Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 февраля 2018 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
с участием прокурора Кушнирчук А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а- 150/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ФИО1 о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907,
с участием представителя ФИО1 ФИО2,
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО3,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265 в части включения в него под пункт № нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № – нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №. Также ФИО1 просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт №- нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт №- нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности здания, относящиеся к категории производственного и складского назначения, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, однако, основания для включения в Перечни объектов, принадлежащих административному истцу, не привела.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года № 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/. В указанный приказ внесены изменения приказом Министерства имущественных отношений от 25 декабря 2015 года № 3265.
В соответствии с данным приказом в пункт № Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № – нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
В указанный Перечень в пункт № включено нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №, в пункт № - нежилое здание с кадастровым номером №.
Приказы Министерства изданы в установленном порядке уполномоченным органом и опубликованы на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Частью 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства:
здание мехмастерских СУ-91 с кадастровым номером № площадью 435,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
здание склада СУ-93 с кадастровым номером № площадью 358,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание- ремонтно-механическая мастерская на 50-70 условных ремонтов с кадастровым номером № площадью 345,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание- мастерская с кадастровым номером № площадью 471,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание – материальный склад СУ-827 с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание- прирельсовый материальный склад с кадастровым номером № площадью 1209,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание –открытая стоянка дорстроя, автогараж с кадастровым номером № площадью 270,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
На все вышеперечисленные объекты представлена техническая документация, из которой следует, что в здании мехмастерских СУ- 91 располагаются склады площадью 279, 1 кв. м., 17,8 кв. м., 85,6 кв. м., кабинет 36,0 кв. м., подсобная 17,1 кв. м.
В здании склада СУ-93 располагается склад площадью 358,5 кв.м., в здании рем.мех.мастерской на 50-70 условных ремонтов располагаются производственные помещения и бытовка.
В мастерской лит.5 располагаются производственные помещения и подсобная, в здании материального склада СУ-827- складские помещения и кабинет, в прирельсовом материальном складе –склады и вспомогательные помещения, на открытой стоянке дорстроя располагается гараж.
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположены указанные здания, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации производственной базы в составе: гаража на 400а/м с административно-бытовым корпусом /лит. АА1/, здания автобазы 98, диспетчерской /лит. А3/, здания рем.мех.мастерских на 50-70 условных ремонтов /лит. А4/, здания мастерской /лит. А5/, конторы автобазы 98 /лит. А6/. материального склада СУ-827 /лит. А7/, здания открытой стоянки дорстроя, автогаража /лит. А11/, прирельсового материального склада /лит. А13/.
В соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений) и помещений, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2017 года № 402, Государственное казённое учреждение Самарской области «Региональный Центр недвижимости» 16 января 2018 года осмотрело объекты недвижимости, в ходе которого установило, что в здании с кадастровым номером № располагаются офис площадью 16,7 кв. м, цеха площадью 633,3 кв. м, склады площадью 494, 9 кв. м, комнаты отдыха и приёма пищи площадью 26 кв. м, раздевалки площадью 168,9 кв. м, санузлы (3,2 кв. м), теплоузел (12,9 кв. м), коридоры (81,8 кв. м).
Из акта осмотра нежилого здания с кадастровым номером № следует, что в указанном здании располагается офис площадью 9,5 кв. м, цех (256,3 кв. м), комната приёма пищи (14,5 кв. м), санузлы (5 кв. м).
В здании с кадастровым номером № фактически располагаются гараж ( 162,2 кв. м), цеха (174,7 кв. м), комната отдыха (12,5 кв. м), склад ( 71 кв. м), электрощитовая (5,4 кв. м), помещение площадью 116,5 кв. м.
Согласно акта осмотра в нежилом здании с кадастровым номером № располагается склад площадью 358,5 кв. м
В здании с кадастровым номером № фактически располагается склад (101,6 кв. м), санузлы (17,8 кв. м), комната отдыха (14 кв. м.), раздевалка ( 17,1 кв. м), тамбур (9 кв. м), помещение площадью 400,7 кв. м пустует.
В нежилом здании с кадастровым номером № помещения пустуют.
В нежилом здании с кадастровым номером № располагается офис (4,7 кв. м), склад (418,4 кв. м), комната для приёма пищи (22,6 кв. м).
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что помещения в вышеперечисленных нежилых зданиях имеют производственно-складское назначение.
Доказательств того, что указанные здания используются для ведения деловой, административной, коммерческой деятельности, а также в качестве объектов торгового назначения, общественного питания или бытового обслуживания, суду не представлено.
В силу изложенного включение нежилых зданий в Перечни на 2016 год и на 2017 год не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании нормативных правовых актов недействующими в части подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм /2016 и 2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него в пункт № нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № – нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него в пункт № нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №, в пункт № - нежилого здания с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина