КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-6/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при помощнике судьи Корженко И.А.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному ООО «Семерка» об оспаривании нормативного акта Генерального плана муниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденного решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 24 июня 2019 года №320 в части,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Семерка» обратилось с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка КН № по адресу: <адрес>, в соответствии с договором аренды от 28 декабря 2007 года №815-КЗО/2007. Согласно условиям договора, участок предоставлен в аренду сроком на 49 лет под существующие здания водолечебницы и котельной с последующей их реконструкцией под гостиничный комплекс с объектами рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. В настоящее время данный земельный участок располагается в территориальной зоне РЗ 2 – зона санаториев, детских оздоровительных лагерей, учреждений отдыха, спорта и туризма, с учетом решения Калининградского областного суда от 10 октября 2017 года. В настоящее время на земельном участке КН № ведется строительство лечебно-оздоровительного объекта «Кранц Плаза СПА-курорт». 24 июня 2019 года решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» №320 утвержден Генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ», в соответствии с которым земельный участок КН № отнесен к функциональной зоне «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)». Режим этой функциональной зоны предполагает, что указанный земельный не может быть использован для строительства, то есть его использование в соответствии с действующим договором аренды от 28 декабря 2007 года №815-КЗО/2007 исключается. Согласно уточненным административным исковым требованиям, просит признать недействующим Генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденного решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 24 июня 2019 года №320 в части отнесения земельного участка КН №, расположенного по адресу: <адрес>, к функциональной зоне «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)» и отнести этот земельный участок к функциональной зоне «зона санаторно-курортного назначения».
Представитель ООО «Семерка» ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал и пояснил, что оспариваемая функциональная зона относит земельный участок к территории общего пользования, на которой не действуют градостроительные регламенты и какое-либо строительство и реконструкция существующих зданий запрещены. Таким образом, цели, для которых был взят земельный участок в аренду, реализованы быть не могут, что нарушает права административного истца.
Представители администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО2 и ФИО3 (последний также представляет интересы Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ»), возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований и пояснили, что земельный участок КН № отнесен к функциональной зоне «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)» с учетом образования на нем ООПТ «Парк «Санаторский». Такая функциональная зона соответствует прежнему Генеральному плану и действующим Правилам землепользования и застройки. Градостроительный регламент будет установлен находящимися на стадии обсуждений Правилами землепользования и застройки, при этом реконструкция объекта рекреационного назначения, которым является водолечебница, не противоречит функциональному назначению зоны.
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области ФИО4 возражала против удовлетворения административных исковых требований. В обоснование пояснила, что в оспариваемом Генеральном плане отсутствуют параметры функциональной зоны, она характеризует лишь общее направление развития территории.
В судебное заседание не явились представители Правительства Калининградской области, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Законом Калининградской области от 27.04.2015 N420 образовано муниципальное образование "Зеленоградский городской округ" со статусом городского округа.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Установлено, что ООО «Семерка» с 04 октября 2006 года на праве собственности принадлежат здания водолечебницы и котельной общей площадью 894,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Эта же организация является арендатором земельного участка КН №, на котором расположены указанные объекты недвижимого имущества, в соответствии с договором аренды от 28 декабря 2007 года №815-КЗО/2007. Согласно условиям договора аренды, земельный участок предоставлен в аренду сроком на 49 лет по существующие здания водолечебницы и котельной с последующей их реконструкцией под гостиничный комплекс с объектами рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Действовавшими на тот момент заключения договора аренды документами территориального планирования и градостроительного зонирования земельный участок КН 39:05:010111:23 был отнесен к функциональной зоне санаториев и пансионатов, территориальной зоне санаториев, детских оздоровительных лагерей, учреждений отдыха, спорта и туризма (индекс «РЗ 2»).
Постановлением главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 13 июня 2018 года № 1345 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения в МО «Зеленоградский городской округ» созданы особо охраняемые природные территории местного значения категории «городские (поселковые) парки культуры и отдыха» на территории муниципального образования «Зеленоградский городской округ», в том числе парк «Санаторский», в границы которого включены земельный участок с кадастровым номером № площадью 7999 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 11 977 кв.м.
02 октября 2019 года ООО «Семерка» получило разрешение №39-RU39320000-352-2019 на реконструкцию здания по <адрес>, площадью 892,10 кв.м., сроком действия до 02 октября 2022 года.
15 октября 2019 года в адрес административного истца поступило уведомление от Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о признании недействующим ранее выданного разрешения на реконструкцию водолечебницы, в связи с принятием постановления администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 13 июня 2018 № 1345.
Решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 24 июня 2019 года №320 утвержден Генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ», которым земельный участок КН № отнесен к функциональной зоне «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)».
Согласно ранее действовавшему Генеральному плану г. Зеленоградска, утвержденному решением городского Совета депутатов МО «Зеленоградское городское поселение» № 157 от 17 октября 2012 г., этот земельный участок входил в состав функциональной зоны санаториев и пансионатов.
В настоящее время земельный участок КН № относится к территориальной зоне РЗ 2 - санаториев, детских оздоровительных лагерей, учреждений отдыха, спорта и туризма.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылается на невозможность строительства и реконструкции имеющихся объектов на земельном участке КН 39:05:010111:23.
На основании статей, 40, 41, 42 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, землепользование ООО «Семерка» как арендатором может осуществляться только с учетом установленных условий и ограничений.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с п. 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ карта функциональных зон поселения или городского округа является составной частью генерального плана.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно ч.ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Части 1, 2 ст. 95 ЗК к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В описании параметров функциональной зоны «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)», содержащегося в Положении о территориальном планировании оспариваемого Генерального плана МО «Зеленоградский городской округ», на невозможность размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения в этой зоне не указано.
Следовательно, с учетом положений действующего градостроительного регламента, оснований полагать, что установление в отношении земельного участка КН № режима функциональной зоны «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)» исключает реконструкцию зданий водолечебницы и котельной в параметрах, указанных в разрешении на строительство №39-RU39320000-352-2019, и тем самым нарушает права ООО «Семерка» как арендатора земельного участка, не имеется.
Кроме того, необходимо учесть, что на территории земельного участка образована особо охраняемая природная территория – парк «Санаторский». Законность этого решения органа местного самоуправления подтверждена апелляционным определением Калининградского областного суда от 21 октября 2020 года.
Согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Таким образом, основания для отнесения земельного участка КН № к функциональной зоне «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)» имелись, данное решение отвечает принципу приоритета публичных интересов устойчивого развития территории.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что по делу не установлено обстоятельств, подтверждающих довод административного истца о нарушении его прав оспариваемым Генеральным планом муниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденного решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 24 июня 2019 года №320 и о противоречии его нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Семерка» об оспаривании нормативного акта Генерального плана муниципального образования «Зеленоградский городской округ», утвержденного решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 24 июня 2019 года №320 в части отнесения земельного участка КН №, расположенного по адресу: <адрес>, к функциональной зоне «зона рекреационного назначения, спорт (городских лесов, скверов, бульваров, набережных)» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 3 декабря 2020 года.
Судья Д.В. Шубин