 7 статьи 14 которого нормативные правовые акты Тверской области вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, Уставом Тверской области, самим нормативным правовым актом, а в пункте 1 статьи 15 определено, что нормативный правовой акт Тверской области (его часть) действует в течение указанного в нем срока.

В данном случае оспариваемой нормой в соответствии с приведенными нормативными положениями установлен иной порядок введения в действие и срок действия (с 24 июля 2019 года) Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО, изменяющего вступивший в силу с этой же даты Закон Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО.

Указанные изменения не наделяют органы государственной власти новыми, не предусмотренными первоначальной редакцией оспариваемого закона полномочиями, не устанавливают дополнительные ограничения прав, обязанности или меры ответственности субъектов регулируемых правоотношений.

Из объяснений представителей сторон и заинтересованных лиц в судебном заседании следует, что в рамках данных полномочий, предусмотренных пунктами 4, 7 части 1 статьи 2 оспариваемого закона в первоначальной редакции, Правительство Тверской области постановлением от 30 июля 2019 года № 298-пп утвердило Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа город Тверь, муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Тверской области «Калининский район», на основании которого в четвертом квартале 2019 года предполагается заключение государственных контрактов в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление перевозок на основании указанных контрактов и их финансирование за счет средств областного бюджета начнется в первом квартале 2020 года. Возможности принять участие в конкурсах с целью заключения таких контрактов истец не лишен.

Данных об осуществлении органами государственной власти Тверской области на основании оспариваемого закона в действующей или в первоначальной редакции иных полномочий органов местного самоуправления, потребовавшем вопреки предписаниям пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», их финансирования за счет средств бюджета Тверской области в 2019 году, участвующие в деле лица не сообщили, судом такие факты также не установлены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что пункт 2 статьи 2 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО направлен на конкретизацию по сравнению с первоначальной редакцией Закона Тверской области от 23 июля 209 года № 45-ЗО источника финансирования перераспределенных полномочий и нормативных актов, которыми правоотношения в сфере регулярных перевозок могут регулироваться после 01 января 2020 года, а также объема тех полномочий, которыми Правительство Тверской области наделено в переходный период с целью надлежащего выполнения организационных и подготовительных мероприятий, предшествующих началу осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области переданных им полномочий по организации регулярных перевозок.

Таким образом, пункт 2 статьи 2 Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО соответствует пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статье 14 Закона Тверской области от 16 марта 2004 года № 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области».

Кроме того, следует учесть, что Закон Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области» регулирует вопросы передачи предусмотренных Федеральным законом полномочий от одного уровня публичной власти другому, затрагивает права местного самоуправления и бюджетные интересы Тверской области и не нарушает права истца. При этом органы местного самоуправления, продолжающие осуществлять эти полномочия до 01 января 2020 года, возражений по данному вопросу не высказали, а в городе Твери, напротив, полностью поддержали введенное региональным законодателем правовое регулирование, не согласились с доводами административного истца.

Оспариваемые ООО «ИНТЕРШИНА» положения названного закона в первоначальной редакции: часть 2 статьи 3, часть 2 статьи 7, часть 3 статьи 8 в связи с принятием изменяющего закона в настоящее время не действуют, права, свободы и законные интересы Общества не затрагивают, в связи с чем производство по настоящему делу в части оспаривания данных норм определением суда от 15 ноября 2019 года прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ООО «ИНТЕРШИНА» об оспаривании Закона Тверской области от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области» и Закона Тверской области от 25 октября 2019 года № 57-ЗО «О внесении изменений в Закон Тверской области «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 18 ноября 2019 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова