ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-121/2015 от 13.01.2016 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-6/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Смирновой Е.В.

с участием прокурора областной прокуратуры Бухаровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2016 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административным исковым заявлениям Тамбовцева Е.В. и Тамбовцевой Е.И., Гнутикова Г.Ю. и Гнутиковой Н.Л., Орлова И.С. и Орловой А.Д., Тарасова В.В. и Тарасовой М.В., Чурсина Д.С. и Чурсиной А.В., Сачек М.О., Шишивой М.В., Каргапольцевой Е.А., Грибановой М.В., Ахметжановой В.А., Коленовой Т.А., Андреевцевой О.П., Алабушевой Е.С., Урванцевой А.В., Карповой А.В., Емшановой Е.С., Смирнягиной Е.В., Лавриненко С.А., Васильченко Т.В., Степановой Н.А., Мезенцевой А.И., Буториной Н.О. к Правительству Курганской области об оспаривании нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы» утверждена одноименная государственная программа Курганской области и соответствующие приложения к ней (подпрограммы). Приложением 2 к государственной программе Курганской области является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», целью которой выступало предоставление государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы. В качестве программных мероприятий предусматривались: предоставление материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, предоставление дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка. Приложением 4 к указанной подпрограмме установлен Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области». Согласно утвержденному Порядку материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) определялся расчетным путем и предоставлялся при рождении (усыновлении) каждого ребенка единовременно при условии, что молодая семья соответствует изложенным в приложении требованиям, путем перечисления средств на соответствующие счета участников подпрограммы для погашения основного долга по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в рамках перечисленных в пункте 2 Порядка целевых и государственных программ Курганской области.

Указанное постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 с приложениями к нему опубликовано в выпуске № 101 (724) приложения «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» 31 декабря 2013 г. и в соответствии с пунктом 4 постановления вступило в силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Курганской области от 22 декабря 2014г. № 495 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы» внесен ряд изменений в государственную программу Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы» и соответствующие подпрограммы государственной Программы. В частности, в приложении 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» абзац четвертый пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям был изложен в новой редакции, ограничившей круг получателей региональной субсидии, согласно которой было установлено, что: материнский капитал (региональная субсидия) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 31 декабря 2014 года. С 1 января 2015 года материнский капитал (региональная субсидия) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и регионального материнского капитала в виде единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка в соответствии с законом Курганской области от 9 марта 2007 года № 232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области», при условии, что молодая семья соответствует изложенным в приложении требованиям.

Указанное постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 года № 495 опубликовано в выпуске № 3 (824) приложения «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» 23 января 2015 г.

Постановлением Правительства Курганской области от 10 марта 2015г. № 48 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы» внесены изменения в приложение 2 к государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы»: в приложении 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» абзац четвертый пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям был изложен в новой редакции, согласно которой установлено, что: материнский капитал (региональная субсидия) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 31 декабря 2014 года. С 1 января 2015 года материнский капитал (региональная субсидия) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что молодая семья соответствует изложенным в приложении требованиям. В случае рождения у молодой семьи, ранее не имевшей детей, (усыновления молодой семьей) единовременно двух и более детей, молодая семья вправе претендовать на получение материнского капитала (региональной субсидии) на одного ребенка.

Указанное постановление Правительства Курганской области от 10 марта 2015 года № 48 опубликовано в выпуске № 18 (839) приложения «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» 24 марта 2015 г.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего Порядка, когда субсидия молодой семье предоставлялась при рождении каждого ребенка и без учета имевшихся у семьи оснований для получения иных выплат, с внесением оспариваемых изменений было установлено новое правовое регулирование, согласно которому после 31 декабря 2014г. региональная субсидия предоставляется молодым семьям, которые не получили и не имеют оснований для получения материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», то есть с 1 января 2015 года региональная субсидия предоставляется молодой семье при рождении (усыновлении) только первого ребенка (на одного из нескольких родившихся или усыновляемых детей).

