Дело № 3а-121/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Судневой В.Н.,
при помощнике судьи Никулиной Е.В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края ФИО3,
представителя заинтересованного лица ПКГУП «Автовокзал» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО5 об оспаривании, в части даты изменения вида регулярных перевозок, строки 6(1) Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 года №634-п,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.
Постановление опубликовано в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 30 декабря 2019 года № 51 (том 2).
В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 9 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования.
Постановлением Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 года №634-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года №1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, появилась строка 6(1) об изменении вида перевозок с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на «регулируемый по тарифам» в отношении межмуниципального маршрута 104\1 «г.Пермь-с.Гамово» с 01 декабря 2020 года.
Индивидуальный предприниматель ФИО5 обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании не действующей со дня принятия строки 6 (1) Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года №1020-п, в редакции Постановления Правительства Пермского края от 02 сентября 2020года № 634-п, в части, установления даты изменения вида регулярных перевозок – 1 декабря 2020 года.
Требования мотивирует тем, что он является субъектом отношений, регулируемым оспариваемым постановлением. В настоящее время осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 104/1 сообщением «г. Пермь-с. Гамово», по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 09 февраля2017года по 09 февраля 2022 года. Вступление в силу оспариваемых положений предполагает прекращение перевозки пассажиров административным истцом по маршруту № 104/1 по нерегулируемому тарифу, проведение аукциона, заключение государственного контракта на перевозку пассажиров по этому маршруту по регулируемому тарифу. Это приведет к лишению права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу значительно ранее срока, указанного в свидетельстве. При вступлении в силу оспариваемых норм Министерство транспорта Пермского края в 2020 году прекращает действие свидетельства, выданного сроком до 09 февраля 2022 года, после чего прекращается действие карты маршрута регулярных перевозок, выданной для автобуса на маршруте. По мнению административного истца, изменение вида регулярных перевозок с вида «по нерегулируемым тарифам» на вид «по регулируемым тарифам» допускается только после окончания действия свидетельства, если иной срок не согласован с перевозчиком. Таким образом, оспариваемые положения приняты в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и нарушают его права.
ИП ФИО5 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц Министерства транспорта Пермского края ФИО3, ПКГУП «Автовокзал» ФИО4 в судебном заседании возражали об удовлетворении заявленных требований.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Согласно подпунктам «е», «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации»), однако иные вопросы, включая способы реализации данных полномочий и определение понятия межмуниципального сообщения, указанным Федеральным законом не урегулированы.
На федеральном уровне отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 220-ФЗ).
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО5, являясь субъектом правоотношений, регулируемых приведенным федеральным законом, осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 104/1 «г. Пермь-с.Гамово» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 № 000112, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 09 февраля 2017 года по 09 февраля 2022 года.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, части 2 статьи 17 Закона №220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее – свидетельство) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. В силу части 10 статьи 4, статьи 19 Закона №220-ФЗ после получения свидетельства и карты соответствующего маршрута лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки.
Таким образом, свидетельство является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации транспортного обслуживания населения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пределах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
В целях формирования единого рынка муниципальных и межмуниципальных автотранспортных услуг, приведения системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики на территории субъекта Российской Федерации, упорядочения деятельности, связанной с организацией муниципальных и межмуниципальных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, развития транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации, разрабатываются законы и (или) иными нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для урегулирования отношений по организации регулярных перевозок, не урегулированных нормативными правовыми актами федерального уровня.
В частности, к таким нормативным правовым актам высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в силу Закона № 220-ФЗ отнесена к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления, относится документ планирования регулярных перевозок (пункт 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).
Документ планирования регулярных перевозок, являясь нормативным правовым актом, подготавливается в соответствии с Порядком подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее по тексту – Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п, на основании части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ, части 2 статьи 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края».
Указанный Порядок определяет перечень мероприятий по подготовке документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее соответственно – Документ планирования, регулярные перевозки) (пункт 1 Порядка).
Пунктом 2 Порядка определены цели подготовки Документа планирования, к которым относятся: определение направлений развития регулярных перевозок (п. 2.1); улучшение качества транспортного обслуживания населения Пермского края на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок (п. 2.2).
Уполномоченным органом на подготовку Документа планирования является Министерство транспорта Пермского края (далее – Уполномоченный орган). Документ планирования утверждается Правительством Пермского края (пункт 3 Порядка).
Из положений пункта 4 Порядка следует, что документ планирования содержит: основания для установления того или иного вида регулярных перевозок при установлении, изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (пункт 4.1); решение об изменении вида регулярных перевозок по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 4.2); перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок (пункт 4.3); значения разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (пункт 4.4).
