ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-122/18 от 17.07.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-122/2018

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 12 июля 2018 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Конюховой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в Ярославский областной суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 177 кв.м, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, - платной автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, в период действия с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Заявление обосновано следующим: ФИО1 на праве аренды принадлежит указанный земельный участок на основании договора от 22 декабря 2015 года. Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 10 534 263,53 рублей, которая действовала и в период с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года. Данный размер кадастровой стоимости определен с учетом отнесения земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования, что не соответствует действующему законодательству. Земельный участок используется для платной автостоянки, но продажа автомобилей не осуществляется, что соответствует 3 группе видов разрешенного использования. В результате кадастровой ошибки были внесены в государственный кадастр недвижимости недостоверные сведения о виде разрешенного использования, которые отразились на размере арендной платы за исковый период. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит изменить кадастровую стоимость земельного участка в связи с недостоверностью сведений о виде разрешенного использования объекта недвижимости в период действия с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 в части требований об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в период действия с 25 июня 2011 года по 17 декабря 2014 года прекращено определением Ярославского областного суда от 12 июля 2018 года.

В судебном заседании ФИО1 и ее представители ФИО2 и ФИО3 административный иск поддержали.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ФИО4 возражал против требований заявителя, полагая, что отсутствует кадастровая ошибка. Земельный участок с кадастровым номером обоснованно отнесен в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п к 5 группе видов разрешенного использования, поскольку административный истец использует его для платной автостоянки.

Представитель МКУ «Агентство по аренде земельных участков» г.Ярославля ФИО5 подержал позицию представителя ФИО4

Представитель Управления Росреестра по Ярославской области ФИО6 и представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области ФИО7 также возражали против требований административного истца, поддержав письменный отзыв учреждений на административный иск ФИО1

Иные участники процесса в судебное заседание представителей не направили, мнения по административному иску не высказали.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления в указанной части должно быть отказано.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 22 декабря 2015 года ФИО1 являлась арендатором земельного участка площадью 2 177 кв.м, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, - платной автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>.

Данный договор действовал и в период с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2<1>, 2.6, 2.6<1> - 2.6<4> раздела 2 настоящего Порядка.

Таким образом, правоотношения по аренде земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.

Суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является, в период действия кадастровой стоимости с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости.

Тот факт, что ранее ФИО1 обращалась в суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, не лишает административного истца реализовать иной способ защиты своих прав. При этом, решением Ярославского областного суда от 23 апреля 2018 года период действия оспариваемой кадастровой стоимости с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года не затрагивался.

Как следует из пункта 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав.

В пункте 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте - плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в исследуемый период с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года составляла 10 534 263, 53 рублей. Кадастровая стоимость определена с учетом положений пункта 2.4. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006г. №222. Кадастровая стоимость определена путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов. Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость в размере 10 534 263, 53 рублей определена с учетом удельного показателя соответствующего 5 группе видов разрешенного использования.

Суд отмечает, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, - платной автостоянки соответствует 5 группе видов использования, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, платных гаражей и автомобильных стоянок с несколькими стояночными местами).

Оспаривание постановления Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п в части определения 5 группы видов разрешенного использования на соответствие его Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 ( в настоящее время утратившему силу) не относится к предмету рассмотрения в порядке Главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела не установлено, что орган кадастрового учета при внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка административного истца неправильно применил удельный показатель. Отсюда, не следует, что допущена реестровая (кадастровая) ошибка.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 в части требований об изменении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 177 кв.м, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, - платной автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, в период действия с 16 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года, а также в части требований о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанного земельного участка оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Нуждин