ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-121/2021 от 15.11.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-121/2021

54OS0000-01-2021-000168-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2021 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шумовой Н.А.

при секретаре Агафилушкиной Н.Н.

с участием прокурора Жигаловой Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Новосибирскоблгаз» к Департаменту по тарифам Новосибирской области о признании не действующим нормативного правового акта,

Установил:

ООО «Новосибирскоблгаз», с учетом уточнений на л.д. 127, обратилось в суд с иском к Департаменту по тарифам Новосибирской области о признании не действующим приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 06.07.2021 №108-Г «О внесении изменений в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 08.12.2020 №435-Г».

Требования мотивированы тем, что указанным приказом для ООО «Новосибирскоблгаз» утвержден тариф по категории франкирования «Реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя» - 49,20 рублей за килограмм. ООО «Новосибирскоблгаз», в ответ на предписание Департамента, было направлено предложение в Департамент с приложением документов, согласно которых экономически обоснованный тариф по указанной категории составляет 56 рублей. Утвержденный тариф не соответствует среднерыночным ценам на аналогичные услуги, значительно ниже цены окупаемости услуги.

В связи с принятием решения об отказе от данного вида деятельности, в Департамент был направлен отзыв ранее поданного предложения с требованием возвратить всю представленную документацию, на что был получен отказ и сообщение о заседании правления по вопросу установления розничной цены на СУГ в баллонах с доставкой до потребителя на 2021 год.

Указывает, что данная услуга, в силу ст.4 Федерального закона «О естественных монополиях», не является предметом естественной монополии, истец не состоит в реестре естественных монополий по указанному виду деятельности, что не дает оснований в принудительном порядке в отсутствие волеизъявления предпринимать меры к принудительному установлению тарифа. Обязанность по организации газоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления. Деятельность истца не субсидируется ни на одном из уровней.

Оспариваемый акт нарушает права и законные интересы истца, противоречит законодательству и нарушает закрепленные ст.8 Конституции РФ права истца о свободе экономической деятельности.

Кроме того, установление тарифа по новой категории франкирования, в отсутствие волеизъявления истца, нарушает положения Приказа ФСТ от 07.08.2019 №1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд», поскольку ответчик не проводил пересмотра розничных цен, а утвердил стоимость по новой категории франкирования.

В судебном заседании представитель истца Черепанова А.Ю. поддержала исковые требования, дополнительно пояснила, что выданное Департаментом предписание истцом не оспаривалось. Существует множество организаций, осуществляющих доставку газа населению, которым Департаментом предписания не выдаются. Утвержденный Департаментом тариф не соответствует рыночным ценам на данный вид услуги, в связи с чем истец не может осуществлять этот вид деятельности по установленному тарифу. Истец не согласен с самим фактом вынесения приказа, поскольку не готов осуществлять данный вид деятельности. Размер тарифа истцом не оспаривается. Установление тарифа Департаментом возлагает на истца обязанность по оказанию этого вида услуги.

Представитель ответчика Ветчинова Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения (л.д. 55). Пояснила, что доставка газа является коммунальной услугой, цены на которую подлежат государственному регулированию. ООО «Новосибирскоблгаз», в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области, с 2009 года является единственной организацией, осуществляющей доставку сжиженного газа в баллонах для населения, иные организации, предоставляющие данный вид услуг, Департаменту неизвестны. 21.04.2021 г. Департаментом в адрес истца было вынесено предписание о представлении предложения об установлении розничной цены на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя на 2021 год, во исполнение которого истцом был представлен пакет документов. На следующий день от руководителя Общества поступило заявление об отзыве документов. В соответствии с Основными положениями, утв. Постановлением Правительства №1021, Департамент вправе был установить цены по своей инициативе.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, приходит к следующему.

Согласно ч.7 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из положений ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, следует, что бытовой газ в баллонах относится к коммунальной услуге.

В силу ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Цены на газ, тарифы на услуги по его транспортировке подлежат государственному регулированию в соответствии с основными положениями формирования и государственного регулирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 №1021.

Согласно п.п. «е» (1) п.4 Основных положений, государственному регулированию на территории РФ подлежат, в том числе розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Согласно п.8 указанных Основных положений, розничные цены на газ, на сжиженный газ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Органом, уполномоченным на утверждение цен на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, на территории Новосибирской области, в силу п.п. «б» п.13 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 №74-п, является Департамент по тарифам Новосибирской области.

08.12.2020 года Департаментом по тарифам Новосибирской области принят приказ № 435-Г «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый Обществом с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» населению для бытовых нужд, на 2021 год» (л.д.40).

Приказом Департамента от 06.07.2021 №108-Г, оспариваемым административным истцом, в указанный приказ были внесены изменения, согласно которых установлена розничная цена на сжиженный газ по дополнительной категории «реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя» в размере 49,20 руб. за кг (л.д.12).

Суд приходит к выводу, что указанный нормативный правовой акт, согласно указанному Положению о Департаменте, принят уполномоченным органом – Департаментом по тарифам Новосибирской области, в установленной форме (приказа), в соответствии с Порядком деятельности правления департамента по Новосибирской области, утвержденным приказом Департамента от 14.05.2014 №12/1, что подтверждается протоколом заседания правления Департамента от 06.07.2021 №19 (л.д.45).

Далее судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области http://www.nsopravo.ru/npa/5448 09.07.2021 г., а также на официальном сайте Департамента.

Указанные источники опубликования как официальные и альтернативные указаны в Положении о Департаменте по тарифам Новосибирской области (п.11), а также предусмотрены Законом Новосибирской области от 25.12.2006 №80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (ч.2 ст.26).

Таким образом, Департаментом соблюден и порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта. По данным основаниям НПА не оспаривается.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемый НПА вынесен в отношении административного истца, в связи с чем он вправе обращаться в суд с данным иском.

Из устава ООО «Новосибирскоблгаз» следует, что предметом деятельности Общества является, в том числе поставка, оказание услуг по реализации сжиженного газа потребителям, то есть Общество осуществляет регулируемый вид деятельности.

Постановлением администрации Новосибирской области от 09.10.2007 №125-па (л.д.160) ООО «Новосибирскоблгаз» утверждено региональной газораспределительной организацией по Новосибирской области, уполномоченной реализовывать сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд.

Из пояснений представителя ответчика, решения Арбитражного суда Новосибирской области от 16.05.2019 г. №А45-47061/2018 на л.д.141 (оборот), постановления губернатора Новосибирской области от 05.10.2020 №176 (л.д.161) следует, что ООО «Новосибиркоблгаз» является единственной организацией, уполномоченной реализовывать сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения. Реализация сжиженного газа в баллонах осуществляется Обществом как с доставкой так и без доставки до потребителя.

Согласно п.2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 №1021, «регулируемый вид деятельности» - вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.

Согласно п.10 указанных Основных положений регулирование розничных цен на газ, розничных цен на сжиженный газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Приказом ФАС России от 07.08.2019 №1072/19 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Согласно п. 12 Методических указаний, розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям (далее - категории):

а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя;

б) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок;

в) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада);

г) реализация сжиженного газа в резервуарные установки, принадлежащие населению (индивидуальные установки);

д) реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя.

(пп. "д" введен Приказом ФАС России от 25.02.2021 N 156/21).

Таким образом, поскольку ООО «Новосибиркоблгаз» осуществляет регулируемый вид деятельности – реализация сжиженного газа населению, Департаментом правомерно в отношении данной организации был вынесен приказ об установлении розничных цен на сжиженный газ.

Поскольку приказ от 08.12.2000 №435-Г, в который были внесены изменения оспариваемым приказом, устанавливал розничные цены на сжиженный газ не по всем категориям, указанным в п.12 Методических указаний, то после дополнения Приказом ФАС России от 25.02.2021 N 156/21 пункта 12 Методических указаний подпунктом «д» (реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя), Департаментом 06.07.2021 г. был издан оспариваемый приказ №108-Г об установлении розничной цены на данную категорию.

Таким образом, действия Департамента полностью соответствуют требованиям указанного законодательства об обязательном регулировании розничных цен на газ, в соответствии с его полномочиями в данной области. Данный приказ не возлагает на административного истца каких-либо обязательств по доставке газа в баллонах населению, а устанавливает цену таких услуг. В противном случае (не установления розничных цен) могут быть нарушены права потребителей при оказании им данного вида услуг по иным, неурегулированным ценам.

Порядок принятия оспариваемого акта, вопреки доводам административного истца, Департаментом соблюден.

Так, согласно п.16 Основных положений, государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности и по инициативе регулирующих органов.

Согласно п.18, при установлении (изменении) цен (тарифов) по инициативе регулирующих органов последние выдают организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, предписание о представлении соответствующих предложений об установлении (изменении) цен (тарифов).

Как следует из материалов дела, в соответствии с указанными положениями, Департаментом по тарифам Новосибирской области генеральному директору ООО «Новосибирскоблгаз», в связи с изданием приказа ФАС России от 25.02.2021 №156/21, внесшими изменения в Методические указания №1072/19 в части установления дополнительной категории (реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя), было вынесено предписание от 21.04.2021 №841-10/33 о представлении предложения об установлении розничной цены на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя (л.д.58).

Во исполнение предписания Обществом в Департамент представлено заявление от 21.05.2021 г. об установлении предельных уровней розничных цен дифференцированно в зависимости от системы франкирования по категории: реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя, с приложением материалов по расчету розничных цен на газ (л.д.59-101).

Заявлением от 26.05.2021 г. (л.д.102) ООО «Новосибирскоблгаз» отозвало свое заявление от 21.05.2021 г. и представленные документы. В ответ письмом от 03.06.2021 г. (л.д.106) Департаментом Обществу было сообщено об открытии дела об установлении розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд по указанной категории.

Таким образом, Департамент, в соответствии с положениями п.16 Основных положений, управомочен был установить цену в отношении новой категории по своей инициативе. Отзыв заявления Обществом не имеет правового значения и не умаляет права Департамента по государственному регулированию цен по своей инициативе.

Не вынесение Департаментом предписания в отношении иных организаций, о чем заявляет истец, также не имеет правового значения, поскольку оспариваемый приказ вынесен в отношении административного истца, осуществляющего регулируемый вид деятельности, вне зависимости от наличия иных организаций.

Размер установленного тарифа истцом не оспаривается, его размер установлен в установленном порядке.

Таким образом, Департаментом Обществу правомерно была установлена цена на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя как организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности на услугу, цены на которую подлежат государственному регулированию.

На основании изложенного суд не усматривает нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым приказом, а также противоречия оспариваемого приказа федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ООО «Новосибирскоблгаз» к Департаменту по тарифам Новосибирской области о признании не действующим приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 06.07.2021 №108-Г «О внесении изменений в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 08.12.2020 №435-Г» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий Н.А.Шумова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2021 г.