Административные истцы Тамбовцев Е.В. и Тамбовцева Е.И., Гнутиков Г.Ю. и Гнутикова Н.Л., Орлов И.С. и Орлова А.Д., Тарасов В.В. и Тарасова М.В., Чурсин Д.С. и Чурсина А.В. 15 октября 2015 г. обратились в Курганский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, после дополнения требований, просили признать недействующими: постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 г. № 495 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы» и постановление Правительства Курганской области от 10 марта 2015г. № 48 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы» в части внесения изменений в абзац 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям, установленного приложением 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы».

Административные истцы Сачек М.О., Шишова М.В. 8 декабря 2015 г. обратились в Курганский областной суд с заявлением о признании недействующим в части абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 (в редакции постановлений от 22 декабря 2014 года № 495 и от 10 марта 2015 года № 48) «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы».

Административные истцы Каргапольцева Е.А., Грибанова М.В., Ахметжанова В.А., Коленова Т.А., Андреевцева О.П., Алабушева Е.С., Урванцева А.В., Карпова А.В., Емшанова Е.С., Смирнягина Е.В., Лавриненко С.А., Васильченко Т.В., Степанова Н.А., Мезенцева А.И., Буторина Н.О. 22 декабря 2015г. обратились в Курганский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Курганской области от 10 марта 2015г. № 48 и постановления Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 г. № 495 в части изменений, вносимых в абзац 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям, установленного приложением 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы».

Определениями от 14 и 25 декабря 2015г. административные дела по оспариванию нормативного правового акта и изменений к нему объединены в одно производство.

Административные истцы, имеющие заемные и кредитные обязательства, связанные с приобретением жилья, в семьях которых после 1 января 2015г. в периоды действия первоначальной и последующих редакций Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы родился второй ребенок, полагали, что внесенными изменениями, ограничившими круг лиц – получателей региональной субсидии, были нарушены их права, поскольку соответствующими решениями ответственного исполнителя программы (Главное управление образования Курганской области) в предоставлении указанной меры государственной поддержки им было отказано на том основании, что истцы имеют право (либо воспользовались этим правом ранее) на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Как указывали в своем иске Тамбовцевы и другие соистцы, оспариваемые ими нормы постановлений Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 года № 495 и от 10 марта 2015 года № 48 в части вносимых изменений противоречат действующему законодательству, в частности, ст. 4 ГК РФ, поскольку не содержат сведений о вступлении их в законную силу, о распространении на ранее действовавшие правоотношения, а также не содержат положений о сроках обращения за получением региональной субсидии; в постановлении Правительства Курганской области от 10 марта 2015 г. № 48 отсутствуют указания на отмену ранее изданного постановления от 22 декабря 2014 г. № 495; ссылаясь на Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, истцы указывают на недопустимость отмены либо существенного снижения ранее достигнутого уровня социальных гарантий, недопустимость отказа государства от своих финансовых обязательств, вытекающих из материальных законов, а также на различное предназначение мер социальной поддержки молодых семей и недопустимость отнесения предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ материнского (семейного) капитала к иной форме социальной поддержки, наличие права на использование которой исключает молодую семью из числа участников региональной подпрограммы.

