ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-121/2020
УИД 75OS0000-01-2020-000232-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2020 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Бянкиной Т.А.,
с участием:
представителя административного истца акционерного общества «Тепловодоканал» ФИО1,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы»,
установил:
приложением № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 20 декабря 2018 года № 721-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы (далее – приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2018 года.
Приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в вышеуказанный приказ от 20 декабря 2018 года № 721-НПА внесены изменения, приложение № 1 к приказу изложено в новой редакции.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 23 декабря 2019 года.
Решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года по административному делу № 3а-109/2019 признано недействующим с момента принятия приложение № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 01 января по 30 июня 2019 года и с 01 июля по 31 декабря 2019 года, на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий указанное приложение № 1. Решение суда вступило в законную силу 29 мая 2020 года.
В связи с чем приказом РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА) внесены изменения, и действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 15 июня 2020 года.
20 августа 2020 года акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – АО «Тепловодоканал») в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года по административному делу № 3а-109/2019 приложение № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА признано недействующим с момента принятия в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 01 января по 30 июня 2019 года и с 01 июля по 31 декабря 2019 года ввиду не применения регулирующим органом межразрядных тарифных коэффициентов, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 года, что повлекло установление экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию. Исполняя данное решение суда, РСТ Забайкальского края издала приказ от 11 июня 2020 года № 90-НПА, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
По мнению административного истца, регулирующий орган решение суда исполнил ненадлежащим образом, установив вновь экономически необоснованные тарифы ввиду использования при расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения прежних межтарифных коэффициентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256 и не применения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 года. Кроме того, при расчете тарифа на 2019 год фонд оплаты труда к ранее утвержденному фонду оплаты труда был снижен на 200 304,46 руб. при неизменной штатной численности. При принятии замещающего приказа, признанного судом недействующим в части установления тарифов на 2019 год, регулирующий орган изменил тарифы не только на 2019, но и на 2020 год без законных на то оснований, при этом необоснованно снизив фонд оплаты труда к ранее утвержденному фонду оплаты труда в тарифах на 2020 год на 2 812 889,87 руб., и уменьшив штатную численность на 8,83. Оспариваемым приказом необоснованно установлены разные тарифы на тепловую энергию потребителям, подключенным к одной котельной: для потребителей, подключенных к котельной по ул. Пионерская и для потребителей, подключенных в результате реконструкции тепловых сетей с котельной «Центральная» на котельную по ул. Пионерская. При принятии замещающего приказа регулирующим органом были внесены изменения в статьи расходов, касающихся не только заработной платы. Уровень необходимой валовой выручки на 2020 год снижен с 54 028 643 руб. до 37 908 828 руб., из нее необоснованно исключены затраты на финансирование инвестиционной программы по реконструкции котельной по ул. Пионерская, исключен нормативный уровень прибыли, утвержденный в инвестиционной программе на 2020 год. Кроме того, указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленной формы на заседании Правления, предусмотренной пунктом 7 приказа РСТ Забайкальского края № 67/1 от 2 марта 2010 года, поскольку административный истец посредством ВКС наблюдал заседание Правления, однако возможности принять участие в нем не имел ввиду отсутствия аудиосвязи. Таким образом, регулирующий орган не только не восстановил положение административного истца, а, напротив, ухудшил его, права и законные интересы административного истца продолжают нарушаться.
На основании изложенного административный истец просит суд признать не действующим со дня принятия приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 11 июня 2020 года №90-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года №721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы»; обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу; сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Руководитель РСТ Забайкальского края ФИО3 в представленном письменном отзыве с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что оснований включения условий Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве для расчета расходов на оплату труда не имелось, поскольку нормы данного соглашения регулируемой организацией не применяются, в коллективном договоре не отражены. Штатное расписание АО «Тепловодоканал» изменениям не подвергалось, расходы по статье оплата труда снижены по причине выявления технической ошибки в ранее произведенных расчетах, а именно доплаты за работу в ночное время, праздничные дни и надбавка за вредные условия труда были рассчитаны не от оклада сотрудников, а от общей суммы со всеми надбавками. Оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края пересмотрены затраты и тарифы только на 2019 год, тарифы на 2020 год не изменялись. Права АО «Тепловодоканал» в связи с установлением тарифов для потребителей, подключенных от котельной «Центральная» на котельную «Пионерская» нарушены не были, поскольку суммы недополученных доходов, образовавшиеся в связи с принятием такого решения, будут учтены РСТ Забайкальского края при утверждении тарифов на очередной период регулирования. Нарушений процедуры извещения ресурсоснабжающей организации о месте проведения заседания правления не было, АО «Тепловодоканал» было уведомлено о заседании правления за 3 дня, оснований для переноса заседания правления не имелось ввиду ограниченных сроков исполнения решения Забайкальского краевого суда по делу 3а-109/2019.