Исходя из анализа указанного порядка, с учетом положений Закона №220-ФЗ, следует, что решение об изменении вида регулярных перевозок изначально принимается документом планирования, в котором устанавливается срок вступления в силу указанного решения.
Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.
Постановление опубликовано в издании Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 30 декабря 2019 года № 51 (том 2).
В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 9 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Постановления.
Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Пермском крае № 104/1 «г.Пермь-с.Гамово»», с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на измененный вид регулярных перевозок «по регулируемым тарифам», которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Постановления, с учетом внесенных позднее изменений (с 1 декабря 2020 года).
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.
Административный истец, не оспаривая право административного ответчика на принятие решения об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, относящееся к его компетенции, полагает, что указанное решение может вступить в силу только после окончания действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок (в 2022 году), а не в установленный административным ответчиком срок (01 декабря 2020 года), в связи с чем оспариваемое положение противоречит федеральному законодательству Российской Федерации, в частности положениям части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, поэтому подлежит признанию недействующим.
Возражая против удовлетворения административных исковых требований, административный ответчик и заинтересованное лицо, указали, что в рамках настоящего спора положения части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ применению не подлежат, поскольку имеется специальная норма, имеющая приоритетное значение,– статья 18 Закона № 220-ФЗ, которая предусматривает уведомление о решении об изменении вида регулярных перевозках не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в законную силу.
Исходя из характера заявленных требований, юридически значимыми обстоятельствами являются, среди прочего, соблюдение норм закона при изменении вида регулярных перевозок в части порядка принятия такого решения и вступления его в силу – по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Постановления (либо иная дата, в данном случае, 01 декабря 2020 года), либо по окончании срока действия ранее выданного административному истцу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.
Из пояснений административного ответчика и заинтересованного лица следует, что при принятии решения об изменении вида регулярных перевозок спорного маршрута и установлении даты таких изменений в приложении 1 к Документу планирования, Правительство Пермского края исходило из положений статьи 18 Закона № 220-ФЗ.
Так, частью 1 статьи 18 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 220-ФЗ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Аналогичные положения по своему содержанию и смыслу содержатся в нормативных правовых актах Пермского края.
Так, пунктом 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» предусмотрено, что после утверждения изменения вида регулярных перевозок в документе планирования регулярных перевозок уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края обязан уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
При этом пунктом 7 Постановления Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» также предусмотрено, что если документом планирования предусматривается отмена межмуниципального маршрута регулярных перевозок, изменение вида регулярных перевозок, Уполномоченный орган уведомляет юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества об отмене межмуниципального маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за 180 дней до дня вступления в силу постановления Правительства Пермского края о внесении изменений в Документ планирования.
Проанализировав указанные положения, суд приходит к выводу, что после утверждения изменения вида регулярных перевозок в документе планирования регулярных перевозок уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края (Министерство транспорта Пермского края) обязан уведомить об этом решении лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Таким образом, сроки уведомления уполномоченным органом юридического лица, осуществляющего регулярные перевозки по соответствующему маршруту, зависят от вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок. При этом следует отметить, что положения статьи 18 Закона № 220-ФЗ, положения пункта 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края», положения пункта 7 Постановления Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» не содержат порядок вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, а содержат лишь порядок уведомления перевозчика уполномоченным органом о предстоящем вступлении в силу указанного решения.
Таким образом, из содержания положений статьи 18 Закона № 220-ФЗ следует, что наряду с соблюдением документов планирования регулярных перевозок, она определяет минимальные сроки уведомления о таком решении до дня вступления его в законную силу – 180 дней. Из числа условий вступления в силу решения в данной статье содержится отсылочное правовое предписание о внесении таких сведений в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.
Условия вступления в силу изменений муниципального маршрута, межмуниципального маршрута регулярных перевозок определены статьей 12 Закона № 220-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 – 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 – 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).
При таких обстоятельствах, изменением маршрута регулярных перевозок является изменение сведений, предусмотренных пунктами 3 – 11 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.
Пунктом 8 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе вид регулярных перевозок, под которым, в силу пункта 16 статьи 3 Закона №220-ФЗ, понимается регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Из анализа вышеприведенных правовых положений следует, что изменение сведений о виде регулярных перевозок (регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам) является изменением маршрута регулярных перевозок.
При этом положения частей 2, 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ не предусматривают корректировку сведений реестра муниципальных маршрутов без принятия решения об отмене (изменении) такого маршрута. То есть, изменение вида регулярных перевозок в соответствующем реестре оформляется решением об изменении маршрута в части вида регулярных перевозок.
Тем самым, положения статьи 12 Закона № 220-ФЗ, регулирующие порядок изменения маршрута и вступления в силу решения об изменении маршрута, подлежат применению в случае изменения вида регулярных перевозок, поскольку комплексное понятие «маршрут» включает в себя вид регулярных перевозок.