Истцы Сачек М.О., Шишова М.В. в своем административном исковом заявлении указывали, что в результате внесенных в оспариваемую норму изменений, проживающим на территории Курганской области молодым семьям, у которых в период с 1 января 2015 года по 1 октября 2015 года родился второй ребенок и которые получили или имеют основания на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», отказывается в признании их участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», а, следовательно, и участниками соответствующей подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, то есть, по мнению истцов, Правительством Курганской области было введено основание, не учитывающее различного предназначения двух мер социальной поддержки молодых семей, что противоречит конституционному смыслу федерального законодательства, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 08 июля 2014 года № 21-П, приводит к не имеющей объективного и разумного оправдания дифференциации граждан, относящихся к одной категории. По мнению истцов, положения абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы в редакции постановлений от 22 декабря 2014 года № 495 и от 10 марта 2015 года № 48 нарушают закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище и противоречат закрепленному ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации принципу равенства. Также в исковом заявлении Сачек М.О. и Шишовой М.В., ссылавшихся на различные Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, указывалось, что, вводя новое правовое регулирование, Правительство Курганской области не вправе было отменять либо умалять права граждан, должно было действовать предсказуемо в социальной сфере, с тем, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, поскольку многие молодые семьи Курганской области, включая истцов, запланировали рождение второго ребенка исходя из действующего нормативного регулирования и на дату принятия и опубликования постановления Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 года № 495 находились на значительных сроках беременности. В нарушение этих конституционных принципов Правительство Курганской области по прошествии менее одного года с момента начала действия подпрограммы постановлением от 22 декабря 2014 года существенно изменило основания для признания молодых семей участниками данной подпрограммы, не установив более поздней даты вступления в силу вводимых изменений (например, с 1 октября 2015г.), с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения. Кроме того, как указано в иске, оспариваемые изменения были приняты с нарушением положений п. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 33 Закона Курганской области от 28 декабря 2007 года № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области», положений постановления Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года № 315 «О государственных программах Курганской области», поскольку изданы без проведения оценки эффективности реализации государственной подпрограммы и до окончания отчетного финансового года.

В исковом заявлении Каргапольцева Е.А. и другие соистцы указывали, что внесенными изменениями были нарушены их жилищные права как участников соответствующей подпрограммы, а сами изменения не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – статьям 1 и 2 Жилищного кодекса РФ, предписания которых были исполнены Правительством Курганской области как высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, как указано в административном исковом заявлении, коренные изменения, внесенные оспариваемыми постановлениями в Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», безосновательно и произвольно ввели ничем не обусловленную дифференциацию участников программы по дате рождения второго и последующих детей, уменьшили ранее установленный объем конституционных и жилищных прав истцов, поставили право истцов на получение региональной субсидии в зависимость от материнского (семейного) капитала, что не согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, высказанными в ряде его Постановлений, в том числе в Постановлении от 08 июля 2014 года № 21-П. Полагали, что оспариваемые постановления Правительства области в части установления нового Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям своим ретроактивным действием нарушают принципы законности и недопустимости злоупотребления правом, противоречат ст.ст. 1, 2 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Истцы Тамбовцевы, Гнутиковы, Орловы, Тарасовы, Чурсины, представитель истцов – адвокат Ергин И.А., действующий на основании ордера, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

В судебном заседании представитель административных истцов Сачек М.О. и Шишовой М.В. – Евреинов А.М., действующий на основании доверенности, на иске настаивал по доводам, в нем изложенным.

Истцы Грибанова М.В., Ахметжанова В.А., Коленова Т.А., Андреевцева О.П., Алабушева Е.С., Урванцева А.В., Карпова А.В., Емшанова Е.С., представители этих и других административных соистцов – адвокат Сидоров Я.С., действующий на основании ордера и доверенности, Каргапольцев Е.В., действующий на основании доверенности, на иске настаивали по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно представители истцов обращали внимание суда на то, что дефицит бюджета Курганской области существовал всегда, в том числе в 2013г., когда утверждалась государственная Программа Курганской области, в связи с чем находили неаргументированными доводы представителя административного ответчика о вынужденном характере вносимых изменений, вызванных состоянием экономики субъекта. Остальные истцы в судебное заседание не явились, представили письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия.

Представитель Правительства Курганской области Бабунова О.П., действующая на основании доверенности, с административными исковыми заявлениями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что оспариваемые положения соответствуют нормам федерального законодательства, приняты в установленном законом порядке компетентным органом государственной власти - Правительством Курганской области в пределах его дискреционных полномочий и в установленной форме, исходя из общей экономической ситуации и финансовых возможностей бюджета субъекта. Оспариваемые истцами Постановления опубликованы в установленном законом порядке. Полагала, что затрагиваемые в исковых заявлениях вопросы правоприменения оспариваемых актов не связаны с законностью их принятия.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, заключение прокурора прокуратуры Курганской области Бухаровой А.С., полагавшей административные исковые заявления не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п.п. «ж, к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство.

Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (по вопросам исключительного и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 26.2 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Как установлено п. 24 ч. 2, ч. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

По этим и иным указанным в пункте 2 настоящей статьи вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 107 Устава Курганской области высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области является Правительство Курганской области.

В этой связи, исходя из положений ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта полномочия по утверждению государственных программ субъекта Российской Федерации, следует согласиться с доводами представителя административного ответчика, что утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы, а также вносимые в данный Порядок постановлениями Правительства области от 22 декабря 2014г. № 495 и от 10 марта 2015г. № 48 изменения, были приняты компетентным государственным органом по вопросу, отнесенному к ведению субъекта Российской Федерации, в рамках предоставленных Правительству Курганской области полномочий.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Правительством Курганской области в форме постановлений; полные тексты постановлений с приложениями надлежаще опубликованы в установленном законом субъекта порядке в официальном печатном издании - приложениях к соответствующим номерам Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир», что соответствует требованиям ст.ст. 9, 46 Закона Курганской области от 8 октября 2014 года № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области».

Судом не усматривается оснований для удовлетворения административных исковых заявлений и признания оспариваемых положений нормативного правого акта в редакции внесенных изменений, а равно самих этих изменений, оспариваемых истцами в качестве самостоятельных нормативных правовых актов, недействующими, поскольку последние в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству и потому не могут нарушать права и законные интересы административных истцов.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.

При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Действующее федеральное жилищное законодательство и законодательство в области социального обеспечения не возлагает на субъект Российской Федерации обязанности по принятию конкретных государственных программ поддержки молодых семей, имеющих детей, в денежной форме путем предоставления за счет средств регионального бюджета субсидии на погашение задолженности по кредитным обязательствам или выплаты остатка стоимости приобретенного жилья в связи с рождением детей.

Как указывалось выше, данное полномочие осуществляется по воле субъекта Российской Федерации самостоятельно и за счет имеющихся у него бюджетных средств.

Соответственно, финансирование принятых на себя субъектом дополнительных обязательств осуществляется при наличии у него финансовых возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Меры социальной поддержки молодых семей, имеющих детей, в жилищной сфере, которые отнесены к ведению субъекта, являются дополнительными мерами социальной поддержки, следовательно, изменение Правительством Курганской области условий их реализации молодыми семьями также относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и, как уже было указано выше, зависит от финансовых возможностей бюджета Курганской области.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, видно из положений ст. 1 Закона Курганской области от 28 ноября 2014 года № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», принятого до внесения Правительством Курганской области оспариваемых изменений, бюджет области на 2015-2017 годы планировался и ожидался дефицитным, превышение расходов над доходами (дефицит) областного бюджета составляло 4,2 млр. руб, 4,07 млр. руб. и 3,91 млр.руб. в 2015, 2016 и 2017 годах соответственно.

При таких обстоятельствах изменение Правительством области условий предоставления региональной субсидии с 1 января 2015 года исходя из недостаточности ожидаемых финансовых поступлений и прогнозных возможностей бюджета в 2015 году, принято полномочным органом по вопросу, который отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации и, следовательно, не противоречит требованиям действующего федерального законодательства.

Суд общей юрисдикции в порядке нормоконтроля в пределах своей компетенции проверяет законность оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия формальным требованиям, а также на соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых постановлений Правительства Курганской области в части внесенных изменений приводимым в административных исковых заявлениях положениям ст.ст. 19, 40 Конституции Российской Федерации, ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 33 Закона Курганской области от 28 декабря 2007 года № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области», ст. 4 ГК РФ, ст.ст. 1, 2 Жилищного кодекса РФ, 21, 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также противоречии федеральному законодательству в его истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации в соответствующих постановлениях, судом состоятельными признаны быть не могут.

Статьи 1 и 2 Жилищного кодекса Российской Федерации лишь закрепляют основные начала жилищного законодательства и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище, вопреки доводам иска носят характер общих, а не конкретных предписаний субъекту принять те или иные дополнительные меры социальной поддержки молодых семей, и не содержат положений, с которыми бы измененные с 1 января 2015г. положения Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии) молодым семьям вступили в противоречие.

В связи с изложенным, утверждение о том, что Правительство Курганской области принятием Постановления от 14 октября 2013 года № 504 исполнило предписания ст.ст. 1 и 2 Жилищного кодекса РФ, установив для молодых семей государственную гарантию в виде предоставления в связи с рождением первого и последующих детей материнского капитала (региональной субсидии), а внесением 22 декабря 2014 г. и 10 марта 2015г. изменений в Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии) незаконно изменило ранее установленный порядок, уменьшив объем жилищных прав истцов, чем нарушило предписания ст.ст. 1, 2 Жилищного кодекса РФ, основаны на неверном понимании административными истцами вышеприведенных норм федерального законодательства и общих положений Жилищного кодекса, толкуемых истцами в свою пользу.

Нельзя также согласиться с доводами административных истцов, что вносимыми изменениями Правительством области была введена не обусловленная объективными причинами дифференциация одной категории граждан, незаконно уменьшен объем их прав, незаконно право на материнский капитал (региональную субсидию) поставлено в зависимость от материнского (семейного) капитала, поскольку истцами в исковых заявлениях, а также их представителями в судебных заседаниях не приводится конкретных указаний на то, каким нормам федерального законодательства большей юридической силы противоречат внесенные изменения, изменившие (ограничившие) круг лиц, которым с 1 января 2015г. может быть выплачена указанная региональная субсидия.

Как было указано выше, оказание молодым семьям, имеющим детей, дополнительных мер социальной поддержки в жилищной сфере, не предусмотренных федеральным законодательством, является правом субъекта и зависит от его волеизъявления, обусловленного финансовыми возможностями регионального бюджета.

Следовательно, изменение с определенной даты (с 1 января 2015 года) условий предоставления такой поддержки также является правом субъекта, в компетенции которого находится решение вопроса о том, обладает ли он достаточными финансовыми возможностями в очередном бюджетном периоде для выплаты оспариваемой региональной субсидии всем молодым семьям без учета количества родившихся у них детей, либо в сложившихся экономических условиях и дефицита областного бюджета сохранение существующего положения является невозможным и необходимо ограничить число молодых семей - участников подпрограммы теми, у кого родился только первый ребенок, принимая во внимание, что при рождении второго ребенка семья вправе рассчитывать на погашение части своих долговых обязательств, связанных с приобретением жилья, средствами материнского (семейного) капитала, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При этом, доводы административных истцов о необоснованном, по их мнению, введении Правительством области зависимости получения региональной субсидии от права молодой семьи на средства материнского (семейного) капитала, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», расходящимся с правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 08 июля 2014 года № 21-П, судом обоснованными признаны быть не могут.

Как следует из содержания указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08 июля 2014 года № 21-П, рассматриваемый судом вопрос возник в связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации гражданки Дурягиной Е.А., семья которой была исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в связи с применением судами в ее деле подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции постановления Правительства РФ, действовавшего до внесения изменений 25 августа 2015 г.).

Между тем правоотношения, участниками которых выступают истцы по настоящему административному делу, регулируются законодательством Курганской области, определяющим участие молодых семей в региональной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области»; ресурсное обеспечение подпрограммы в части предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) имеет один источник финансирования – средства областного бюджета и не предусматривает дополнительного софинансирования из федерального бюджета (таблица 3 раздела IX приложения 2 к государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы); участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» молодой семьи, претендующей на получение за счет средств областного бюджета региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка, не означает, что эта же семья автоматически становится участником соответствующей федеральной подпрограммы с аналогичным наименованием, поскольку на федеральном уровне подобные выплаты молодым семьям не установлены и средствами федерального бюджета не обеспечиваются.