В судебном заседании представитель АО «Тепловодоканал» ФИО1 позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указав, что РСТ Забайкальского края при установлении тарифов в расчетах на оплату труда использовала межтарифные коэффициенты, установленные недействующим постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256. Размеры тарифных коэффициентов, использованных органом регулирования в расчетах расходов на оплату труда, существенно ниже тарифных коэффициентов, установленных в штатном расписании организации.
Представитель РСТ Забайкальского края ФИО2 просила административное исковое заявление оставить без удовлетворения, приведя доводы, изложенные в письменном отзыве.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7 указанного закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 части 1 статьи 8 закона предусмотрено, что регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий РСТ Забайкальского края издала приказ от 20 декабря 2018 года № 721-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 1 и № 2, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) согласно приложению № 3.
Приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в вышеуказанный приказ от 20 декабря 2018 года № 721-НПА внесены изменения, приложения № 1 и № 2 к приказу изложены в новой редакции.
Решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года по административному делу № 3а-109/2019 признано не действующим с момента принятия приложение № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 01 января по 30 июня 2019 года и с 01 июля по 31 декабря 2019 года, на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий указанное приложение № 1. Решение суда вступило в законную силу 29 мая 2020 года.
Во исполнение решения Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года приказом РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА) внесены изменения, и действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Данный приказ РСТ Забайкальского края был принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (приказы от 24 сентября 2018 года № 194, от 13 ноября 2019 года № 300, от 24 марта 2020 года №39, выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 35), с учетом изменения в экспертное заключение по установлению тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Оловяннинский район», на долгосрочный период 2019-2021 годы, официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 15 июня 2020 года.
С доводом административного истца о допущенном регулирующим органом нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта суд не соглашается. О назначенном на 11 июня 2020 года заседании Правления РСТ Забайкальского края административный истец был уведомлен, РСТ Забайкальского края предоставило возможность представителям АО «Тепловодоканал» принять участие в заседании Правления посредством видеоконференцсвязи, при этом возникшие в ходе заседания Правления технические неполадки не свидетельствуют о нарушении процедуры принятия решения.
При таких обстоятельствах оснований полагать процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.
Оспариваемым административным истцом приказом РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА утверждены изменения, которые вносятся в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции, согласно которой для потребителей, подключенных к котельной по ул. Пионерская в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 01 января по 30 июня 2019 года тариф составил 5 386,34 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 5 501,35 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2020 года – 5 321,42 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2020 года – 5 321,42 руб./Гкал; с 01 января по 30 июня 2021 года – 4 758,51 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2021 года – 4 758,51 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС) с 01 января по 30 июня 2019 года тариф составил 1 696,91 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 1 751,21 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2020 года – 1 751,21 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2020 года – 1 826,51 руб./Гкал; с 01 января по 30 июня 2021 года – 1 826,51 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2021 года – 1 905,05 руб./Гкал; для потребителей, подключенных с котельной «Центральная» на котельную по ул. Пионерская в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 01 января по 30 июня 2019 года тариф составил 4053,52 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 4 229,44 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2020 года – 4 229,44 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2020 года – 4 863,86 руб./Гкал; с 01 января по 30 июня 2021 года – 4 487,92 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2021 года – 4 487,92 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС) с 01 января по 30 июня 2019 года тариф составил 1 696,91 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 1 751,21 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2020 года – 1 751,21 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2020 года – 1 826,51 руб./Гкал; с 01 января по 30 июня 2021 года – 1 826,51 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2021 года – 1 905,05 руб./Гкал. Также в новой редакции изложена таблица приложения № 2, устанавливающая для АО «Тепловодоканал»тарифы по компонентам на холодную воду, тепловую энергию для населения и прочих потребителей на 2019 – 2021 годы.
Оценив содержание оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.
В силу подпункта 5 статьи 3 и статьи 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, а также принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе методом индексации установленных тарифов.
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением, в том числе метода индексации установленных тарифов, осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Как следует из материалов дела, АО «Тепловодоканал» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей в том числе услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению потребителей на территории Забайкальского края.
Обратившись в суд и утверждая о необоснованности установленных оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА тарифов, административный истец указывает, что орган регулирования при расчете расходов на оплату труда использовал межтарифные коэффициенты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256, которое утратило силу, снизил фонд оплаты труда по отношению к ранее утвержденному фонду оплаты труда на 200 304,46 рублей, в отсутствие оснований изменил тарифы на 2020 год, установил разные тарифы на тепловую энергию потребителям, подключенным к одной котельной, нарушил процедуру принятия заменяющего нормативного правового акта.
В судебном заседании пояснениями представителя административного ответчика установлено, что в основу внесенных оспариваемым приказом изменений положены выводы, изложенные в изменении в экспертное заключение по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории муниципального района «Оловяннинский район»на долгосрочный период 2019-2021 годов (далее – изменение в экспертное заключение).
Согласно изменения в экспертное заключение, фонд оплаты труда сформирован РСТ Забайкальского края исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, принятой в размере 10 303 руб. в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденном 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее – Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ на 2017-2019 годы). Окладная часть заработной платы работников АО «Тепловодоканал» определена с применением тарифных коэффициентов, разработанных на основе единой тарифной сетки по оплате труда, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – постановление Правительства РФ № 256).
В силу положений пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. В силу пунктов 73, 58 Основ ценообразования в число текущих расходов входят расходы на оплату труда.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 42 Основ ценообразования).
Согласно статье 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ на 2017-2019 годы - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
Пунктом 4 приложения № 1 Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ на 2017-2019 годы предусмотрена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда организации коммунального теплоснабжения на 01 января 2019 года в размере 10 303 руб.
В приложении № 3 исследуемого Отраслевого тарифного соглашения приведена рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы.
В соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
АО «Тепловодоканал» не является членом Отраслевого тарифного соглашения, однако на него в силу вышеприведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения, как организации, не подавшей в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению мотивированный письменный отказ от присоединения к нему.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд находит правильным исчисление административным ответчиком фонда оплаты труда исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 10 303 руб. в соответствии с пунктом 4 приложения № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ на 2017-2019 годы.
Из изменения в экспертное заключение следует, что в целях сдерживания роста тарифов на услуги ЖКХ при формировании необходимой валовой выручки организации на 2019 год регулирующим органом учтены расходы на оплату труда, рассчитанные на основе единой тарифной сетки по оплате труда, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 256.
Однако, на момент издания оспариваемого нормативного правового акта постановление Правительства РФ № 256 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года №216 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». При этом использованные РСТ Забайкальского края при расчетах плановых затрат на оплату труда размеры тарифных коэффициентов, установленные постановлением Правительства РФ № 256, значительно ниже тарифных коэффициентов, установленных как в штатном расписании административного истца, так и в Отраслевом тарифном соглашении в ЖКХ на 2017-2019 годы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных РСТ Забайкальского края расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал», поскольку регулирующим органом применен недействующий нормативный правовой акт, немотивированно отклонено предложение организации по размеру тарифных коэффициентов для всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал), не осуществлен расчет и обоснование применения тарифных коэффициентов в отношении каждого из разрядов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента.
Довод административного ответчика об отсутствии оснований для применения предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ тарифных коэффициентов по причине не применения данного соглашения АО «Тепловодоканал», подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права. Как отмечалось выше, на АО «Тепловодоканал» распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ на 2017-2019 года, и возможность применения норм данного соглашения к работникам действующим законодательством не ставится в зависимость от того, прописано или нет в трудовом договоре с работником применение отраслевого соглашения.
Также суд находит заслуживающим внимания довод административного истца об установлении оспариваемым нормативным правовым актом разных тарифов на тепловую энергию потребителям, подключенным к одной котельной в силу следующего.
Согласно утвержденным оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА изменениям следует, что административным ответчиком установлены тарифы для потребителей, подключенных к котельной по ул. Пионерская и для потребителей, подключенных с котельной «Центральная» на котельную по ул. Пионерская. При этом тариф на тепловую энергию для прочих потребителей, подключенных с котельной «Центральная»на котельную по ул. Пионерская ниже чем для аналогичных потребителей, подключенных к котельной по ул. Пионерская.
Установление разных тарифов на тепловую энергию для подключенных к одной котельной по ул. Пионерская потребителей, орган регулирования обосновывает проведением АО «Тепловодоканал» в рамках концессионного соглашения от 27 февраля 2019 года работ по переподключению потребителей на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» от котельных, переданных по концессионному соглашению, на котельную по ул. Пионерская и недопущением роста тарифов для бюджетных и прочих потребителей, переподключенных с котельной «Центральная». При этом суммы недополученных доходов, образовавшиеся в связи с принятием такого решения, будут учтены РСТ Забайкальского края при утверждении тарифов на очередной период регулирования.
Однако ни изменение в экспертное заключение, ни выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 35 анализа экономической обоснованности и каких-либо суждений в исследуемой части не содержат.
Решение Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года по делу № 3а-109/2019, послужившее основанием для издания оспариваемого нормативного правового акта, не предусматривает принятие нового нормативного правового акта с установлением разных тарифов на тепловую энергию для подключенных к одной котельной потребителей. Кроме того, указанным решением суда на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий в части приложение № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА, однако оспариваемым приказом утверждены изменения как в приложение № 1 так и в приложение № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА.
Довод административного ответчика о том, что суммы недополученных доходов, образовавшиеся в связи с установлением разных тарифов для подключенных к одной котельной потребителям, будут учтены РСТ Забайкальского края при утверждении тарифов на очередной период регулирования подлежит отклонению, поскольку соответствующих доказательств, в т.ч. соответствующих расчетов, заключений, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установление оспариваемым нормативным правовым актом разных тарифов на тепловую энергию для подключенных к одной котельной потребителей в отсутствие на то соответствующего экономического обоснования не соответствует закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении принципу обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Вместе с тем, довод административного истца о снижении фонда оплаты труда по отношению к ранее утвержденному фонду оплаты труда на 200 304,46 рублей подлежит отклонению, поскольку, как следует из пояснений представителя административного ответчика и подтверждается представленным в суд расчетом, уменьшение расходов на оплату труда в указанном размере обусловлено приведением расчета в соответствие с действующим законодательством в части начисления доплат за работу в ночное время, праздничные дни и надбавки за вредные условия труда не от общей суммы со всеми надбавками, а от оклада сотрудников.
Подлежит отклонению и довод административного истца о необоснованном изменении тарифов на 2020 год, поскольку оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА необходимая валовая выручка в целом, а также отдельные статьи затрат на 2020 год не пересматривались. Корректировка тарифов на 2020 год и внесение соответствующих изменений в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА осуществлена приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район». При этом административным истцом в рамках настоящего дела не заявлено требований об оспаривании приказа РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА либо приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА в редакции приказа от 19 декабря 2019 года № 569-НПА.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и положений закона, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА, принятый регулирующим органом в целях замены приложения № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 01 января по 30 июня 2019 года и с 01 июля по 31 декабря 2019 года, признанного в указанной части решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года по делу № 3а-109/2019 недействующим, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и в соответствии с положениями части 2 статьи 215 КАС РФ подлежит признанию недействующим с даты его принятия.
При этом суд не находит правовых оснований для возложения на РСТ Забайкальского края обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт именно не позднее 1 месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Следует отметить, что нормативный правовой акт, принимаемый регулирующим органом в целях замены акта, признанного судом недействующим, не нарушает принцип запрета придания тарифам обратной силы (пункт 37 Правил регулирования). Принятие такого акта, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки и тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 11 июня 2020 года №90-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года №721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы».
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ от 11 июня 2020 года №90-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года №721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы».
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья М.Н. Бурак
Мотивированное решение составлено 27 ноября 2020 года.