ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-122/19 от 23.05.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-122/19

25OS0000-01-2019-000096-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ровенко П.А.

при секретаре Горовой Т.А.

с участием представителя ФИО1Пак Т.С., представителя Администрации города Владивостока ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по Приморскому краю), Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , <адрес>).

В обоснование своих требований административный истец указал, что по результатам проведённой государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Приморского края кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена по состоянию на 1 февраля 2015 года в размере 13369 345 рублей 75 копеек, что значительно превышает рыночную стоимость данного объекта недвижимости.

Так, согласно представленному ФИО1 отчёту об оценке от 18 февраля 2019 года № 19-02/16646, составленному оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-Оценочное Бюро» (далее – ООО «Экспертно-Оценочное Бюро»), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 1 февраля 2015 года составляла 10203 000 рублей.

В связи с тем, что размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером исчисляется из его кадастровой стоимости, несоответствие такой стоимости указанного объекта недвижимости рыночной стоимости, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы.

Со ссылкой на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) ФИО1 просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , <адрес>), в размере его рыночной стоимости – 10203 000 рублей.

Определением судьи Приморского краевого суда от 30 апреля 2019 года к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю (далее – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю).

ФИО1, представители Управления Росреестра по Приморскому краю, Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены судом. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителей административных ответчиков.

В судебном заседании представитель ФИО1 – Пак Т.С. требования административного искового заявления поддержала в полном объёме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно представитель административного истца суду пояснила, что до обращения в суд ФИО1 заявлений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю (далее – Комиссия по рассмотрению споров) не подавал. Вместе с тем равную рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером необходимо установить на период с 1 февраля 2015 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о его новой кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Представитель Администрации города Владивостока ФИО2 просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку представленный административным истцом отчёт об оценке земельного участка с кадастровым номером не может являться достаточным и достоверным доказательством его рыночной стоимости. Оценщиком выбраны некорректные объекты-аналоги, которые не могли сравниваться с объектом оценки. Кроме того, приложенные к отчёту документы не содержат необходимой информации о характеристиках объектов, использованных в качестве аналогов. В то же время, представитель заинтересованного лица пояснил, что Администрация города Владивостока не будет ходатайствовать о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка, а также для проверки отчёта об оценке требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

Со стороны Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края суду представлен письменный отзыв, из содержания которого следует, что данный орган государственной власти Приморского края возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Приморского края была произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Рыночная стоимость объекта недвижимости определяется в результате его индивидуальной оценки. Установление рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка направлено на уточнение результатов массовой оценки земель, полученной без учёта уникальных характеристик такого объекта недвижимости. Действующее в настоящее время постановление Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края» (далее – постановление Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п) административным истцом в установленном законом порядке не обжаловалось.

Выслушав объяснения представителя ФИО1 – Пак Т.С. и представителя Администрации города Владивостока ФИО2, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 данного Федерального закона.

Постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, опубликованным 16 декабря 2015 года в «Приморской газете» № 146 (1164), по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 февраля 2015 года была определена равной 13369345 рублям 75 копейкам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ; <адрес>); о чём в Едином государственном реестре недвижимости 7 декабря 2016 года сделана регистрационная запись № 25-25/001-25/001/017/2016-4697/2.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 января 2019 года № 25/ИСХ/19-36929, составленной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, размер кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости (13369345 рублей 75 копеек) определён по состоянию на 1 февраля 2015 года.

Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

ФИО1, являясь собственником указанного выше земельного участка, несёт обязанность по уплате земельного налога.

В соответствии с частью 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу положений части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания несоответствия кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости возлагается на административного истца.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

ФИО1 к административному исковому заявлению об оспаривании кадастровой стоимости приложен отчёт об оценке от 18 февраля 2019 года № 19-02/16646, составленный оценщиком ООО «Экспертно-Оценочное Бюро» ФИО3 (далее – Отчёт), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 февраля 2015 года составляла 10203 000 рублей.

У суда отсутствуют основания ставить под сомнение достоверность выводов, изложенных в Отчёте. Исследовав и оценив его по правилам, установленным статьёй 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о соответствии Отчёта требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также о том, что он отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 60, 61 КАС РФ).

Оценщиком обоснованно выбран сравнительный подход, проанализированы все необходимые характеристики, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости земельного участка. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным характеристикам, и выполнены необходимые корректировки их стоимости. Содержащиеся в Отчёте документы дают необходимое представление о местонахождении объектов-аналогов и об иных сведениях, учтённых оценщиком при расчёте итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. Имеющиеся в нём ссылки на источники используемой информации, а также воспроизведённые оценщиком расчёты обеспечивают проверяемость Отчёта.

Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Если административный ответчик или заинтересованное лицо возражают против удовлетворения заявления, они обязаны доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Между тем Управление Росреестра по Приморскому краю, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю каких-либо доказательств несоответствия Отчёта требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности не представили.

Аналогично не представлено конкретных доводов, касающихся изложенных в судебном заседании возражений на Отчёт, и со стороны Администрации города Владивостока.

Ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в целях проверки Отчёта об оценке на соответствие требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также об определении рыночной стоимости земельного участка не заявлялось.

Ссылка Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, изложенная в письменном отзыве на административное исковое заявление, на то, что принятое Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края постановление от 14 декабря 2015 года № 5-п соответствует требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, не имеет значения для разрешения настоящего административного дела, поскольку согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П и в определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки, поскольку при государственной кадастровой оценке используются методы массовой оценки, отличные от методов, применяемых при оценке рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учётом положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, именно указанный в Отчёте размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером (10203 000 рублей) должен быть установлен в качестве его кадастровой стоимости.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом в порядке статьи 24.18 данного Федерального закона кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором заинтересованное лицо подало соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В силу разъяснений, приведённых в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является дата первого обращения заинтересованного лица в суд или в Комиссию по рассмотрению споров.

Поскольку административное исковое заявление ФИО1 было подано в Приморский краевой суд 4 марта 2019 года и ранее административный истец в Комиссию по рассмотрению споров не обращался, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ; <адрес>); в размере его рыночной стоимости, равной по состоянию на 1 февраля 2015 года 10203 000 рублей.

Указанный размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером установить на период с 1 января 2019 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о его новой кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи ФИО1 заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 4 марта 2019 года.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморского

краевого суда П.А. Ровенко