В связи с изложенным указание Правительства Курганской области в оспариваемых истцами изменениях на материнский (семейный) капитал, предоставляемый в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», следует расценивать в качестве использованного субъектом дополнительного критерия для определения круга молодых семей, имеющих право на получение региональной субсидии, безотносительно к тому, какой смысл придавался данной мере государственной поддержки федеральным законодательством до вынесения 08 июля 2014 года Конституционным Судом Российской Федерации Постановления № 21-П. В регулируемых правоотношениях ссылка в оспариваемых постановлениях на материнский (семейный) капитал не может свидетельствовать о вводимом субъектом незаконном ограничении права молодых семей на получение региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка, выплата которой федеральным законодательством не предусмотрена.

По этим же основаниям не является состоятельным довод истцов о том, что введенное Правительством области оспариваемыми изменениями дополнительное основание к отказу молодым семьям в участии в региональной подпрограмме, не учитывает, то есть, по логике истцов, противоречит, различному, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08 июля 2014 года № 21-П, предназначению двух мер социальной поддержки и влечет исключение молодой семьи из участия в федеральной целевой программе «Жилище».

Введение субъектом в рассматриваемой сфере правоотношений нового правового регулирования с 1 января 2015 года также не может рассматриваться как ретроактивное и уменьшающее либо умаляющее права истцов, каждый из которых до 1 января 2015 года оспариваемым правом на получение региональной субсидии еще не обладал.

Действительно, как указывают в своих заявлениях истцы, рождение ребенка, с которым оспариваемый Порядок связывает возникновение у молодой семьи права на получение региональной субсидии, является ожидаемым событием, наступление которого отсрочено по времени от момента, когда молодые родители приняли соответствующее решение об увеличении состава своей семьи.

Однако, планирование и последующее рождение ребенка, прежде всего, как это следует из Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., статьи 1 Семейного кодекса РФ, есть результат взаимной любви и уважения молодых супругов, а не способ улучшения жилищных условий.

Возможно, именно поэтому действующее федеральное законодательство не содержит каких либо специальных предписаний в части обязательного установления в нормативных правовых актах меньшей юридической силы, регулирующих вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, отсроченного введения этих актов в действие и вступления их в силу с учетом особенностей рассматриваемых правоотношений, связанных с рождением ребенка.

Не содержит такого предписания и статья 4 ГК РФ, на что указывается истцами, закрепляющая общие положения о действии гражданского законодательства во времени.

В связи с этим, отсутствие в оспариваемых правительственных постановлениях указания на иные, отличные от общеустановленного для нормативных правовых актов Курганской области, порядок и дату вступления их в силу (например, исходя из общеизвестного срока протекания беременности, с 1 октября 2015 г.), не может быть признано судом противоречащим действующему федеральному законодательству; установление в нормативном правовом акте субъекта конкретного срока вступления его в силу, за исключением определенных законом случаев, также является исключительным правом субъекта.

По существу в данной части доводы истцов сводятся к доказыванию неправильного, по их мнению, применения оспариваемых изменений при рассмотрении уполномоченным органом заявлений о выплате региональной субсидии, что не является предметом судебного нормоконтроля.

Частью 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по каждой государственной программе субъекта Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Такой порядок и критерии оценки эффективности реализации государственных программ Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской области от 08 июля 2013 года № 315 «О государственных программах Курганской области» и предусматривают балльную систему оценок проверки эффективности государственных программ, проводимых ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, подготовку сведений и сводного заключения об эффективности реализации программ на имя Губернатора Курганской области, который принимает решение о необходимости дополнительного рассмотрения результатов реализации программы на заседании Правительства Курганской области. По результатам оценки эффективности реализации государственных программ Правительством Курганской области может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.

Оценка государственной программы, рассчитанной на несколько лет, подразумевает не столько формальный мониторинг эффективности программ с целью составления ежегодной отчетности, но, прежде всего, направлена на оперативное принятие решений, связанных с прекращением или изменением начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе в связи с необходимостью изменения объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий государственной программы за счет областного бюджета.

Принятие Правительством Курганской области 22 декабря 2014 г. № 495 постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы», которым были помимо оспариваемых изменений также внесены изменения в целевые индикаторы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» в части уменьшения планового количества молодых семей, претендующих в 2015 году на получение региональной субсидии (с 800 до 650), и снижения в 2015 году объемов финансирования выплат такой субсидии (с 350 млн. руб. до 300 млн. руб.), свидетельствует о том, что оценка государственной программы, в том числе с позиций реальной возможности ее исполнения субъектом за счет средств своего бюджета в очередном финансовом году, фактически осуществлялась, а принятие полномочным государственным органом в конце финансового года решения об установлении с 1 января 2015 года дополнительных критериев, ограничивших круг лиц, имеющих право на получение региональной субсидии, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правого акта, поскольку актом большей юридической силы - ст. 179 БК РФ таковая процедура в качестве обязательной не предусмотрена.

Вопреки доводам административных истцов и их представителей, внесенные административным ответчиком в оспариваемую часть Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» изменения не могут быть расценены судом как нарушающие упоминаемые в исковых заявлениях конституционные принципы равенства и предсказуемости правого регулирования, умаляющие жилищные права граждан и не учитывающие особенностей сложившихся правоотношений, связанных с планированием рождения ребенка, поскольку указанные доводы истцов не подкреплены ссылками на конкретные нормы федерального законодательства, которым бы противоречили оспариваемые изменения, а сами доводы в большей своей части основаны исключительно на разъяснениях Конституционного Суда Российской Федерации относительно толкования и применения конкретных норм федерального законодательства.

В то время как расходные обязательства субъекта в рассматриваемой сфере правоотношений возникли из положений регионального законодательства, при оценке законности вносимых в него изменений судом не могут не учитываться закрепленные федеральным законом особенности реализации органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Ссылки истцов о противоречии оспариваемых изменений Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состоятельными также не являются, поскольку, как указывалось выше, положения, обязывающие субъект Российской Федерации предоставить молодой семье субсидию на погашение кредитного обязательства в связи с рождением ребенка, федеральным законодательством ранее не предусматривались, в связи с чем основания полагать, что оспариваемыми нормативными правовыми актами Правительства области были отменены либо существенно снижены социальные гарантии истцов, у суда отсутствуют.

Поскольку оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству, следовательно они соответствуют и ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепляющих основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и требования к актам высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в числе прочих должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административных исковых заявлений:

Тамбовцевых Е.В. и Е.И., Гнутиковых Г.Ю. и Н.Л., Орловых И.С. и А.Д., Тарасовых В.В. и М.В., Чурсиных Д.С. и А.В. - о признании недействующими постановления Правительства Курганской области от 22 декабря 2014г. № 495 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы» в части, указанной в абзаце 4 пункта 3 постановления, и признании недействующим постановления Правительства Курганской области от 10 марта 2015г. № 48 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы» в части изменений, указанных в части 1 пункта 2 постановления;

Сачек М.О., Шишовой М.В. – о признании недействующим в части абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 (в редакции постановлений от 22 декабря 2014г. № 495 и от 10 марта 2015 года № 48) «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы;

Каргапольцевой Е.А., Грибановой М.В., Ахметжановой В.А., Коленовой Т.А., Андреевцевой О.П., Алабушевой Е.С., Урванцевой А.В., Карповой А.В., Емшановой Е.С., Смирнягиной Е.В., Лавриненко С.А., Васильченко Т.В., Степановой Н.А., Мезенцевой А.И., Буториной Н.О. - о признании недействующим в части внесения изменений в абзац 4 пункта 3 Приложения 4 к государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 10 марта 2015 г. № 48, и признании недействующим в части внесения изменений в абзац 4 пункта 3 Приложения 4 к государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 г. № 495.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.

Судья Д.В.Пшеничников