ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-122/19 от 21.03.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)

Дело № 3а-122/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2019 года город Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Бражко Дмитрия Григорьевича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Бражко Д.Г. обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец Бражко Д.Г. указал, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 4 086 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центров логистики, оптовой торговли; сети и объекты инженерного обеспечения-водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализации, газоснабжения, связи, <адрес>

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 644 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центров логистики, оптовой торговли, <адрес>

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 909 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центров логистики, оптовой торговли; сети и объекты инженерного обеспечения-водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализации, газоснабжения, связи, <адрес>

Постановлением Минимущества Рязанской области № 12-П от 1 октября 2014 года «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Рязанской области» определена по состоянию на 1 января 2014 года кадастровая стоимость земельных участков данной категории на территории Рязанской области.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков определена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 730 216 рублей 70 копеек по состоянию на 9 марта 2017 года;

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2 813 401 рубля 80 копеек по состоянию на 4 сентября 2017 года;

- земельного участка с кадастровым номером в размере

2 078 716 рублей 05 копеек по состоянию на 4 сентября 2017 года.

В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков административный истец обратился к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости спорного земельного участка.

Из отчета об оценке № 7318/1 от 10 декабря 2018 года, подготовленного <скрыто> по заказу Бражко Д.Г., рыночная стоимость объектов недвижимости составила:

- земельного участка с кадастровым номером - 580 212 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером - 1 009 888 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером - 765 804 рубля.

Административный истец Бражко Д.Г. просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке <скрыто> № 7318/1 от 10 декабря 2018 года.

В ходе рассмотрения дела сторона административного истца уточнила заявленные требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.

В судебное заседание административный истец Бражко Д.Г., его представитель по доверенности ФИО7 и представители административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также заинтересованных лиц - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, администрации муниципального образования - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и администрации муниципального образования - Рязанского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

От представителя административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Драгулы Н.Н. поступил в письменной форме отзыв, в котором Учреждение просит рассмотреть данное дело без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства.

На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных выше лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав материалы дела, считает возможным установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ суд защищает нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ).

В силу ст. 390 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

Как разъяснено в абз. 8 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Указанные разъяснения согласуются и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, подтвердившего возможность арендаторов земельных участков доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в тех случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы (в частности, определение от 1 марта 2011 года № 281-О-О).

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Как следует из материалов дела, административному истцу Бражко Дмитрию Григорьевичу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 4 086 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центров логистики, оптовой торговли; сети и объекты инженерного обеспечения-водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализации, газоснабжения, связи, <адрес>

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 644 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центров логистики, оптовой торговли, <адрес>

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 909 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центров логистики, оптовой торговли; сети и объекты инженерного обеспечения-водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализации, газоснабжения, связи, <адрес>

Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области № 12-П от 1 октября 2014 года «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области» утверждены по состоянию на 1 января 2014 года результаты кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области.

Согласно сведениям, изложенным в отзыве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2018-14088171 от 26 ноября 2018 года кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков определена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 730 216 рублей 70 копеек в связи с образованием земельного участка по состоянию на 9 марта 2017 года (акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 10 марта 2017 года);

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2 813 401 рубля 80 копеек по состоянию на 4 сентября 2017 года в связи с образованием земельного участка (акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 4 сентября 2017 года);

- земельного участка с кадастровым номером в размере

2 078 716 рублей 05 копеек по состоянию на 4 сентября 2017 года в связи с образованием земельного участка (акт определения кадастровой стоимости земельных участков от

4 сентября 2017 года).

Судом установлено, что 20 декабря 2018 года административный истец Бражко Д.Г. обратился в Рязанский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости, принадлежащих ему, земельных участков равной их рыночной стоимости.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Минимущества Рязанской области указал на несоответствие отчета, представленного стороной административного истца, Закону об оценке и требованиям федеральных стандартов оценки, в связи с чем по ходатайству административного истца судом была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости указанных в административном иске земельных участков, проведение которой поручено эксперту <скрыто>

Заключением эксперта № 1508/2019 от 19 февраля 2019 года установлено, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет:

- земельного участка с кадастровым номером - 600 642 рубля по состоянию на 9 марта 2017 года;

- земельного участка с кадастровым номером - 1 029 820 рублей по состоянию на 4 сентября 2017 года;

- земельного участка с кадастровым номером - 780 531 рубль по состоянию на 4 сентября 2017 года.

Данное заключение соответствует положениям ч. 2 ст. 82 КАС РФ, лицами, участвующими в деле, в установленном порядке не оспорено. У суда оснований не доверять выводам эксперта не имеется, так как эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.

Принимая во внимание, что размер земельного налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленное в ходе судебного разбирательства расхождение между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельных участков нарушает права административного истца Бражко Д.Г.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.

При таких обстоятельствах административный иск Бражко Д.Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать - 20 декабря 2018 года (дата обращения с административным иском в суд).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Бражко Дмитрия Григорьевича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 086 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 250 м от ориентира по направлению на северо-запад. <адрес> по состоянию на 9 марта 2017 года;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 644 кв. м, <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере 1 029 820 (одного миллиона двадцати девяти тысяч восьмисот двадцати) рублей по состоянию на

4 сентября 2017 года;

- земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 4 909 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центров логистики, оптовой торговли; сети и объекты инженерного обеспечения-водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализации, газоснабжения, связи, <адрес>, равную его рыночной стоимости в размере 780 531 (семисот восьмидесяти тысяч пятисот тридцати одного) рубля по состоянию на 4 сентября 2017 года.

Датой подачи заявления считать 20 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.Е. Лукашевич