Частью 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Суд отмечает, что редакция части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ в настоящее время, а также в период принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, действует в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 29 декабря 2017 года, а в ранее действующей редакции отсутствовали слова «и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства».
Исходя из юридико-технического изложения указанной нормы следует, что решение об изменении маршрута, в том числе, в части вида регулярных перевозок, должно быть принято, в случае, если меньшие сроки не согласованны с перевозчиком, не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Законодатель фактически возлагает обязанность на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие межмуниципальный, муниципальный маршруты, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, принимать решения и устанавливать срок вступления в силу принятого решения не менее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства, и, соответственно, исполнение требования закона об уведомлении лица, осуществляющего перевозки по соответствующему маршруту.
Принятие решения об изменении вида регулярных перевозок реализуется путем включения его в приложение 1 к Документу планирования, в котором также определяется срок вступления данного решения в силу. При этом вступление в силу постановления и решения, изложенного в приложении к постановлению, имеют разный порядок вступления в силу, о чем указанно в пункте 2 данного постановления, согласно которому постановление вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования (тоесть 09 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу («Решения об изменении вида регулярных перевозок»), которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.
Условия вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок оспариваемым нормативным правовым актом не соблюдены.
В данном случае, решение об изменении вида регулярных перевозок в отношении маршрута №104/1 «г.Пермь-с.Гамово» изложено в Документе планирования, и вступает в законную силу 01 декабря 2020 года, то есть до даты окончания срока действия выданных административному истцу свидетельств.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с административным истцом, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, меньшие сроки вступления в силу решения об изменении соответствующего маршрута не согласованы. При таких обстоятельствах, изменение маршрута № 104/1 «г. Пермь-с.Гамово» произведено документом планирования в период действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок без согласования с обществом меньших сроков, чем указанного в свидетельстве (до 2022 года).
Вопреки позиции административного ответчика, суд считает что положения статьи 18 Закона № 220-ФЗ регулируют обязательный порядок уведомления перевозчика уполномоченным органом о принятом решении об изменении вида регулярных перевозок, безотносительно опубликования постановления, которым принято данное решение (уведомление направляется дополнительно уполномоченным органом); а положения статьи12 Закона № 220-ФЗ регулируют порядок и сроки вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, то есть изменения или отмены маршрута, которые определяются исключительно из факта окончания срока действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.
По своей сути, правило об исчислении срока вступления в силу решения об изменении маршрута, в том числе, в части изменения вида регулярных перевозок, по окончании срока действия свидетельства направлено на обеспечения баланса прав субъектов правоотношений, на исключение произвольного прекращения действия свидетельства, в обход предусмотренных законом процедуры его прекращения.
Основания прекращения действия свидетельства по инициативе уполномоченного органа, выдавшего свидетельство, перечислены в пунктах 1, 2, 4, 6, 7 и 8 части 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ, и наряду с иными основаниями предусматривают в пункте 4 положение, согласно которому вступление в силу предусмотренного статьей 18 Закона № 220-ФЗ решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Таким образом, прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по инициативе уполномоченного органа в связи с изменением вида регулирования деятельности поставлено в зависимость от вступления в силу, предусмотренного статьей 18 Закона № 220-ФЗ, решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. И поскольку в силу статьи 12 Закона № 220-ФЗ решение органа местного самоуправления об отмене или изменении маршрута вступает в силу только по окончании срока действия свидетельства, истечение срока действия свидетельства определено как обязательное условие прекращения действия свидетельства и вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. То есть эти два условия должны наступить одновременно.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не нарушает права административного лица, является несостоятельным, поскольку определенный в нем срок вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок влечет досрочное прекращение действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок в нарушении процедуры его прекращения. Возможность участия в конкурсе по выбору перевозчика не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца принятым нормативным правовым актом в части определения срока вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, поскольку не гарантирует другие условия хозяйствования.
В силу части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт в части даты изменения вида регулярных перевозок в отношении спорного маршрута, являясь документом планирования регулярных перевозок, подготовлен в нарушении положений Закона № 220-ФЗ, а также в нарушении порядка, установленного законами или иными нормативными правовыми актами Пермского края, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующей строки 6(1) Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года №1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в соответствующей редакции, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 1 декабря 2020 года. В отношении строки 6(1) Приложения 1 к Документу планирования действующей является редакция от 02.09.2020г.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать недействующей соответствующую строку в Приложении 1 к Документу планирования в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок со дня их принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемого положения в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО5 удовлетворить.
Признать не действующей со дня принятия строку 6(1) Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п, в редакции Постановления Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 года № 634-п, в части установления даты изменения вида регулярных перевозок – 1 декабря 2020 года.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись